ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 11 страница



В конце занятия педагог выставляет рисунки на стенд, при­глашает детей подойти ближе. Говорит: «Представьте себе, что вы пришли на выставку-продажу легковых автомобилей. Ходите вы от автомобиля к автомобилю, разглядываете их и наконец вы­бираете такой, какой бы хотели купить. Покажите такой автомо­биль» . Просит нескольких детей показать выбранный автомобиль и рассказать, почему они его решили купить, чем он понравился.

ЗАНЯТИЕ 8

1. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЕ НЕБО БЫЛО НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ?»

2. РИСОВАНИЕ. «НЕБО ПРИ ЗАКАТЕ СОЛНЦА»

Программные задачи.

Учить замечать цвет и оттенки красок вечернего неба, опи­сывать его; рисовать акварелью на влажной бумаге, переда­вать мягкие переходы одного цвета в другой (вечернее небо при заходе солнца).

Материал.

Для первой части занятия у воспитателя несколько пей­зажных картин, изображающих природу при заходе солнца. У детей по одной открытке такого же содержания.

99


Для второй части занятия у детей акварельные краски и листы белой бумаги. У воспитателя краски и бумага для пока­за приемов рисования.

Ход занятия.

Я часть

Воспитатель помещает перед детьми поочередно пейзажные картины. Спрашивает, какими красками изобразил художник небо на первой, второй и третьей картинах. Делает вывод, что на всех картинах небо нарисовано разными красками. Расска­зывает, что когда заходит солнце, мы его видим не таким осле­пительно ярким, как днем, когда на него невозможно смотреть. Вечером, когда солнце опускается за горизонт, оно становится красным и окрашивает небо вокруг себя в разные цвета и от­тенки — розовый, оранжевый, желтый, малиновый. Один цвет плавно сливается с другим, а если на небе есть облака, то они тоже окрашиваются в разные цвета (указывает на ту или иную картину). Цвет неба отражается в воде, как в зеркале, и даже окрашивает снег в нежные оттенки. Цвет предметов тоже из­меняется. Если солнце еще не совсем зашло, оно золотит свои­ми лучами деревья, если уже ушло, то деревья становятся тем­ными. Закаты солнца очень красивы, и люди любуются ими.

Проводится игра «Какое небо было на прошлой неделе?». Пе­дагог раздает детям по одной открытке с изображением вечерне­го пейзажа. Спрашивает, сколько дней в неделе и как они назы­ваются по порядку. Объясняет, что первый ребенок расскажет, каким было небо в понедельник, второй — каким оно было во вторник и т.д. Рассказ можно начать с указания места, где ребенок наблюдал заход солнца. Например: «В понедельник вечером я был на берегу моря (озера, реки, в лесу и т.д.) и любо­вался заходом солнца». Далее надо описать краски неба: «Внизу у горизонта... выше...» и т.д. Когда окончит свой рассказ пер­вый ребенок, его сменяет второй и т.д. Педагог одобряет тех детей, которые называли не только цвета, но и их оттенки.

2-я часть.Воспитатель предлагает детям изобразить небо при заходе солнца для рисунка, который они будут выпол­нять на следующем занятии. Поясняет, что такое небо дети будут рисовать акварельными красками по мокрой бумаге, чтобы один цвет плавно переходил в другой.

Показывает, как смоченной в воде кисточкой провести по листу бумаги, где будет изображено небо, чтобы бумага стала влажной (примерно 1/2 или более листа, положенного верти­кально или горизонтально). Затем, начиная от горизонта, ак­варельной краской то одного, то другого цвета закрашивает

100


небо, не дожидаясь высыхания краски. Убирает свой лист и предлагает детям нарисовать небо, каким оно может быть при заходе солнца. Оставляет пейзажные картины и, если некото­рые дети будут использовать один-два цвета, указывает на ту или иную картину, где вечернее небо окрашено в разные цвета и оттенки.

ЗАНЯТИЕ 9

РИСОВАНИЕ. «АВТОМОБИЛЬ ОСТАНОВИЛСЯ ВЕЧЕРОМ

ВОЗЛЕ ДОМА»

Программные задачи.

Учить передавать в сюжетном рисунке пропорции между предметами, частичную заслоненность предметов, время суток, пользоваться схемой для построения сюжетного рисунка.

Материал.

У воспитателя лист бумаги с окрашенным в краски заката небом и геометрические фигуры разного цвета: большой и ма­ленький прямоугольники и удлиненный треугольник. У детей листы бумаги, окрашенные на занятии 8, краски гуашь.

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает:

— На окраине города стоял красивый особняк. День уже
клонился к вечеру, солнце опускалось за горизонт, когда к
дому подъехал хозяин и остановил свой автомобиль рядом с
домом.

Прикрепляет к мольберту лист бумаги с фоном, изображаю­щим закат солнца.

— Представьте себе, дети, что эти фигуры обозначают дом,
автомобиль и дерево (показывает геометрические фигуры). При
помощи этих фигур я покажу, как на листе бумаги можно рас­
положить дом, автомобиль и дерево. Вот дом (прикрепляет к
листу большой прямоугольник чуть ниже линии горизонта).
Рядом с домом автомобиль. Он остановился близко к дому и не­
много загораживает его стену. Перед домом растет дерево. Оно
тоже загораживает часть стены (прикрепляет маленький пря­
моугольник и треугольник чуть ниже дома). Я вам составила
схему расположения предметов на рисунке. Скажите, что на­
ходится дальше — дом или автомобиль и дерево? Почему вы
считаете, что дом? (Он расположен выше на листе бумаги, чем
дерево и автомобиль.) Что вы будете рисовать вначале? (Дом.)
Не забудьте про величину дома и автомобиля. Автомобиль не

101


выше окон первого этажа (их ниж­него края). Вы сами придумаете ар­хитектуру дома. Вы знаете, что у дома могут быть балконы, башня, фронтон, окна разной формы и дру­гие архитектурные детали. Дерево тоже может быть разным — елкой, березой, дубом, рябиной. Присту­пайте к работе.

В процессе рисования, если по­требуется, педагог предлагает по­смотреть на схему расположения предметов, рисовать их на разном уровне (выше, ниже), напомина­ет о разной архитектуре домов, некоторым показывает кар­тинки с изображениями зданий. Побуждает дополнять ри­сунок изображениями фонарей, кустов, красивой изгороди и т.п.

В конце занятия педагог выставляет детские работы на стенд. — За городом вырос целый поселок из новых красивых до­мов, разных по архитектуре и окраске. Представьте себе, что вы уже поселились в своем новом доме и пишете письмо своим родным, которым очень интересно знать все о вашем доме — какой он, что рядом с ним растет, какой у вас автомобиль. Что бы вы написали в письме?

Приглашает детей для описания их рисунков. Остальные высказывают свою оценку: всем ли удалось расположить пред­меты согласно предложенной схеме, красив ли рисунок на фоне заката и т.п.

ЗАНЯТИЕ 10

РИСОВАНИЕ. «ПОЖАРНАЯ МАШИНА СПЕШИТ НА ПОЖАР»

Программные задачи.

Уметь отражать в рисунке эпизод из жизни города — изоб­ражать пожарную машину возле дома, охваченного огнем; познакомить детей с расположением цветов в спектре, учить выделять теплые цвета спектра: красный, оранжевый, жел­тый, использовать их для изображения пламени; закреплять умение закрашивать небо в цвета вечернего заката акварель­ными красками «по-мокрому»; учить передавать пропорции между зданием и автомобилем.

102


Материал.

У воспитателя таблицы для ознакомления детей с цветами спектра (изображения радуги, спектрального круга, костра и пейзажный рисунок — льдины на воде под голубым небом и т.п.); предметная картинка с изображением пожарной маши­ны, книга С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое» с иллю­страциями А.Пахомова. У детей по семь небольших полосок, окрашенных в цвета радуги; листы бумаги с фоном, заранее окрашенным детьми (вечернее небо), краски гуашь.

Ход занятия.

Показать детям таблицу для ознакомления с цветами спек­тра. Указав на радугу, спросить, что нарисовано. Предложить перечислить цвета радуги начиная с верхнего, красного. Ска­зать, что в радуге всегда в таком порядке располагаются цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фи­олетовый. Дать детям задание расположить цветные полоски в таком же порядке, как цвета радуги. Затем всем вместе назвать по порядку эти цвета.

Указать детям на нарисованный костер, предложить отве­тить, какими красками нарисован огонь (желтой, оранжевой, красной), и выполнить задание — отделить и назвать цвет по­лосок, которыми рисуют огонь. Сказать, что эти цвета назы­вают теплыми. А те цвета, которые напоминают цвет неба, воды, снега, льда, называют холодными. Это фиолетовый, си­ний, голубой.

Убрать таблицу и полоски, показать детям знакомые им книжки С. Маршака «Пожар» и «Рассказ о неизвестном герое» и сказать: «Дети, посмотрите на эти книги и послушайте отры­вок из книги «Пожар», а потом попробуйте догадаться, что мы сегодня будем рисовать».

...Но пожарные узнали,               Вдаль несутся с гулким звоном,

Где горит, в каком квартале.   Им в пути помехи нет.

Командир сигнал дает,                И сменяется зеленым

И сейчас же — в миг единый - Перед ними красный свет.

Вырываются машины                  В пять минут автомобили

Из распахнутых ворот.                До пожара докатили...

Подтвердить ответы детей, что сегодня они нарисуют по­жарную машину, которая мчится к горящему дому. Предло­жить посмотреть на изображение пожарной машины. При рас­сматривании отметить широкую двойную кабину, в которой размещаются шофер и пожарная команда, позади цистер­ну, свернутый шланг, наверху брандспойт и др. Спросить детей: «Почему пожарный автомобиль окрашен в красный

103


цвет?» (Красный цвет яркий. Это цвет тревоги. Он хорошо виден издали, и все машины уступают дорогу пожарному автомобилю.) Рассказать, что когда в доме возникает по­жар, то из окон вырываются языки пламени, а над ними клубится черный дым. Спросить, какими красками дети на­рисуют пламя (желтой, красной, оранжевой).

Показать иллюстрацию художника Пахомова к книге «Рас­сказ о неизвестном герое», на которой изображено горящее зда­ние. Далее рассмотреть листы бумаги, на которых дети будут рисовать. Спросить, в какое время суток загорелся дом. Ска­зать, что двух-трехэтажный дом и пожарный автомобиль дети расположат примерно так же, как на прошлом занятии они расположили легковой автомобиль возле дома.

В процессе работы напоминать о пропорциях между зда­нием и автомобилем. Поощрять детей за внесение в рисунок интересных дополнений. Спрашивать, какими цветами кра­сок они изобразят огонь и дым и т.п. Предложить желаю­щим в конце занятия показать свои рисунки и рассказать, как возник пожар, как пожарники потушили его.

Сравнить несколько рисунков и определить, к какому дому быстрее домчалась пожарная машина, а у каких зданий пожар сильно разгорелся и потушить его будет труднее.

Примечание. Если дети не знают содержания книг С.Маршака, то следует прочесть их до занятия.

ЗАНЯТИЕ 11

КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ. «УЛИЦА ГОРОДА»

Программные задачи.

Продолжать учить детей участвовать в общей работе — старательно выполнять свою долю труда, обсуждать и состав­лять общую композицию, распределять разную по содержа­нию работу между собой; закрепить умение детей изображать здания и транспортные средства, полученное на предшеству­ющих занятиях.

Материал.

У воспитателя большой лист бумаги продолговатой формы такого размера, чтобы на нем поместились пять-семь зданий (фон — небо, дорогу — 1/4 часть внизу листа — дети вместе с воспитателем закрашивают накануне занятия); кисти, клей; картинки, фотографии, удачные детские работы (здания, транспорт), выполненные на предшествующих занятиях цик-

104


Рис. 30

ла. У детей наборы цветной бумаги, ножницы, клей, цветные карандаши для прорисовки мелких деталей.

Ход занятия.

Детей заранее разделяют на подгруппы из четырех-шести человек и каждую группу сажают вместе за сдвинутые столы.

Педагог говорит, что на прошедших занятиях они научились изображать дома разной архитектуры и городской транспорт. А сегодня они все вместе сделают большую картину-ширму «Улица города», которую можно будет использовать в играх как декорацию настольного театра.

Показывает длинный лист бумаги с двумя сгибами. Говорит, что каждая подгруппа детей сделает свою часть работы для кар­тины «Улица города». Нужно вырезать и склеить два много­этажных дома разной архитектуры, несколько разных машин: автобус, грузовик, легковой автомобиль и несколько деревьев. Объясняет, что дети сами распределят между собой работу, до­говорятся, кто будет делать дома, кто транспорт. А кто первый закончит — вырежет деревья. Во время работы следует совето­ваться и помогать друг другу.

С каждой подгруппой воспитатель договаривается, какое об­щественное здание они изобразят: магазин, театр, школу и т.п., чтобы на улице были разные дома — и жилые, и общественные.

В процессе занятия спрашивает детей о тех или иных спосо­бах вырезывания частей зданий и транспорта, напоминает о про­порциях между зданиями и транспортом- Обращает их внима­ние на картинки и детские работы с предшествующих занятий, чтобы добиться разнообразия в изображении зданий и транспор­та. Если требуется, объясняет и показывает детям, как вырезать деревья. Кроны деревьев вырезывают из заготовок в форме пря­моугольника, а стволы частично наклеивают на кроны деревьев.

Готовые предметы для общей картины раскладывают на одном столе, а длинный лист — на другом. Вместе с детьми

105


педагог рассматривает дома и выбирает самое красивое по ар­хитектуре здание для центра картины. Затем располагает на листе и другие дома. Между домами и перед домами (загора-живаемость предметов) размещает деревья, на дороге — транс­порт. Привлекает детей вопросами к активному обсуждению композиции картины. Предлагает разные варианты располо­жения тех или иных предметов. («Как лучше расположить... чтобы добиться большей выразительности общей картины?») К наклеиванию предметов на картину можно привлекать не всех детей.


VI ЦИКЛ

русские народные сказки

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ

1. Знакомство с искусством — рассматривание иллюстра­
ций художников В.Конашевича и Н.Кочергина к волшебным
русским народным сказкам и сказкам А.Пушкина.

2. Рисование. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
3,4. Рисование. «Нарисуем картинки к сказке "Гуси-лебеди"».

5. Рисование. «Жили-были дед и баба».

6. Рисование. «Дед и баба вылепили Снегурочку».

7. Лепка. «Царевна-лебедь».

8. Тематическое занятие «Жар-птица» (рисование и аппли­
кация).

9. Рисование. «Иван-царевич с жар-птицей».

10. Рисование. «Старинная постройка — терем».
11,12. Рисование. «Сказочный дворец».

13. Рисование. «Нарисуй картинку про какую хочешь сказку».

В цикле:

10 занятий по рисованию,

1 занятие по лепке,

1 занятие тематическое (рисование и аппликация),

1 занятие — знакомство с искусством.

ЗАНЯТИЕ 1

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — РАССМАТРИВАНИЕ

ИЛЛЮСТРАЦИЙ ХУДОЖНИКОВ В.КОНАШЕВИЧА

И Н.КОЧЕРГИНА К ВОЛШЕБНЫМ РУССКИМ НАРОДНЫМ

СКАЗКАМ И СКАЗКАМ А.ПУШКИНА

Программные задачи.

Познакомить детей с творчеством художников-иллюстрато­ров Н.Кочергина, В.Конашевича, Т.Мавриной; учить замечать, какие художественные средства используют художники для характеристики сказочных образов; замечать различия в твор­ческой манере двух художников по иллюстрациям к одному и тому же произведению.

107


Материал.

Несколько книг сказок о животных с иллюстрациями Ю.Васнецова и Е.Рачева; сказки «Сивка-бурка», «По щучьему велению» с иллюстрациями Н.Кочергина; сказка «По щучье­му велению» с иллюстрациями Т. Мавриной; «Сказка о рыба­ке и рыбке» с иллюстрациями В.Конашевича.

Ход занятия.

Педагог помещает перед детьми знакомые им сказки о жи­вотных с иллюстрациями Е.Рачева и Ю.Васнецова. Спрашива­ет, как называют художников, которые рисуют картинки для книг, знакомы ли им эти книги и художники — авторы иллю­страций, предлагает назвать книги и сказать, про кого все эти сказки (про животных). Поясняет, что есть другие сказки, вол­шебные. Герои этих сказок — люди и разные сказочные суще­ства: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, говорящие золотая рыб­ка, щука и многие другие. В волшебных сказках происходят разные чудеса: лягушка превращается в царевну, по щучьему велению сами бегут ведра с водой, а печь едет по улице, скачет Сивка-бурка, у которого из ушей дым столбом валит, а из ноз­дрей пламя пышет. Есть замечательные художники, которые любят рисовать картинки именно к волшебным сказкам.

«Представьте себе, что вы художники и вам предложили нарисовать иллюстрации к каким-нибудь волшебным сказ­кам. Например, к сказке «По щучьему велению» или к сказ­ке «Сивка-бурка». С чего бы вы начали работу?» — спраши­вает воспитатель. Выслушивает высказывания детей и систе­матизирует их ответы: начать нужно со знакомства с содержанием сказки, потом определить характер героев, ка­кие они — добрые или злые, хитрые, трусливые или смелые и т.д.; вообразить, представить себе их внешность; узнать, как в давние времена люди одевались, какими вещами пользова­лись, на чем ездили, какие строили дома, и только потом при­ступить к рисованию.

Предлагает детям рассмотреть иллюстрации к сказке «Сив­ка-бурка», которые нарисовал художник Кочергин. Начинает рассматривание с обложки книги: «Кто нарисован на обложке? Какими нарисовал Кочергин главных героев сказки — Сивку-бурку и Иванушку? » Вместе с детьми педагог рассказывает, что Сивка-бурка изображен с развевающейся огненной гривой и хво­стом, а на нем верхом сидит Иванушка в нарядной богатой одеж­де (перечисляются предметы одежды). Спрашивает, почему так хорошо выделяются фигуры Сивки-бурки и Иванушки на облож­ке (они нарисованы светлыми и яркими красками на черном

108


фоне). Чем еще украсил художник обложку, что сделало ее та­кой нарядной? (Яркая гирлянда из сказочных цветов.)

Далее внимание детей привлекается к титульному листу — «входу» в сказку.

При рассматривании иллюстраций надо разделить их на ос­новные, крупные — во весь лист и одну — во весь разворот (в се­редине книги) и многочисленные мелкие на широких полях вок­руг текста, на которых изображены родные Иванушки, жители города, слуги и воины царя и др. Эти рисунки дополняют текст сказки, по ним можно подробнее узнать, как происходили все события. «Давайте рассмотрим, каким художник изобразил Ива­нушку», — предлагает воспитатель и показывает иллюстрацию, на которой изображено, как герой поймал Сивку-бурку на пше­ничном поле. «Попробуйте по этой картинке определить, какой Иванушка — трусливый или смелый, ленивый или ловкий. По­чему вы считаете, что Иванушка смелый и ловкий? Да, об этом можно судить по позе Иванушки, по выражению его лица».

Далее воспитатель обращает внимание детей на колорит картины. Бешеные прыжки коня с вцепившимся в его гриву наездником происходят на фоне темно-синего неба с тучами и разметавшихся высоких колосьев пшеницы.

Затем рассматриваются другие иллюстрации к сказке. Педа­гог вопросами направляет внимание детей на интересные подроб­ности, на выражения лиц и позы людей, по которым видно, как они реагируют на происходящие события. Спрашивает: «Как вы думаете, дети, знает ли художник Кочергин, какую одежду но­сили русские люди в давние времена, какие строили избы, тере­ма, дворцы, церкви, какими пользовались домашними вещами? »


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!