КАКИМ Я ПОМНЮ Н.Д. ТАЛЬБЕРГА (1886-1967)



 

Многие, из семинаристов поступив в Свято Троицкую Духовную семинарию, уже прежде, в школах или университетах, слушали лекции по русской истории. Но то, что студентам прежде предлагалось, сухие факты, было для многих не интересно. Они слышали, как что-то, где-то, произошло в определенные годы, какие были результаты битв и войн, проведение реформ, правления различных правителей государства, но Николай Димитриевич читал свой курс с точки зрения Русской Православной Церкви, Богоизбранность России, и ее населения. На вопрос во время урока, какие пагубные влияния он видит для России он, не задумываясь, ответил «католическая пропаганда». Когда я ему сказал, что католики занимаются миссионерством, он ответил; «миссионерство это Православной Церкви, а католической – пропаганда!». Н.Д. считал, что католичество является ересью и, следовательно, стараясь насильно привлекать православных верующих в унию, является борьбой с Истиной, которая была дана Православным народам, среди которых хранилась без изменений со времен Апостолов и Вселенских Соборов. О т.н. «просветительстве» протестантизма он утверждал, что в этих религиозных организациях которые, отколовшись от католичества, вообще не являются христианами, хоть таковыми себя называют. Как пример он приводил в иеговистов, мормонов и других, а также и раскольников в России. Поэтому, он говорил, на нас православных, лежит большая обязанность, хранить Истину, передавая ее следующему поколению, без добавлений и изменений, на которые соблазняет людей диавол.

Он отмечал различие между правлением Православного Монарха обладавшего Миропомазанием и выбранными «президентами», которые правят не от имени Бога, а т.н. «народа». Он напоминал о помазании елеем от имени Бога Самуилом Саула на правление государством, о том, как юный Давид сберег жизнь Царя, зная, что цареубийство большой грех пред Богом. Как Н.Д. указывал указы Царей, и Императоров начинались словами: «Божией Милостью…» что отсутствует у т.н. «президентов» и диктаторов. Как он отмечал, наши Цари, всегда выступали в защиту Православия во всем мире, заботились о миссионерстве и советниками у них были духовные лица.

Для лекций Н.Д. приготовил два учебника: «История христианской Церкви» и «История Русской Церкви». Те, кто поступал в семинарию непосредственно на старшие курсы, начиная с 3-го или 4-го, не слушали содержание о начале христианства и были частично лишены православного идеологического учения. Так считал Н.Д. и его мнение разделяли Владыка Аверкий и о. Архимандрит Константин (см. стр. 47-1). Н.Д. читая лекции, устно дополнял многое, чего не было в учебниках, в частности, пользуясь учебниками Спетербургской Духовной Академии, с указанием тех мест, которые опускались гражданскими не имевшими духовного образования историками. В этом он сходился во мнении с И.М. Андреевским, также считавшем, что светским людям часто непонятно поведение вышедших из монастырей духовных лиц живших иной жизнью.

С Н.Д. меня познакомил игумен Антоний (Граббе) на Троицу 1957 г. когда я с ним приезжал в монастырь. Но поступил я в семинарию только в 1965 году. У меня с первых лекций случались с Н.Д. расхождения во мнении, но он всякий раз терпеливо объяснял мою неправоту, указывая, что у меня выявляется иностранное – не православное и не русское влияние. Поэтому он сказал, брат Георгий я тебе дарю свою книгу «Святая Русь» (Книга была издана издательством Светлейшего кн. М. Горчакова в Париже в 1929 г. 144 стр. Впоследствии уже окончив семинарию, в 1983 г. в ARDM-Press я эту книгу переиздал в 100 экземплярах и ходатайствовал, чтобы ее также переиздали в Джорданвилле). Н.Д. поручал мне для чтения или для его научных работ делать поиски в различных книгах. Когда я ездил в Нью-Йорк, то он всякий раз, давал мне поручение зайти в городскую библиотеку, в русский отдел, который был в то время лучше организован, чем во многих университетах и найти для него какие-то сведения. Очень скоро после начала слушанья лекций Н.Д. я был ими увлечен, понявши, насколько мне не была понятна русская история.

Род Тальбергов ведет свое начало из Швеции. Отец Н.Д. был профессором уголовного права Киевского университета и под его влиянием в 1898 г. Н.Д. поступил в Киевское Екатерининское реальное училище, а затем в Петербургское Императорское училище правоведения. Н.Д. во время революционных волнений 1905 г. был организатором студентов недопущения в Училище изменений. Образование он окончил в 1907 году с золотой медалью. Н.Д. любил повторять о том, что для трудолюбивых и умных людей независимо от их происхождения и материального положения имелись большие возможности в России, как он подчеркивал больше чем в других странах. Как он говорил, его крестный отец Д.И. Пихно, был крестьянином, учившимся в гимназии и университете с его отцом и дядями, ставший профессором Киевского университета, редактором газеты «Киевлянин» и ставшим членом Государственного Совета.

Н.Д. поступил на службу в отдел личного состава Министерство Внутренних дел в 1907 г. Затем был переведен в Ригу, и назначен в 1909 г. советником Курляндского Губернского Правления, откуда был переведен на следующий год в Киев на такую же должность.

Он встречался с К.П. Победоносцевым, о котором рассказывал интересные воспоминания. По его мнению, К.П. Победоносцев и П. А. Столыпин были главными опорами среди государственных служащих русской монархии во время царствования Императора Николая II. Однажды я зашел с книгами в келию Н.Д. Там был отец Киприан и между ними был разговор о мировой войне. Н.Д. говорил, что во время царствования Императора Александра III Россия была в союзе с Германией, а потом с Францией. Россия была недовольна деятельностью Германии, главным образом, канцлера О. Бисмарка, когда после окончания Балканской войны, на Конгрессе в Берлине (1878 г.) немцы были против возобновления Венского договора и Лиги Трех Императоров (1873 г.) В 1887 г. был заключен договор между Россией и Германией, по которому Россия пришла бы выступить на помощь Германии, если бы ей была объявлена война Францией, а если Австро-Венгрия объявила бы войну России, то Германия пришла бы на помощь России. Но как сказал Н.Д. в 1890 г. канцлерство в Германии занял уже не Бисмарк, но политик настроенный против России, и вследствие этого России пришлось заключить договор с республиканской Францией. Эти военные и последующие экономические договоры, как считал Н.Д., нарушили в Европе статус кво, в результате чего произошло крушение монархий после мировой войны.

В 1911 г. Н.Д. был переведен в Спетербург в Управление Продовольственной Части и участвовал в проведении реформы П.А. Столыпина, сопровождая в поездках начальника Управления В.В. Ковалевского. В 1913 г. он был назначен членом Черниговского губернского Присутствия.

В 1914 г. Н.Д. был назначен чиновником особых поручений, при министре Внутренних Дел, с поручением заведовать делопроизводством, по выборам в Государственный Совет и Думу. Несмотря на молодость, он благодаря усердной службе, был произведен в Статские Советники и участвовал во многих предприятиях имевших своей целью прекращение революционного движения. В его обязанность входило подготовка губернаторов, вызов их в столицу для консультаций и т.д. С ужасом, он рассказывал, какие были затруднения в Империи, при поисках кандидатов на высшие государ-ственные должности, в связи с частыми убийствами революционерами.

Кроме своей прямой служебной обязанности, Н.Д. состоял, со времени начала войны секретарем Благотворительного Комитета Министерства Внутренних Дел, а в 1915 г. стал членом Совета общества помощи русским беженцам.

После революции Н.Д. ушел в отставку и уехал на Кавказ. Революция большевиков застала его в Москве, куда он приехал с Кавказа по делам. Там он вступил в тайную организацию во главе с Н.Е. Марковым и для более успешного в ней участия переехал в Петроград, откуда по делам организации отправлен был в Москву и Киев, где в 1918 г. участвовал на местном, тайном монархическом съезде. С согласия организации Н.Д. занял должность в Министерстве Внутренних Дел в правительстве гетмана П.П. Скоропадского, всячески борясь с революционными организациями. Как он рассказывал, положение в России, так быстро менялось, что не успевали, часто даже начать задуманное как, например, в деле организации Днепровского Казачества для борьбы на Юге России с большевиками. После падения власти гетмана Н.Д. уехал в Бесарабию, но через год вернулся в Одессу. Однако в это время там уже происходила эвакуация, и он опять покинул пределы России и через Болгарию, Сербию, Австрию и Чехословакию перебрался в Германию.

Там он возобновил работу в организации Маркова и по его поручению поехал в Сербию и Грецию для подготовки монархического съезда. В 1921 г. Н.Д. участвовал на первом съезде в Райхенгалле и был выбран первым Управляющим делами Высшего Монархического Совета. В 1926 г. он был участником Зарубежного Съезда в Париже. Он состоял также членом других организаций стоявших за восстановление монархического строя правления в России. Защищая эти идеи в печати, Н.Д. участвовал с 1920 г. в издании журнала «Двуглавый Орел» и также в издании труда С.С. Ольденбурга «Царствование Императора Николая II»

Н.Д. участвовал в монархических организациях, писал статьи, доказывая превосходство монархической формы правления. Деятельность Н.Д. была не только исключительно политической. Он принял большое участие в церковной жизни, защищая каноническое единство Русской Зарубежной Церкви. В своих статьях в журналах «Двуглавый Орел» и «Отечество», с докладами в различных городах Франции он выступал в защиту Синодальной Церкви. Свои мысли он выражал в статьях «Возбудители раскола» и «Церковный раскол», совместно с князем М. Горчаковым. Он написал «Итоги политики митрополита Сергия и Евлогия», принял участие в составлении книги «Русская Православная Церковь в Северной Америке – Историческая справка».

Н.Д. был участником Второго Зарубежного Церковного Собора в 1938 г. в СремскихКарловцах, где он был избран помощником секретаря. После окончания Собора Н.Д. участвовал в комиссии издавшей труды Собора. В различных городах, где он проживал, его избирали церковным старостой.

Во время Второй Мировой войны он продолжал деятельное участие в борьбе с коммунизмом. В 1944 г. он принял участие в эвакуации русских из Югославии.

После II мировой войны Н.Д. оказался в Австрии. В Зальцбурге он был в комитете, устраивавшем беженцев и защищавшем т.н. ДП - «жертв Ялтинского соглашения», от выдачи большевикам. Эту работу он продолжал в лагере Парш (Австрия) где по поручению комитета он начал постройку лагерной церкви и гимназии, первым директором которой он стал.

Эмигрировав в США, в 1950 году он, поселившись в Свято Троицком монастыре, в Семинарии заняв место профессора преподавая гражданскую и церковную историю, писал статьи для «Православной Руси», «Православной жизни», «Православного пути» и других изданий. Ему было предложено принятие монашества и возведение в сан Архиерея, но он также как и Н.Н. Александров - декан семинарии, мотивировал свой отказ возрастом и недостоинством для высокого сана. Эти два воспитатели многих выпусков семинаристов продолжали жить для России, вдохновляя будущих пастырей Церкви в надежде на милость Христа и Покровительство Руси Божией Матери. Они оба жили без личной жизни и их двери были всегда открыты для всех. Оба они находили для других доброе утешающее слово в нужде. Декану Н. Александрову, многие из семинаристов, окончивших образование, обязаны не только моральной, но также материальной помощью. Как один из них, так и другой обладавшие прекрасной памятью рассказывали семинаристам о духовных, военных и гражданских деятелях которых они знали лично. Н.Д. рассказывал о тех, кто обращался к нему лично за советами генералами: Врангеле, Кутепове, Миллере, Краснове, Туркуле и Бискупском. Н. Александров рассказывал о Русском Флоте, о том, что к 1917 году он был готов не только отразить Флот Имп. Вильгельма, будучи переоборудован, но и победить в битвах. Он рассказывал и показывал нам снимки русских кораблей, рассказывая о новейшей на нем технике.

В монастыре, Н.Д. принимал живейшее участие, и с ним советовались не только семинаристы и монашествующие, но и посещавшие обитель историки. Его смерть неожиданно наступила 16 мая 1967 г. после краткой болезни. Он слег, но и будучи больным, продолжал свои исследования по истории. В последние недели жизни Н.Д. был занят составлением списка всех убиенных Великих Князей Киевской, затем Московской Руси, Царей Русской Империи и членов их семейств. В списке, где было известно, перечислялись имена убийц, их национальность и вероисповедание. Н.Д. также обдумывал, окончание своей работы об Евлогианском расколе, которую ему самому не пришлось завершить, и она была по его указаниям окончена другими.

Его смерть мне кажется, наступила при загадочных обстоятельствах.

Среди многочисленных работ Н.Д. Тальберга нужно отметить:

1. Полвека Архипастырского служения. – Митрополит Анастасий.

2. Святая Земля.

3. Святитель Митрофан Воронежский.

4. Архиепископ Антоний Воронежский.

5. Миссионерский подвиг Русской Православной Церкви.

6. Филарет Митрополит Киевский.

7. Пространный Месяцеслов Русских Святых и Краткие Сведения о Чудотворных

Иконах Божией Матери.

8. Православное Храмоздание Императорской России в Европе.

9. Гоголь – Глашатай Святой Руси.

10. Муж верности и разума – К.П. Победоносцев.

11. Император Николай I – Православный Царь.

12. Император Николай I в свете исторической правды.

13. Трагедия Русского Офицерства.

14. История Христианской Церкви.

15. История Русской Церкви.

16. К 500-летию падения Второго Рима.

17. Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский, и воссоединение униатов

с Православной Церковью.

18. Сборник – Отечественная быль: Из жизни и деятельности Имп. Екатерины II.

Имп. Павел I в молодые годы. Имп. Александр I умиротворитель Европы.

Имп. Николай I в жизни и на пороге смерти. Царская Россия и Северо-Американская республика в их исторической дружественности. Царь Миротворец. Светлой памяти возлюбленного Государя. Пролог Екатеринбургской трагедии.

19. К сорокалетию пагубного евлогианского раскола.

Труды Н.Д. оказались не напрасны и послужили и еще послужат молодым подрастающим поколениям русской молодежи и студентам русской истории в назидание и воспитание.

Да упокоит Всещедрый Господь душу глашатая Святого Православия и Святой Руси.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!