ПАМЯТИ О. ИЕРОМОНАХА ИГНАТИЯ (ТРЕПАЧКО) 1938-1991



 

Если бы готовили сцену с участием русских богатырей то о. Игнатий, бесспорно, играл бы Илью Муромца. Он был с виду богатырем, высокий рост, широкие плечи, руки с виду под которые не хотелось бы подвернуться. Но у этого богатыря была самая приятная улыбка, что по всей вероятности перешло к нему от его отца бывшего также в Свято Троицком монастыре – отца Ионы. О. Игнатий был богатырем не только физически. Он отличался от других еще, будучи семинаристом выдаваясь своими личными качествами доброты, успехами в учении, трудолюбии и посещении богослужений. Как все богатыри он отличался также спокойствием и сосредоточием, передавая эти чувства всем бывшим с ним.

В монастырь он прибыл в 1959 г. для учения со своим младшим братом Анатолием. В монашество, после окончания семинарии в 1964 г. Виктора под именем Игнатия, затем в диаконы и иеромонахи рукоположил блаженной памяти Архиепископ Аверкий. Ставши диаконом, он начал работать на наборных машинах-линотипах, брошюровке журналов и книг, фальцеванию и сшиванию листов. Вместе со своим братом он потрудился при пристройке к соборному храму монастыря пономарки, ризницы и притвора. О. Игнатий трудился, оставаясь незаметным для богомольцев монашест-вующим в обители исполняя все даваемые послушания: как учителя Ветхого Завета, наборщика и редактора Православной Руси, уставщика, а после отъезда о. Нектария на Святую Землю он стал регентом. Он подавал своим поведением и трудолюбием пример другим и благодаря таким как он монастырь повышал свою миссионерскую работу и славу как Русская Зарубежная Лавра, прославившаяся во всем мире духовно и материально. Благодаря ему, и отцам Пантелеимону (Нижник) Сергию (Ромберг) и Антонию (Ямщиков) монастырь снабжал религиозной литературой всю Зарубежную Русь, и издания даже попадали в порабощенное богоборцами Отечество. Монастырь благодаря своим труженикам снабжал экономически, Синод другие монастыри и отдельные приходы. О. Игнатий пользовался среди насельников и учеников-семинаристов любовью. У него для всех были добрая улыбка и слово. Несмотря на то, что он сам, будучи семинаристом, был серьезным учеником, ставши преподавателем, он уроки проводил с добавлением того, что он почерпнул сам из прочитанного в трудах Св. Отцов, Учителей Церкви и литературы, делая лекции интересными. Так, например он привел на лекции всевозможные теории о переходе евреев с Моисеем через Чермное море, окончив, что, сколько бы различные теоретики-богословы-историки не спорили, то, что тогда произошло, и в каком именно месте был евреями совершен переход для нас православных главное, то, что это случилось. Он прекрасно знал историю Церкви и передал своим ученикам уверенность в то, что Библия это самая надежная книга по истории человечества.

Помню его, когда было испытание голоса, то он дал стих: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…» Один из семинаристов спросил его «как громко?» Он сказал «полным голосом» но когда ученик запел о. Игнатий замахал руками: «тише, тише ты «иерихонская труба» оглушишь в общежитии всех наших отцов» – «будешь не петь, а читать на клиросе!». Отец Игнатий обладал музыкальным ухом, сам хорошо пел и пытался помочь «медведям» петь, а не рявкать или рыкать на восемь гласов, однако не все семинаристы были с голосами, и он за не имением времени, некоторых отсылал к о. архимандриту Иосифу, который терпеливо учил семинаристов петь по нотам. О. Иосиф всегда был готов помочь, уже один вид его доброго лица, ласковый, задушевный голос, уменье регента с многолетним опытом почти всегда приводили к положительным результатам.

Отец Игнатий работал до позднего времени в типографии, затем он долго в своей келии читал и готовился к лекциям. Однажды он сделал перерыв поздно вечером. Было уже темно, и он по своему обыкновению пошел от общежития по дороге вверх к кладбищу. Дойдя до кладбища, он посмотрел в сторону часовни и вдруг увидел, как из одной из могил поднимается фигура. О. Игнатий, что силы принялся бежать назад к общежитию, остановившись только у входа, где как раз стоял о. Сергий. Через некоторое время от кладбища шла одна из старушек, жившая в Джорданвилле, которая спросила: «о. Игнатий, почему вы так побежали от меня?» Это происшествие развеселило как самого о. Игнатия так и многих других насельников. Самое интересное было, как он сам рассказывал о своем испуге, увидевши фигуру, отделявшуюся от могилы.

О. Игнатий, как и многие другие насельники, был недоволен Владыкой Архиепископом Лавром, взявшим в свои руки все бразды правления Серакузско-Троицкой Епархии, секретариатство Синода, настоятельство монастырем и ректорство семинарией. О. Игнатий на собрании монашествующих монастыря указал, что канонически они должны были бы избирать из своей среды игумена монастыря. Как он указал, у Владыки Лавра не хватало времени уделить на все возложенные, на него обязанности и поэтому как монастырь, так и семинария страдают.

Вспоминая насельников монастыря золотого и серебряного века нельзя забыть о. Игнатия вложившего в души своих благодарных воспитанников веру в то, что Господь всегда побеждал зло! Что как бы ни было положение безнадежно, Господь придет с помощью, так как ничего не происходит без Его воли и нужно только Его просить.

 

ДЖОРДАНВИЛЛЬ – ВОСПОМИНАНИЯ

 

«Ты брат Георгий садись в машину, набери в колонке бензина и поезжай по этой дороге; когда доедешь до перекрестка, то там после сарая поворачивай по дороге налево; это где-то там, не помню слева или справа, но доедешь где на поле поломанные автомашины или может быть какая-то мастерская; не смущайся этим и не поворачивай назад - езжай вперед, пока не доедешь до Могавка, а там смотри не переезжай главную дорогу в Геркимер, а поворачивай налево, до большого здания, не то банк, не то суд, или почта. Там ты развернешься и, поставив машину, увидишь библиотеку, но она нам не нужна. Нам нужен магазин, обслуживающий фермеров. Там ты купишь три ящика банок для меда, и затем не забудь последний выпуск журнала о пчелах, также не забудь 20 рамок для сот».

Приблизительно такого содержания я получил инструкцию от о. Геласия (Митусова, 1890-1966). За все годы пребывания в Джорданвилльском монастыре, и в последствие, меня не ужалила ни одна пчела, и я ему этим обязан.

Когда я получил послушание на пасеку то о. Геласий первым делом «познакомил» меня с пчелками. Знакомство заключалось в его указании: «Если к тебе ласкается котенок или щенок, то разве ты его будешь отпихивать от себя ботинком? Так почему же люди обижают пчелок, махая на них руками? Пчелки думают, что их хотят обидеть! Ведь они интересуются, что ты за человек, тем более, если ты не был раньше на пасеке. Пчела любопытная и хочет ласки! Она садится на тебя и не хочет тебя обижать, а только понюхать и осмотреться кругом. Ты с ней поговори. Ты не махай руками, а подуй на нее и она улетит».

Утром перед началом работы о. Геласий всегда молился о том, чтобы в монастыре все насельники были здоровы, чтобы пасеку не постигло какое либо несчастье, чтобы пчел никто не обидел, и не пришла бы к ним болезнь. В монастыре было три пасеки, которыми заведовали отцы Геласий и Иннокентий (Петров), и отец, и сын Тарнопольские.

После такого наставления о. Геласий дал мне ведерко и сказал, чтобы я разлил по баночкам воду для пчел. «Пчелки, сказал он, по нюху будут после этого тебя знать – что ты их друг; весной, когда еще мало на полях цветов, то пчелам необходимо помогать с кормом и они, зная тебя, будут к тебе ласкаться».

О. Геласий относился внимательно к пчелам, выпустив их из подвала, где они были всю зиму. Он их подкармливал медом и сахарной свеклой, разбавляя водой. «Это наши друзья, - говорил он - они нас кормят и к ним нужно относиться с любовью, а не так как фермеры, оставляя пчел замерзать на зиму, а весной начинать новые рои. Это не по Божески к пчелам, и не честно к людям. Чтобы было больше меду, дают им мешки сахару и другой еды. У нас в монастыре чистый мед. Вот в начале лета у нас горчичный мед, потом другие и все нам приносят наши друзья-пчелки».

В первую же неделю после моего приезда летом 1957 года в монастырь меня назначили на послушание к о. Нектарию (Чернобылю) на огороды собирать малину. Последний раз мне посчастливилось быть с архимандритом Нектарием далеко от нашего монастыря в Иерусалиме, куда меня на три месяца послала РПЦЗ на послушание в 1999 году.

Многие монашествующие Свято-Троицкой обители оказали влияние на мою последующую жизнь, но более всех - отцы Константин (Зайцев), Нектарий, Иосиф (Колос), Геласий и Владимир (Сухобок).

Они отличались между собой во многом, но все они давали другим пример для подражания: как жить настоящим христианином. Причем Свято-Троицкий монастырь был маяком не только для русских верующих. Познакомиться с жизнью его насельников приезжали, из далека духовные лица различных христианских вероисповеданий. Они поражались тем, что когда все выходили на работы, то это было все, включая и самого настоятеля монастыря, архиепископа Виталия (Максименко), которого видели с лопатой, граблями или вилами на полях или на различных монастырских работах. Основателя-строителя монастыря о. Пантелеймона (Нижника) почти каждый день можно было видеть на работах с трактором, или с моторами для перекачки воды из озер и т. д. Католические монахи бенедиктинского ордена и духовные лица пресвитерианцев часто приезжали в монастырь, чтобы ознакомиться, как они говорили, «с забытым уставом монашества». Их, и многих паломников, поражало, что все трудовые послушания в монастыре проводились как будто бы без руководства начальства. Нужно отметить, что некоторые из трудников имели высшее образование, как, например о. Никодим (Кротков) бывший инженером, или о. Нектарий - агрономом. Были среди них и белые офицеры.

Все насельники монастыря, монашествующие и послушники, (когда семинарией руководил архиепископ Виталий, то все учащиеся были послушниками) исполняли по расписанию послушания. Многие имели по несколько обязанностей. Когда они оканчивали одну из работ, принимались за другую, смотрели, чем нужно помочь другому, или сами находили, что необходимо сделать. Поэтому вся жизнь проходила в работе «как часы»: В 4.30 подъем, в 5 часов полунощница и утренняя молитва, в 6 часов Божественная Литургия, от 4-х до 6.30 вечерня, утреня и малое повечерие, кончаясь в 7 часов каноном и молитвами на сон грядущий. Утром на полунощнице присутствовали все насельники, а затем, - завися от послушания, - служба в храме и на клиросе, на кухне, в коровнике и на различных работах, требовавших непременного присутствия.

В монастыре были свои мастерские. Отец Мефодий занимался техникой, переплетной руководил о. Нектарий, иконописной - отцы Киприан (Пыжов) и Алипий (Гаманович), швейной - о. Филарет (Писарик), столярной - о. Нил, коровником (75-100 коров и телок) и курами - о. Иов, огородами - о. Нектарий, работами на полях - отцы Иов, Мефодий и Флор, пекарней - отцы Никодим (Соммеринг), Сергий (Ромберг) и Федор, канцелярией управляли отцы Лавр (Шкурла) и Владимир, печатными работами – отцы Сергий, Антоний (Ямщиков) и Игнатий (Трепачко), медицинской помощью - врач И. М. Андреевский и о. Сергий, редакцией журнала «Православная Русь» – о. Константин, библиотекой – о. Владимир и С. М. Иванов, на кладбище работы проводили отцы Иов и Флор, клумбами и цветами заведовал брат Евгений. Были также парикмахер и изготовитель кваса. В монастыре далеко от Руси, был даже юродивый – Левушка, который часто появлялся там, где его не ожидали, и ошарашивал людей своими мудрыми высказываниями. Он не ел вместе со всеми в трапезной и жил где-то на отшибе в столярной или курятнике. Там же жил послушник американец Евгений, следивший в монастыре за цветниками. Он отказывал себе во всем и также как Левушка брал еду на кухне и уносил, есть. Спал он, всегда сидя на стуле около печи, смиряя себя от различных соблазнов. Не нужно думать, что он был глуп и не образован. Он был студентом медицины и покинул профессию, будучи разочарован жизнью в стране и ее населением, ушедшим по его словам от Бога. Мне помнится его разговор у клумбы, где работал брат Евгений и спор с приехавшим в Монастырь о. Серафимом Роузом заключавшимся в том, что более приносит пользы Церкви: служение с послушанием и молитвой за всех людей монашествующим или миссионерство, связанное с разъездами по стране, и посещением различных приходов.

Во всех работах участвовали послушники и семинаристы. В типографии и в канцелярии почти всегда работы велись до 10 вечера и даже позднее. Благочинный – о. Киприан - делал по монастырю наряды на работы, службу в храме, чтение и т. д. Хором управляли: левым клиросом о. Иосиф, а правым о. Нектарий. Многие духовные лица, кроме работ по монастырю, читали лекции в семинарии. Все трудились во славу Божию как пчелы, не избегая любой работы. Каждый монашествующий давал пример другим - в особенности приезжавшим новичкам. Они прекрасно знали происходящее вне монастыря: что люди все дальше уходили от религии, - и за них молились. В монастыре порою проводились доклады, на которые приходили все желающие. Никогда не забуду один из них, сделанный изобретателем вертолета Игорем Сикорским, о возможности полетов на другие планеты.

Однажды я был назначен собирать с о. Нектарием малину. Кусты росли на высоких рамах, и ягоды собирались легко. Начав сбор, я с опаской посматривал на о. Нектария и клал все ягоды в ведерко. Вдруг он, обращаясь ко мне, строго говорит: «Ты как собираешь ягоды?» Ну, подумал я – наверно работаю медленно. А он смотрит на меня и, улыбаясь, говорит: «Нужно одну в ведро, а другую в рот». Ну, хорошо думаю, не ругает меня – слава Богу! А он продолжает разговор: «Вот говорить неправду, это все равно как есть ягоды малины: за одной съешь другую, а затем третью и т. д. - и кончишь, съев все ягоды с куста. Так и с ложью – начнешь с малой незаметной, а потом, привыкши, станешь рабом неправды. Разве ты хочешь быть рабом неправды? Вот ты жил в миру, видел много неправды, а здесь ты научишься жить и работать по-христиански. Научишься, как делать прививки фруктовым деревьям. Мы в прошлом году отправили несколько вагонов яблок на продажу – вон видишь там за озерами наши сады. Мы также заготавливаем на зиму в банках овощи, а огурцы в кадках держим в озере».

Прожив в монастыре несколько лет, я не слышал от монашествующих или послушников ни разу обмана, но помню к себе их доброе отношение, даже когда я этого не заслуживал. Такими были насельники монастыря при архиепископах Виталии (+ 1960) и затем Аверкии (+ 1976), после которого настоятелем стал Лавр, допустивший с архиепископом Марком в монастырь и семинарию много белоручек из СССР считавших ниже своего достоинства исполнять черную работу. Эти нежнолапки не желали исполнять даже легкие работы и поэтому понемногу закрылись сельскохозяйственное и молочное хозяйства, да и почти все мастерские. По этой причине, новые насельники лишены возможности, ознакомиться с той духовной и трудовой жизнью, которой там жили прежде.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!