Примерный перечень музыкальных произведений. Рабочая программа "Музыкальный инструмент" (классическая гитара) 24.01.2014 15:27 Автономное учреждение дополнительного образования детей



Рабочая программа "Музыкальный инструмент" (классическая гитара) 24.01.2014 15:27 Автономное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств Юргинского муниципального района»   Рабочая программа «Музыкальный инструмент» (классическая гитара) Срок реализации программы 5 лет         Составитель: Миллер Дмитрий Фёдорович, Преподаватель АУ «ДШИ»   с.Юргинское 2013    

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Учебно-тематический план. 1 класс………………..………………………….6

Учебно-тематический план. 2 класс…………………………………………..12

Учебно-тематический план. 3 класс…………………………………………..16

Учебно-тематический план. 4 класс…………………………………………..19

Учебно-тематический план. 5 класс…………………………………………..23

Требования к уровню подготовки выпускников……………………………..27

Критерии оценки…………………………………………………....……………..28

Условия реализации программы……………………………………………... 29

Рекомендуемая литература…………………………………………………....30

 

Пояснительная записка

В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Музыкальный инструмент» (классическая гитара) имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественное воспитание и общее музыкальное образование, основанные на сложившейся традиционной школе обучения игре на народных инструментах (гармонике, различных видах баянов) и богатом учебном репертуаре – образцах национальной музыки, отечественной и зарубежной классики.

Актуальностьданной программы определяется с одной стороны, потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям русской национальной музыкальной культуры. Обучение на музыкальном инструменте – гитаре позволяет создать условия для интеллектуального, художественно-эстетического и духовно-нравственного, творческого развития личности учащегося, для культурного и профессионального самоопределения, позволяет развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, обеспечивая эмоциональное благополучие и самореализацию личности в разносторонней деятельности, приобщаясь к общечеловеческим ценностям и к национальным традициям русского и других народов, в музыкальной культуре которых широкое распространение имеет гитара и тем самым интегрироваться в систему мировой и отечественной культуры.

Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на постепенное развитие учащегося соответствующее требованиям и уровню подготовки выпускника ДМШ.

Новизна данной программы заключается в обосновании содержания обучения игре на инструменте по каждому классу.

Основу данной программы составили методики обучения игре на гитаре П.С. Агафошина, А. Иванова-Крамского, М. Каркасси, Э. Пухоля, А. Гитмана, Н. Кирьянова, которые отражают традиционные и современные подходы в музыкальной педагогике и способствуют планомерному, систематическому, последовательному решению учебных, технических, художественно- исполнительских задач.

Цель образовательной программы заключается в развитии учащихся и овладении ими системой знаний, умений и навыков грамотного исполнения на инструменте произведений различных стилей, жанров и форм музыкального искусства.

Задачи образовательного процесса:

обучить учащихся самостоятельной работе над музыкальным произведением, чтению с листа, транспонированию, подбору по слуху,

освоить основные понятия области музыки и искусства,

развитьу учащихся музыкальное мышление, память, эмоциональное восприятие искусства,

сформировать комплекс исполнительских умений и навыков эстетические идеалы, эстетические потребности и высокий художественный вкус – основу эстетически развитой личности,

воспитатьдуховно-нравственные и эстетические качества личности, интерес к культуре и искусству посредством приобщения к шедеврам отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства,

создать условия для самостоятельного жизненного и профессионального самоопределения.

Содержание музыкального образованиявключает в себя:

–формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности музыкального искусства, активную художественно-музыкальную деятельность,

– формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Основным средством обучения, воспитания и развития учащихся выступает учебный и концертный репертуар, который строится на основе следующих принципов: постепенном усложнении, направленном на решение педагогических, технических и художественных задач, отборе высокохудожественных произведений отечественной, зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, произведений местных, национальных композиторов, разнохарактерных и разножанровых произведений, различных стилей и музыкальных форм, мелодичных и эмоциональных, содержательных и развивающих обучающихся, учете музыкальных интересов и художественного вкуса учащегося.

Программа рассчитана на пятилетнее обучение учащихся с 9-10 до 14-15 лет и предполагает занятия 2 раза в неделю. Общее количество часов в год – 64, общее количество часов в неделю – 2. Набор учащихся свободный.

Ведущей формой занятий является индивидуальный урок, который проводится как интегрированный, комплексный урок. На уроках используются разнообразные игровые методы, творческие задания. На раннем этапе обучения одним из ведущих методов является практический показ, способствующий наглядной демонстрации правильного исполнения, передачи учащемуся ощущений инструмента, исполнительского опыта педагога, тактильная наглядность формирует ощущение волновых колебаний музыкального звучания, их восприятие и отзывчивость, прослушивания записей и их анализ, сольмизирование и сольфеджирование, словесные методы (объяснение, проблемные ситуации, инструкции выполнения заданий, и другие). Широкое внедрение в образовательном процессе имеет педагогика сотрудничества, технологии индивидуального, дифференцированного, развивающего обучения, личностно-ориентированного подхода, педагогика ненасилия и педагогика успеха.

Основными формами текущего контроля является опрос, анализ работы (рефлексия) и наблюдение, оценка на уроке через создание специальных условий,за выполнение заданий и работу на занятии. Формами промежуточного контроля являются:

контрольный урок, который проводится в классе в конце первой четверти, результаты которого оцениваются педагогом по пятибалльной системе, исполнение программы предполагает и игру по нотам,

прослушивания, проводимые в конце первого полугодия (1-4 классы) и в конце каждой четверти в 5 выпускном классе,

технический дифференцированный зачет, проводимый ежегодно со 2 класса в середине третьей четверти,

академический концерт – публичное выступление учащихсяв конце учебного года, который включает исполнение программы.

Формой итоговой аттестации является экзамен, который проводится в конце 5 класса. Учащиеся принимают участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, районных, общешкольных мероприятиях, что автоматически им учитывается при подведении итогов за учебный год.

Ожидаемые результаты. Выпускник класса «Музыкальный инструмент» (классическая гитара) должен иметь сформированный комплекс духовно-нравственных, эстетических качеств, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности и к искусству, систему искусствоведческих, эстетических и этических, музыкально-исторических знаний, музыкальных понятий; иметь широкий репертуар, уметь самостоятельно грамотно анализировать и разучивать произведения, выразительно и технически исполнять на инструменте произведения (в объеме репертуара детской Музыкальной школы), читать с листа, подбирать по слуху мелодию и простой аккомпанемент, иметь навыки транспонирования.

Класс

Учебно-тематический план на каждый урок

Наименование тем Кол-во часов Теория Практика
1 Составные части гитары 1 0,5 0,5
2 Правила посадки за инструментом 1 0,5 0,5
3 Изучение открытых струн. Обозначения пальцев 1 0,5 0,5
4 Постановка правой руки. Апояндо. Игра на открытых струнах указательным и средним пальцами 1 0,5 0.5
5   Первоначальные действия большого пальца. Длительности 1 0,5 0,5
6   Пение извлекаемых звуков. Игра наизусть. Чередование указательного и среднего пальцев 1   0,5   0,5
7 Ритмические движения большого пальца 1 0,5 0,5
8   Последовательные движения большого, указательного и среднего пальцев на открытых струнах 1 0,5 0,5
9 Постановка и первоначальные действия левой руки. Изучение нот на гитаре до V лада 1 0,5   0,5  
10 Развитие техники большого пальца. Пауза, лига 1 0,5 0,5
11 Правило смены позиции. Действия указательного и среднего пальцев на соседних струнах при движении снизу вверх 2 0,5 1,5
12 Действия указательного и среднего пальцев на соседних струнах при движении сверху вниз 2 0,5 1,5
13 Звукоизвлечение большим, указательным и средним пальцами на различных струнах при движении снизу вверх 2 0,5 1,5
14 Звукоизвлечение большим, указательным и средним пальцами на различных струнах при движении сверху вниз 2 0,5 1,5
15 Звукоизвлечение большим, указательным и средним пальцами на различных струнах при движении снизу вверх и сверху вниз 2 0,5 1,5
16 Чередование безымянного и среднего пальцев 2 0,5 1,5
17 Начальное исполнение баррэ 2 0,5 1,5
18 Тирандо. Созвучие из двух звуков 2 0,5 1,5
19 Одновременные действия большого пальца правой руки и пальцев левой руки 2 0,5 1,5
20 Последовательные действия большого, указательного и среднего пальцев на открытых и закрытых струнах 2 0,5 1,5
21 Извлечение большим пальцем басового звука с последующим исполнением созвучия 2 0,5 1,5
22 Возрастание подвижности большого пальца 2 0,5 1,5
23 Аккорды из трех звуков 3 1 2
24 Одновременные действия обеих рук при исполнении созвучий из двух и трех звуков 2 0,5 1,5
25 Восходящее арпеджио из трех звуков 4 1 3
26 Нисходящее арпеджио из трех звуков 4 1,5 2,5
27 Подготовка пальцев к исполнению гамм 4 1,5 2,5
28 Гаммы до мажор и ля минор 1 0,5 0,5
29 Независимые, уверенные действия и беглость 1, 3 и 4-го пальцев 1 0,5 0,5
30 Гаммы соль мажор и ми минор 1 0,5 0,5
31 Независимые, уверенные действия и беглость 2 и 3-го пальцев 1 0,5 0,5
32 Гаммы фа мажор и ре минор 1 0,5 0,5
33 Независимые, уверенные действия и беглость 1, 2 и 4-го пальцев 1 0,5 0,5
34 Гаммы ре мажор и си минор 1 0,5 0,5
35 Независимые, уверенные действия и беглость 1, 2, 3 и 4-го пальцев 1 0,5 0,5
36 Гаммы си-бемоль мажор и соль минор 1 0,5 0,5
37 Защипывание двумя соседними пальцами смежных и несмежных струн 3 1 2
38 Настройка гитары 1 0,5 0,5

 

64 22,5 41,5

1.Составные части гитары.В этот урок входит подробное описание внешнего вида гитары: название составных частей и их предназначение.

2. Правила посадки за инструментом.Работа над правильной посадкой и постановка инструмента. Положение корпуса, шеи, плеч, спины, груди, ног. Выявление четырех точек опоры.

3. Изучение открытых струн.Обозначение пальцев. Название шести открытых гитарных струн и нахождение их на нотном стане. Обозначение пальцев правой и левой рук.

4. Постановка правой руки. Апояндо. Игра на открытых струнах указательным и средним пальцами.Основное положение правой руки. Изучение приема апояндо. Чередование указательного и среднего пальцев на открытых струнах. Психологическая, физическая свобода и легкость исполнения. Контроль за дыханием учащегося.

5. Первоначальные действия большого пальца правой руки. Длительности.Особенности постановки и движения большого пальца правой руки. Знакомство с длительностями. Игра со счетом вслух и «про себя» различных ритмических рисунков.

6. Пение извлекаемых звуков. Игра наизусть. Чередование указательного и среднего пальцев правой руки.Научить ученика петь и играть одновременно. Первый опыт игры наизусть. Игра по нотам средним и указательным пальцами с соблюдением ритма.

7. Ритмические движения большого пальца.Игра по нотам большим пальцем с соблюдением ритма.

8. Последовательные действия большого, указательного и среднего пальцев на открытых струнах.Ритмичное чередование трех пальцев правой руки (p, I, m).

9. Постановка и первоначальные действии левой руки. Изучение нот на гитаре доvлада.Подключение левой руки. Названия нот и их расположение на нотоносце и на инструменте. Нотная запись, акценты, такты, тактовая черта, затакт, реприза.

10. Развитие техники большого пальца. Пауза, лига.Работа большого пальца на открытых и прижатых струнах. Паузы. Обозначение и выдерживание пауз при исполнении мелодии (со счетом). Лига.

11. Правила смены позиции. Действия указательного и среднего пальцев на соседних струнах при движении снизу вверх.Игра в позициях. Знаки альтерации. Понятия: предложение, фраза, период.

12. Действия указательного и среднего пальцев на соседних струнах при движении сверху вниз.Понятия: упражнение, гамма, этюд, пьеса, миниатюра.

13. Звукоизвлечение большим, указательным и средним пальцами на различных струнах при движении снизу вверх.Понятия: нота с точкой. Пение нот с листа в первой позиции.

14. Звукоизвлечение большим, указательным и средним пальцами на различных струнах при движении сверху вниз.Работа над выразительностью исполнения мотива, фразы, голоса и баса.

15. Звукоизвлечение большим, указательным и средним пальцами на различных струнах при движении снизу вверх и сверху вниз.Понятия: музыкальный образ. Средства музыкальной выразительности. Об авторе и произведении.

16. Чередование безымянного и среднего пальцев.Подключение безымянного пальца. Этические и эстетические категории в музыкальном произведении: добро и зло, прекрасное и безобразное.

17. Начальное исполнение баррэ.Знакомство с тремя видами баррэ.

18. Тирандо. Созвучия из двух звуков.Изучение приема тирандо. Игра интервалов.

19. Одновременные действия большого пальца правой руки и пальцев левой руки.Научиться в одно время прижимать струну левой рукой и извлекать звук правой рукой. Понятие вольты, ее обозначение и исполнение.

20. Последовательные действия большого, указательного и среднего пальцев на открытых и прижатых струнах.Фермата. Ритмичное чередование трех пальцев правой руки (p, I, m) с участием левой в первой позиции.

21. Извлечение большим пальцем басового звука с последующим исполнением созвучий.В данном исполнительском приеме важно, чтобы два звука созвучия исполнялись одновременно.

22. Возрастание подвижности большого пальца.Более насыщенный бас чередуется с созвучиями.

23. Аккорды из трех звуков.Работа над трезвучиями с использованием баррэ.

24. Одновременные действия обеих рук при исполнении созвучий из двух и трех звуков.Научиться в одно время прижимать созвучия левой рукой и извлекать звук правой рукой.

25. Восходящее арпеджио из трех звуков.Работа над восходящим арпеджио.

26. Нисходящее арпеджио из трех звуков.Работа над нисходящим арпеджио.

27. Подготовка пальцев к исполнению гамм.Цель – приучить пальцы к правильной расстановке и выработать точность и беглость движений.

28.Гаммы до мажор и ля минор.Гамы исполняются в одну октаву в первой позиции.

29. Независимые, уверенные действия и беглость 1, 3 и 4-го пальцев.Цель – сократить, насколько это возможно, движения пальцев левой руки и играть без ошибок и остановок.

30. Гаммы соль мажор и ми минор.Гаммы исполняются в одну-две октавы в первой позиции.

31. Независимые, уверенные действия и беглость 2 и 3-го пальцев.Цель – сократить, насколько это возможно, движения пальцев левой руки и играть без ошибок и остановок.

32. Гаммы фа мажор и ре минор.Гаммы исполняются в две октавы в первой позиции.

33. Независимые, уверенные действия и беглость 1, 2 и 4-го пальцев.Цель – сократить, насколько это возможно, движения пальцев левой руки и играть без ошибок и остановок.

34. Гаммы ре мажор и си минор.Гаммы исполняются в одну-две октавы в первой позиции.

35.Независимые, уверенные действия и беглость 1, 2, 3 и 4-го пальцев.Цель – сократить, насколько это возможно, движения пальцев левой руки и играть без ошибок и остановок.

36. Гаммы си-бемоль мажор и соль минор.Гаммы исполняются в одну-две октавы в первой позиции в ускоренном темпе.

37. Защипывание двумя соседними пальцами смежных и несмежных струн.Цель – научиться двумя соседними пальцами левой руки играть через струну.

38. Настройка гитары.Научиться настраивать гитару несколькими способами.

 

В конце учебного года учащийся должен знать аппликатуру, правила посадки за инструментом и его установки, устройство инструмента, основные музыкальные понятия и термины, последовательность чтения нот с листа, сведения об исполняемых произведениях и их авторах.

Учащийся должен уметь точно воспроизводить нотный текст произведения (звуковысотно, метроритмически, динамически) и всех обозначений в нем, читать с листа простые произведения выразительно, полным и певчим звуком, уметь передать характер и образ пьес, уметь применять знания по музыкальной грамоте в работе над произведением и при его исполнении.

У учащегося должны быть сформированы: правильная посадка, координация рук и синхронность действий, связь движений игрового аппарата с нотным текстом, интерес к музыке, народному искусству.

Учащийся должен исполнять 15-20 произведений (в том числе по нотам), 40-45 упражнений, мажорные гаммы: до, соль, фа, ре, си-бемоль; минорные гаммы: ля, ми, ре, си, соль.

На академическом концерте представить два разнохарактерных произведения.

 

 

Примерный перечень музыкальных произведений

1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

2. Д. Агуадо Этюд. До мажор

3. Н. Иванова-Крамская Песенка

4. Русская народная песня «Я вечор млада»

5. Ф. Карулли Этюд. До мажор

6. Н. Иванова-Крамская Вальс

7. Русская народная песня «Камаринская»

8. Н Иванова-крамская Этюд. Ля минор

9. Н.Иванова-Крамская Колыбельная

10. Русская народная песня «Ты пойди, моя коровушка, домой»

11. Е. Гнесина Этюд. Соль мажор

12. Г. Беренс Пьеса

13. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

14. С. Ляховицкая Этюд. Ре мажор

15. Н. Кост Анданте

 

Класс

Учебно-тематический план

Наименования тем Кол-во часов Теория Практика
1 Хроматическая гамма в первой позиции. Освоение иностранных музыкальных терминов. Их обозначение 3 1 2
2 Гаммы ля мажор и фа-диез минор 2 0,5 1,5
3 Гаммы ми-бемоль мажор и до минор 2 0,5 1,5
4 Разнообразные движения пальцев левой руки. Техника, штрих, артикуляция 3 1 2
5 Изучение нот на каждой струне от V до XII лада. Сонатина, вариация 1 1 -
6 Работа во второй позиции. Характеристика танцев: хоровод, плясовая, вальс, менуэт, полонез 2 0,5 1,5
7 Работа в третьей позиции. Анализ произведения: тональность, размер, динамические оттенки 2 0,5 1,5
8 Работа в четвертой позиции. Анализ произведения: форма произведения, развитие мелодии, кульминация 2 0,5 1,5
9 Работа в пятой позиции. Полифония, канон, кантилена 2 0,5 1,5
10 Работа в шестой позиции. Работа над двухголосными полифоническими произведениями 2 0,5 1,5
11 Работа в седьмой позиции 2 0,5 1,5
12 Работа в восьмой позиции 2 0,5 1,5
13 Работа в девятой позиции 2 0,5 1,5
14 Игра в различных позициях 5 1 4
15 Дальнейшее развитие пальцев левой руки 2 0,5 1,5
16 Одновременные действия большого пальца и других пальцев правой руки 3 0,5 2,5
17 Те же движения, но с увеличенной подвижностью большого пальца 2 0,5 1,5
18 Возрастание подвижности большого пальца правой руки и пальцев левой руки. Исполнение октав 3 0,5 2,5
19 Возрастание беглости пальцев левой руки 2 0,5 1,5
20 Возрастание подвижности большого пальца правой руки 4 0,5 3,5
21 Действия большого пальца одновременно с указательным, средним и безымянным на соседних струнах 4 0,5 3,5
22 Отработка большей независимости действий пальцев левой руки 3 0,5 2,5
23 Аккорды из четырех звуков. Исполнение баррэ 4 0,5 3,5
24 Арпеджио из четырех звуков, исполняемое большим, указательным и средним пальцами 5 1 4

 

64 15 49

1. Хроматическая гамма в первой позиции. Освоение иностранных музыкальных терминов, их обозначение.Цель – через подготовительные упражнения освоить хроматическую гамму в первой позиции.

2. Гаммы ля мажор и фа-диез минор.Цель – играть гаммы в две октавы в первой позиции в быстром темпе.

3. Гаммы ми-бемоль мажор и до минор.Цель – играть гаммы в две октавы в первой позиции в быстром темпе.

4. Разнообразные движения левой руки.Цель – научиться использовать разные виды техники в одном произведении.

5. Изучение нот на каждой струне отVдоXIIлада.Цель – изучение диапазона гитары до XIIлада; музыкальный анализ сонатины и вариаций.

6. Работа во второй позиции.Цель – освоение второй позиции. Характеристика танцев.

7. Работа в третьей позиции.Цель – освоение третьей позиции. Анализ произведения: тональность, размер, динамические оттенки.

8. Работа в четвертой позиции.Цель – освоение четвертой позиции. Анализ произведения: форма произведения, развитие мелодии, кульминация.

9. Работа в пятой позиции.Цель – освоение пятой позиции. Понятия: полифония, канон, кантилена.

10. Работа в шестой позиции.Цель – освоение шестой позиции. Работа над двухголосной полифонией.

11. Работа в седьмой позиции.Цель – освоение седьмой позиции.

12. Работа в восьмой позиции.Цель – освоение восьмой позиции.

13. Работа в девятой позиции.Цель – освоение девятой позиции.

14. Игра в различных позициях.Цель – научиться чередовать позиции.

15. Дальнейшее развитие пальцев левой руки.Цель – увеличение нагрузки на левую руку за счет гаммообразных движений, скачков, баррэ, смен позиций в одном и том же произведении.

16. Одновременные действия большого пальца и других пальцев правой руки.Цель – научиться при чередовании указательного и среднего пальцев на одной ноте одновременно играть басовые ноты большим пальцем (в расчете один бас на четыре восьмых).

17. Те же движения, но с увеличенной подвижностью большого пальца.Цель – та же, что и на прошлом уроке, но бас уже играется не на четыре, а на три восьмые.

18. Возрастание подвижности большого пальца правой руки и пальцев левой руки. Исполнение октав.Освоение октавной техники.

19. Возрастание беглости пальцев левой руки.Цель – игра в быстром темпе.

20. Возрастание подвижности большого пальца правой руки.Цель – научиться при игре указательным и средними пальцами на разных струнах, большим пальцем извлекать один и тот же звук (в расчете две восьмые на бас).

21. Действия большого пальца одновременно с указательным, средним и безымянным на соседних струнах.Цель – научиться одновременно работать большим и указательным пальцами, большим и средним пальцами, большим и безымянным пальцами.

22. Отработка большей независимости действий пальцев левой руки.Цель – научиться играть через одну, две струны.

23. Аккорды из четырех звуков. Исполнение баррэ.Цель – играть аккорды одновременно и с одинаковой громкостью.

24. Арпеджио из четырех звуков, исполняемое большим, указательным и средним пальцами.Цель – играть арпеджио приемом апояндо в медленном темпе и приемом тирандо в быстром темпе.

 

В конце учебного года учащийся должен знать иностранные термины. Понятия: сонатина, вариация, полифония, канон, кантилена.

Учащийся должен уметь читать с листа в тональности до трех знаков, подбирать по слуху мелодию и простой аккомпанемент, технически грамотно исполнять несложные произведения, самостоятельно их разучивать, транспонировать на полтора тона верх и вниз.

Учащийся должен исполнять мажорные и минорные гаммы до трех знаков в одну-две октавы; хроматическую гамму в первой позиции; 20-25 упражнений, этюдов; 8-10 пьес различного характера.

На академический концерт учащийся должен представить два разнохарактерных произведения.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 355; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!