Старый батюшка» в селе Тетеринском



 

Иеромонах Анемподист приехал в Тетеринское осенью 1966 г. Сначала он поселился в небольшой каменной палатке над входом Успенский храм, составлявшей нижний ярус старой разобранной колокольни. Со временем, когда был расширен щитовой домик о. Поликарпа старый отшельник перешел в отдельную угловую комнатку-келью. С приездом старца-молитвенника в Тетеринском приходе стали быстро налаживаться дела[277].

Строгость о. Анемподиста вполне проявлялась и в Тетеринском. Многие прихожане побаивались сурового, молчаливого старца[278]. Он был преклонного возраста (87 лет), высокого роста, прямой, с твердой поступью. «Старый батюшка», как его стали ласково называть прихожане казался очень строгим и неразговорчивым, держался обособленно, редко выходя из своей кельи[279].

В 1971 году областные власти наконец-то разрешили начать капитальный ремонт Тетеринского храма.

Батюшка Анемподист по силам своим помогал в ремонтах о. Поликарпу: вырезал стекла, шпаклевал стены, убирал голубиный помет за иконостасом летнего храма.

Много труда о. Анемподист положил в благоустройство приходского кладбища. Несколько сотен лет на приходском кладбище хоронили умерших. В каждой могиле было захоронено несколько поколений родственников. Умерших хоронили в родовые могилы, но при копании не проявляли должного уважения к останкам своих предков. Многие кости и черепа выбрасывались из свежих могил и оставались на поверхности земли.

Батюшка Анемподист собирал человеческие кости по кладбищу и предавал их земле. Укладывая в яму каждую косточку, старец целовал ее. Он говорил, что это святые мощи, достойные поклонения и благоговейного отношения к ним[280].

Старец был необычайно скромен,никого не поучал, много молится. Никогда не выступал со своими нравоучениями. Если нужно было кого-то обличить, то о. Анемподист подойдет к нему и начнет себя оговаривать грехами обличаемого: «Вот какой я! Что мне делать!?». И человек понимал свои греховные ошибки. Когда начался в храме ремонт, к о. Поликарпу стало приезжать много народа из разных уголков страны. Среди приезжих часто были размолвки и ссоры. «Старый батюшка» легко умел наладить мир между поссорившимися. Он был очень справедливым и правильным[281].

«Часто о. Поликарп, устав от забот, начинал впадать в ропот. «Кому это все надо, брошу все, уеду на Украину». А о. Анемподист его утешал: «что ты, батюшка, куда еще ты поедешь? Ведь здесь место благодатное! Здесь Небо отверстое! Здесь спасение обретешь! А ведь здесь еще монастырь будет, целая лавра!» Глядишь, и отец Поликарп успокоится!» - вспоминала Александра Ивановна Гущина, девяностолетняя прихожанка Успенской церкви.

Особенно ощутима была молитвенная помощь батюшки. Александра Ивановна пишет в своих воспоминаниях об этом благодатном старце: « Мне пришлось участвовать в восстановлении Тетеринского храма, а был он в плачевном состоянии от основания до куполов: внутри птицы летали и гнезда вили за иконостасом, несколько лет. Кто что заставит делать, то и делала. Вот за это время я и узнала о. Анемподиста ближе, стал он казаться на таким строгим, перестала его бояться. Он старался, где мог помогать в работах. Однажды мне пришлось тащить что-то тяжелое и неудобное. Думаю: «уроню и сломаю!» Вижу – о. Анемподист идет. Я к нему: «Отец Анемподист, помогите!» Он подхватил рукой и говорит: «не могу. Простите, уроню…» Я удивилась и говорю: «что Вы? Двоим то и не тяжело…» «Я стар и крепости нет. И в псалтири читаем: «Господи, не остави меня в старости, егда оскудеет крепость моя – не остави мене…» Простите меня, матушка…» Так мне стыдно было, запомнила – на свой аршин мерить нельзя!»

Много раз прихожане замечали необычайную помощь по молитвам о. Анемподиста. Он был непрестанным делателем «умной молитвы» и не любил праздные разговоры. Поначалу о. Анемподист обедал со всеми вместе, но вскоре перестал приходить и обедал один в келье. Оказывается - не мог спокойно переносить смех за столом - считал это недопустимым. Ведь мы вкушаем милостыню и должны молиться о «принесших и о них же принесоша»[282].

Очень почитал о. Анемподист творения Игнатия (Брянчанинова) и все мечтал побывать на «Бабайках», где дожил жизнь святитель Игнатий. Несколько раз он просил близких: «Воздухом тем подышать бы. А может и кедры сохранились еще, которые посадил он.»

Когда приблизилось время исхода жизненного пути, в душе старца произошли некоторые изменения, прежняя строгость растворилась. За пару дней до кончины, когда он уже не вставал со своего одра, батюшка как будто преобразился. С его лица не сходила улыбка, со всеми приходившими к нему он ласково и подолгу беседовал, даже шутил, чего раньше себе никогда не позволял. В таком мирном и любвеобильном состоянии души он сказал своему воспитаннику: «Эх, Поликарп! Какой же я был дурак, что вел себя с людьми так строго!»[283]

Незадолго перед кончиной старец попросил прочитать ему рассказ Тургенева «Живые мощи». Он очень одобрял этот рассказ: «Вот у кого надо учиться с любовью терпеть наказание Божие!»[284]

Накануне своей блаженной кончины о. Анемподист говорил А. Гущиной: «Прошу Вас, Александра Ивановна, последить как бы не сделала Маргарита[285] укола болеутоляющего, теперь это в моде.» Батюшка говорил, что Иисус Христос не такие страдания терпел на Кресте, и не принял что ему предлагали, а мы за грехи не хотим и малой доли потерпеть. «А впрочем, какие это наши страдания!- говорил он - И не такие бы надо!»[286].

В конце земного поприща чрезвычайно ярко проявлялся внутренний мир и душевный покой монахов, воспитанных на благочестивых примерах преподобных отцов. Показателем нравственной стойкости монашеского миросозерцания являлось их отношение к самому факту перехода в мир иной. Монахи смотрели на смерть, как на переход в лучшую жизнь. Приучая и подготавливая себя всю жизнь к этому моменту, считая, что факт смерти является лишь осуществлением извечных земных желаний – скорее прийти к Богу и соединиться с Ним. Из этого миросозерцания вытекало столь простое и спокойное отношение монаха к окончанию земной жизни. Монахи, отходя в мир иной не испытывали чувства страха перед самим фактом смерти, скорее это был радостный трепет от скорой встречи с Всемогущим. В последние часы своей жизни монахи спокойно могли говорить о своей смерти, прекрасно осознавая свой скорый конец.

На рассвете 29 июля 1975 г., после молитвенного правила, старец Анемподист попросил о. Поликарпа составить список кому необходимо будет сообщить о его кончине. О. Поликарп послушно записал всех, кого продиктовал о. Анемподист. После поверки списка, старец попросил своего воспитанника дать ему в руки свечку и начать читать «Правило на исход души». Иеромонах Поликарп, стал противиться, но батюшка Анемподист напомнил ему о том, как старые братия Киево-Печерской Лавры молились у одра больных монахов, напутствуя их перед уходом в жизнь вечную. О. Поликарпу пришлось исполнить просьбу духовного наставника. С последним словом «отходной» в руках батюшки Анемподиста погасла свеча, и он испустил дух[287].

Такой была блаженная кончина великого аскета-подвижника. Закончился земной путь киевского старца иеромонаха Анемподиста, пережившего разные испытания земного странствования - изгнания, притеснения, неприязнь, сохранившего при всех внешних обстоятельствах стремление к монашескому безмолвию, постоянное молитвенное предстояние пред Богом, удаление от мира с его утехами и соблазнами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всем известна огромная роль Киево-Печерской Лавры и ее подвижников в истории нашего Отечества. Лавра по справедливости является очагом религиозно-нравственной и культурно-просветительской жизни Российских народов и величайшей святыней православного мира. Мирная пристань душ человеческих, созданная преподобными Антонием и Феодосием под покровом Пречистой Богородицы, за время тысячелетнего существования вынесла на своих плечах по образу Христова крестоношения не одну тягостную богоборческую бурю и воспитала множество праведников, своею жизнью свидетельствовавших Истину Христову.

Подвижники Киево-Печерской Лавры сияли самыми разнообразными добродетелями. Все всегда радостные, приветливые, они удивительно безропотно несли бедность, постоянное изгнание и другие невзгоды. К сожалению, мир не замечал этих живых носителей древнего подвижничества наших дней.

Одним из ярких примеров христианского благочестия, воспитанного древнейшей Российской обителью стал современный последователь древних исихастов-молчальников старец иеромонах Анемподист (Васильев).

Родившись в бессарабском селе, будущий аскет получил от родителей прекрасное воспитание и наследовал прекрасное здоровье и выносливость. Монашеский образ жизни им был избран благодаря глубокому религиозному настрою родственников. Навыкнув с детских лет к молитве, постническому воздержанию и чтению духовных книг, будущий подвижник смог их полностью реализовать в последующей жизни.

Монах Анемподист стал одним из нескольких сотен насельников древнейшего русского монастыря. О его начальном монашеском периоде жизни сохранилось очень мало сведений, но его жизнь была типичной для каждого из его сподвижников. Ему приходилось нести послушания на сельхоз работах и ежедневно молиться за всех нуждающихся в духовной поддержке, многочисленные имена которых содержались в лаврских синодиках. В то время, когда Никон Васильев пришел в Киевскую обитель, были сильны монашеские аскетические традиции, установленные многими отцами-подвижниками. Молодой послушник с большим рвением впитал наставления своих духовных наставников и свято сохранял их на протяжении всей своей долгой жизни.

Приняв постриг, молодой монах всецело оставил в прошлом все мирское. Его единственной целью в жизни было молитвенное соединение со Христом, стяжание непрестанной молитвы, безмолвия и всецелой покорности Божьему промыслу. Он был замкнут, малообщителен, стремился к уединению, внутренней непрестанной молитве и чтению душеполезных книг.

Воспитанный в духе смирения и монашеского послушания, углубленный во внутреннюю молитву монах Анемподист хранил свой внутренний мир, при всех внешних неблагоприятных условиях. Время тяжких испытаний помогло найти главные духовные ценности в этом переменчивом мире. Он считал, что его главным делом на земле является стремление к молитвенному соединению со Христом. Он полностью уповал лишь на всеобъемлющую волю Господню и верил в Его благой промысел. Эта вера всегда оправдывалась разными обстоятельствами.

Стремление к уединению помогли о. Анемподисту избежать арестов. С рассудительностью находя компромиссы во внешних обстоятельствах, он смог сохранить от всяческих повреждений свой внутренний мир, особо ярко проявившийся в подвижнике в последние годы его жизни.

Во время немецкой оккупации огромная религиозная сила, скрытая в сердцах верующего народа, бурно вырвалась из глубин. В Киеве открылся целый ряд храмов и монастырей. После восстановления монашеской жизни в Киево-Печерской Лавре монах Анемподист стал первым монахом, возвратившимся в родную обитель. Ему было поручено ответственное послушание смотрителя Ближних пещер и служение у Престола Божия в пресвитерском сане.

Будучи духовником братии, иеромонах Анемподист смог внести ощутимый вклад в воспитание подвижников нового поколения и передать им духовные знания от своих благочестивых наставников. К тому же он сам был ярким примером древнего подвижничества.

Этот период короткой оттепели среди долгой духовной стужи советского богоборчества подлился пару десятков лет, и вновь репрессивный аппарат был направлен на служителей Христовой церкви. По всей советской стране десятками закрывались храмы, монастыри, духовные школы. Не посчастливилось и Киевской Лавре.

Великим постом 1961 г. православный монастырь вновь был ликвидирован. Монахи разошлись кто куда. Многие нашли себе приют в пустынных кельях в горах Абхазии. Вслед за другими киевскими монахами на Кавказ направил свои стопы и старец Анемподист.

Но преклонный возраст не позволил ему долго подвизаться среди кавказских пустынников, и старому подвижнику пришлось найти последнее пристанище у своего воспитанника иеромонаха Поликарпа (Будаквы) в селе Тетеринском Нерехтского района Костромской области.

Архимандрит Поликарп многим своим духовным чадам говорил, что верит в то, что его наставник  иеромонах Анемподист имеет великое дерзновение пред Господом, что он достойный угодник Божий, и его мощи почивают нетленно. Во многих трудностях о. Поликарп сам приходил на могилу к о. Анемподисту и других отправлял за духовной поддержкой и помощью. И до ныне эта помощь не оскудевает. И сейчас многие приходят с мольбою на могилу к Отцу Анемподисту и скоро получают необходимую помощь от Господа, как они верят, по молитвам батюшки.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 391; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!