МОНАХ АНЕМПОДИСТ В ГОДЫ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ



(1917-1941 гг.)

Братия Киево-Печерской Лавры после Октябрьской революции

 

Свержение самодержавия, потеря Православной церковью государственной и экономической поддержки, революционные брожения в стране вызвали у населения неоднозначные взгляды и действия.

Киев несколько раз переходил от украинских властей к большевикам. Киево-Печерская Лавра, имея неисчерпаемые запасы нравственной силы и жизненной энергии, казалось, не дрогнет перед любой исторической бурей. Но случилось иначе. Грозными признаками надвигающейся грозы были попытки самоуправной конфискации монастырского имущества со стороны красноармейцев, матросов и каких-то гражданских лиц, предъявлявших на весьма сомнительные документы[101].До установления власти большевиков, в переходное время, безнаказанно совершались грабежи, дерзкие налеты и обыски.

С трагическими для страны событиями совпало служение митрополита Киевского и Галицкого, священноархимандрита Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры Владимира (Богоявленского), переведенного 23 ноября 1915 г. из Петрограда. Владыка Владимир был единственным архиереем в истории Русской Церкви, который занимал три главных митрополичьих кафедры страны – Московскую, Петроградскую и Киевскую[102].

Революционная смута охватила и Православную Церковь на Украине. Началось расстройство епархиального управления. В Киеве самочинно был образован «Исполнительный комитет духовенства и мирян», и появился Комиссар по духовным делам.

Митрополит Киевский Владимир отрицательно относился к подобным новшествам, но старался сотрудничать с ними «с целью введения церковной жизни в новую колею». Он благословил созыв 12 апреля 1917 г. епархиального съезда духовенства и мирян Киевской епархии. На этом «Украинском киевской епархии съезде» впервые был поставлен вопрос о независимой «Украинской церкви» в автономной Украине[103].

После февральской революции на Украине управление Печерской Лаврой с каждым днем становилось более сложным. Пропагандировались неприязненные отношения к Православной Церкви, духовенству, монахам и монастырям. Управление Лаврой касалось не только спокойного руководства и устройства внутренней жизни обители, но и энергичной, умелой и осторожной борьбы за существование монастыря[104]. Со всех сторон неожиданно подкрадывались неприятности и опасности. Все время нужно было быть начеку, лавировать и приспосабливаться к возникающим обстоятельствам.

По данным за 1917 г. в монастыре Киево-Печерская Лавра находилось 472 монаха и 113 иноков[105] без учета послушников и трудников. В Лавру на испытание были приняты несколько монахов, удаленных из Афонских обителей, среди которых был монах Ксенофонт (Величко), впоследствии знаменитый прозорливец схиигумен Кукша[106].

В апреле 1917 г. в Трапезной палате монастыря стали проходить собрания некоторой части насельников Лавры. Был организован особый монастырский комитет, деятельность которого была запрещена митрополитом Владимиром[107].Ряд оппозиционно настроенных монахов и послушников выражалинедовольство тем, что настоятелем Лавры является Киевский архиерей. Положение осложнялось тем, что в это время во главе Печерской обители был решительный, волевой с правыми убеждениями Митрополит Владимир. Он был сторонником твердой, сильной и единоначальной власти, как в государстве, так и у себя в монастыре. Неприязненные высказывания в адрес митрополита и требование сместить его с Киевской кафедры нашли поддержку среди части насельников.

Воспитанный в духе смирения и монашеского послушания, углубленный во внутреннюю молитву монах Анемподист сумел остаться в стороне от зародившихся монастырских нестроений. Он считал, что его главным делом на земле является стремление к молитвенному соединению со Христом, в исполнении заповедей Божиих о любви к ближнему, умение никого не осуждать, видеть и исправлять лишь собственные недостатки[108]. Все внутренние монастырские и внешние государственные нестроения не входили в круг интересов жизни во Христе скромного подвижника. Он полностью уповал лишь на всеобъемлющую волю Господню.

В ноябре 1917 г. в Киеве была создана «Временная всеукраинская православная церковная рада». На одном из заседаний «рады»прозвучало предложение «не допустить возвращение в Киев» митрополита Владимира, находящегося в тот момент на Поместном Соборе Русской Церкви в Москве.

В противовес «Всеукраинской церковной раде» в Киеве 24 ноября (7 декабря) 1917 г. состоялось многолюдное собрание «союза приходских православных советов Киева», которое признало «пребывание Киевского митрополита вне Киева в такое тревожное время нежелательным явлением»[109] и ускорило возвращение митрополита Владимира в кафедральный город.

6 декабря 1917 г. на временное исполнение должности наместника Киево-Печерской Лавры был выдвинут сочувствующей ему группировкой архимандрит Климент (Жеретиенко), которым был намечен план дальнейших действий и реформ в новых исторических условиях.

Следуя духу времени, митрополит Владимир вынужден был пойти на уступки. В Печерской Лавре наблюдались изоляция митрополита Владимира от дел, общее безвластие, неуверенность и неспособность противостоять проникновению в стены монастыря преступных элементов[110]. 

В один из вечеров в покои митрополита Владимира явился член «Церковной рады» священник Фоменко с предложением принять патриаршество в Украинской церкви и выдать «раде» епархиальные средства, на что получил категорический отказ. Владыка Владимир до конца своих дней оставался непоколебимым архипастырем, охранявшим порядок церковного устройства и управления и призывал духовенство и мирян «поддерживать всеми мерами единение между собою и со всею Православною Русскою Церковью»[111].

В январе 1918 г. население Киева чувствовало себя совершенно беспомощным, беззащитным, ожидая каждую минуту смерти, в эти кошмарные дни убийств, грабежей и насилий. Власть Украинской Центральной Рады сменилась большевистскими «штабами» и «комендантами». В городе хозяйничали вооруженные банды. Население Киева, сознавая свое беспомощное положение, собирались вокруг своей святыни в Киево-Печерской лавре, молились до утра на ночных богослужениях. Большинство бандитов были настроены сугубо революционно и находили оправдание своим злодеяниям в лозунге «грабьте и уничтожайте попов и буржуев».

В ходе военных конфликтов Лавра несколько раз подвергалась обстрелу. Во время взрыва артиллерийских складов были разрушены многие дома жителей Зверинца, которых приютил монастырь в своих стенах вместе с учениками Киевских духовных школ.

7 (20) января 1918 г. в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры был открыт «Всеукраинский церковный собор», работа которого продолжалась до обстрела монастыря в середине января противоборствующими украинскими и большевистскими войсками. Все участники церковного собора проживали в корпусах лаврской странноприимницы[112].

20 января (2 февраля) 1918 г. был уволен на покой прекрасной и чистой души истый монах наместник Лавры архимандрит Амвросий (Булгаков), терявший зрение [113]. Обстоятельства смещения уважаемого братией наместника архимандрита Амвросия и назначение о. Климента вызвали неоднозначное отношение среди братии монастыря[114].

В тот же день Совнаркомом РСФСР был принят декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Спустя два дня 22 января аналог этого декрета был принят и Временным рабоче-крестьянским правительством Украины, все имущество церковных и религиозных организаций было провозглашено достоянием народа[115]. Православная Церковь потеряла статус юридического лица и становилась вне закона.

25 января 1918 г. поздно вечером был арестован в своих покоях митрополит Владимир и зверски убит пятью злодеями за лаврской стеной[116].

В условиях гражданской войны, штурма Киева большевиками и церковной смуты не составляло большого труда осуществить такое злодейское убийство руками уголовно-анархических элементов. Весть о трагическом происшествии разнеслась по всей Лавре и городу. Большинство монахов и населения Киева с горечью приняли это известие. Монах Анемподист всю оставшуюся жизнь молился о упокоении в селении праведных первого Российского священномученика, смерть которого открыла период непримиримой борьбы с религией новых правителей и массовых репрессий духовенства и верующих мирян.

В следующий день после убийства митрополита Владимира, 26 января (8 февраля) Киевне некоторое время был занят Советскими войсками[117]. За три года, с 1918 по 1920, Киев 14 раз переходил от украинских властей к большевикам, а в 1919 г. несколько месяцев находился под властью генерала А. Деникина[118].

В мае 1918 г. Киевским епархиальным собранием на вдовствующую киевскую митрополичью кафедру был избран Харьковский архиерей митрополит Антоний (Храповицкий). Он был сторонником автономной Украинской Православной церкви под главенством Всероссийского Патриарха.

Митрополиту Антонию приходилось руководить Киевской митрополией и Печерским монастырем в сложнейших политических и экономических условиях.

Внешние обстоятельства внесли ощутимые изменения в сложившуюся привычную монастырскую жизнь Киево-Печерской Лавры. С 14 июня 1918 г. сокращается число богослужений, а с 22 июня впервые за несколько столетий истории монастыря, «прекращена выдача хлеба посторонним»[119].

Декретом Совнарком УССР от 17 мая 1919 г. «О передаче имущества монастырских и церковных организаций в ведение народного комиссариата социального обеспечения» Киево-Печерская Лавра лишилась всего имущества. Пользование помещениями церквей, келий, трапезной и другими монастырскими строениями братии разрешалось на основе арендных соглашений[120].На территории Лавры в монашеских кельях, оставшихся пустующими после эпидемии тифа, расселили мирских жильцов, а на монастырских воротах появилась надпись «Инвалидный городок»[121].Все лаврские монашествующие оставались проживать в стесненных условиях в своих монастырских корпусах.

После национализации всех монастырских строений на должность «заведующего строениями» Киево-Печерской Лавры, выделенных властями в VI район, с 31 июля 1922 г. был назначен наместник монастыря архимандрит Климент[122]. Для сохранения от закрытия или передачи в пользование для посторонним для Лавры лицам, была создана дозволенная советскими законами церковная община под названием «Киево-Печерская Успенская Лавра»[123]. По существу в Лавре изменились только штамп и печать, а в остальном монастырский уклад внутренней жизни оставался без изменений. Вначале эта община состояла из монашествующих и послушников, а органом ее управления был «Совет» из членов монастырского Духовного Собора. В списке членов общины обращали внимание их типичные монашеские имена. Среди прочих монашествующих, составлявших лаврскую православную церковную общину был Анемподист (Васильев) и его имя сохранилось среди других в списках членов этой общины[124].

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 357; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!