Противопоставление под — над имеет частный характер и углубляет смысловое наложение.
дивидуального языкового своеобразия художественного текста. Следовательно, анализируя текст, необходимо учитывать его жанровую и стилистическую отнесенность. а также мировоззрение автора и направление, в рамках которого тот работает.
Несмотря на то что лингвистический анализ по сравнению с литературоведческим является закрытым, лингвист не может избежать сопоставлений с внешними факторами, которые обусловливают отбор языковых средств текста.
Например, глава русских декадентов эгофутурист И. Северянин создает особый жанр «поэз»: он стремится выразить в них платформу всего направления, для которого характерен субъективный произвол, мистика, отказ от изображения явлений реальной действительности. Все это находит отражение в отборе языковых средств. Рассмотрим с этой точки зрения «Невыразимую поэзу», в которой раскрывается тема неразделенной любви.
Невыразимо грустно, невыразимо больно В поезд удаляться, милое потеряв... Роено зачем в деревьях? В небе зачем фиольноТ Надо ли было в поезд? может быть, я не прав? Может быть, только плакать было бы проще, лучше Перед такой страдальной, рочно всегда чужой?.. Нежно письмо оскорблю; только когда ж получишь Эту цепочку строчек, спаянную душой? Бело ночеет поле, и от луны в нем мольно, Филины — пассажиры, и беспощаден пар... Невыразимо грустно! невыразимо больно! Хочется мне вернуться, но позади—кошмар!..
|
|
Смятенность чувств лирического героя, его страдания передаются через эмоционально-экспрессивную лексику; невыразимо грустно (употребляется дважды), невыразимо больно (употребляется дважды), плакать, кошмар, а также через окказионализмы с эмоционально-экспрессивным наполнением (страдальная, оскорблю) и через символ (филины-пассажиры). Состояние нерешительности подчеркивается обилием вопросительных предложений.
Мрачные чувства лирического героя противопоставлены идиллии в природе, которая мешает поэту отдаться своим страданиям, всецело раствориться в них. Отсюда окказиональные образования: роено (в деревьях), фиольно (в небе), мольно (в поле от луны). Идея невозможности передать свои чувства привычными средствами языка, выраженная в названии стихотворения, обусловливает обилие окказионализмов. Претензия на исключительность создает манерность, вычурность стиля.
Перечисленные методологические принципы лингвистического анализа являются фундаментом, определяющим выбор конкретных приемов и методов анализа текста, с которыми мы познакомимся в следующем параграфе.
Контрольные вопросы
1. Как методологические принципы ЛАТ связаны с предметом этой дисциплины?
|
|
2. Проанализировав следующее определение жанра: «Жанр—это род, разновидность произведений в составе художественной литературы, за которым в известные исторические эпохи могла закрепиться та или иная разновидность языка», ответьте, можно ли до чтения текста определить ведущие языковые средства таких жанров, как басня, былина, комедия.
Задания
12. Найдите пассивную лексику в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Беглец» (см. учебник-хрестоматию для 6-го кл.). Определите тиры архаизмов (фонетические, грамматические, семантические, собственно лексические) с позиций современного языкового сознания в опоре на активную в современном русском языке параллель. Укажите, какие из выделенных языковых средств были активными в эпоху М. Ю. Лермонтова, а какие пассивными. Сделайте вывод о стилистической функции пассивных языковых средств в тексте.
13. Прочитайте раздел из книги Н. М. Шанского «В мире слов» (М., 1978, с. 307—311)—«Об одном многозначном слове у Пушкина, Лермонтова и Блока». Выпишите контекстуальные значения слова риза в каждом из проанализированных текстов. Как осуществляется принцип историзма при анализе слова?
14. Прочитайте лингвистический комментарий к двум строкам из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» М. В. Ломоносова. Объясните, как осуществляется принцип историзма при анализе морфологических особенностей текста.
|
|
Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.
Окончание -и мягкого варианта 1-го склонения. Это древнее окончание дательного падежа, сохранившееся в высоком слоге. В «Российской грамматике» Ломоносов указывает для данного склонения в дательном падеже окончание -в (§ 149) (см. 29, с. 28).
15. Просмотрите учебники-хрестоматии для 5, 6, 7-го классов и хрестоматии для 8, 9, 10-го классов. Составьте список текстов, при анализе которых необходима двоякая или троякая синхронная оценка языковых средств.
16. Проанализируйте фонетический строй поэтического текста, пользуясь следующей схемой: 1) соотношение гласных и согласных, особенности сочетаемости и повторяемости звуков: аллитерации, ассонансы, звукопись;
2) особенности акустического построения слогов: чередование ударных и безударных слогов; размер стихотворения; его ритм; 3) построение рифмы: полные (точные), частичные (неточные) созвучия в зависимости от количества совпадающих звуков; акустический состав рифмы; место рифмуемых слов в составе поэтической строки; 4) характер фонетических слов в зависимости от их длины и акустических свойств; 5) характер фонетических фраз в зависимости от типа ударения, интенсивности ц длины; соотношение различных типов фонетических фраз в тексте; 6) вывод о функциональной нагрузке фонетической стороны текста в организации его идейно-тематического уровня.
|
|
Тексты для анашза: А. Пушкин. Полтавский бой (6-й кл.)—от слов И грянул бой... до слов ...и смерть, и ад со всех сторон; А. Блок. Незнакомка (10-й кл.)—две строфы по выбору; В. Маяковский. Левый марш (10-й кл.); Н. Асеев. Синие гусары (10-й кл.) — ч. 1 и 5; К. Симонов. Жди меня (10-й кл.).
17. Проанализируйте морфологические особенности текста по следующей схеме: 1) соотношение частей речи и его функциональная значимость; 2) анализ ведущих частей речи в их категориальном наполнении (для существительного — функция категорий одушевленности-неодушевленности, конкретности-абстрактности, собственности-нарицательности; для прилагательного — функция категорий качесгченности-относительносги, степеней сравнения);
3) функция глагольного ьа.шонения, вида и времени; 4) соотношение личных местоимений и -их функция в тексте; 5) функция служебных частей речи;
6) вывод о функциональной нагрузке морфологически?» единиц текста в организации идейно-тематического уровня.
Тексты для анализа: М. Горький. Детство (6-й кл.) — 2-й абзац;
Л. Толстой. После бала (7-й кл.) — абзац от слов Отец Вареньки был очень красивый... до слов ...типа старого служаки николаевской выправки;
М. Шолохов. Судьба человека (10-й кл.)—последний абзац; А. Блок. На железной дороге (10-й кл.)—две последние строфы; Н. Асеев. Синие гусары (10-й кл.) —ч. 4 и 5.
18. Проанализируйте синтаксические особенности текста по следующей схеме: 1) тип предложений по характеру грамматической основы; их семан-тико-стилистическая функция в тексте; 2) тип предложений с точки зрения цели высказывания, их функция в тексте; 3) характер второстепенных членов предложения и придаточных предложений с функционально-стилистической точки зрения; 4) анализ вводных членов предложения и вводных предложений с семантико-стилистической точки зрения; 5) семантическая, эстетическая, стилистическая функции однородности; 6) семантическая, эмоционально-экспрессивная функции синтаксического параллелизма; 7) вывод о связи синтаксических языковых средств текста с идейно-тематической основой произведения.
Тексты для анализа: А. Гайдар. Школа (6-й кл.) — гл. IV, четыре абзаца; А. Пушкин. Капитанская дочка (7-й кл.) — от слов Ямщик поскакал... до слов ...и скоро стали; М. Горький. Песня о Буревестнике (7-й кл.);
К. Симонов. Ты помнишь, Алеша... (10-й кл.)—четыре строфы; А. Фадеев. Разгром (10-й кл.)—гл. VI, абзац от слов С той поры как Левинсон был выбран командиром... до слов ...а это очень важно- и нужно.
19. Определите лексико-семантическое поле (группу) слов, организующих тему смерти, и лексико-семантическое поле (группу) слов, организующих тему горя на материале 1,2-й и 3-й частей поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (б-й кл.). Прочитайте 4-ю часть поэмы. Какие лексико-семантиче-ские поля можно в ней выделить?
20. Определите способы смысловой организации языковых средств текста (смысловые наложения, оппозиции) на материале отрывка из романа А. Фадеева «Разгром» (10-й кл.)—гл. XI, абзац, начинающийся словами Левинсон глубоко верил...
21. Покажите, какой принцип лежит в основе смысловой организации стихотворения А. С. Пушкина «Узник» (6-й кл.) как частной языковой динамической системы. Прочитайте данную в школьном учебнике рекомендацию «Как читать стихотворение «Узник». Ответьте на вопросы: 1. Какой характер носит данная рекомендация (литературоведческий или лингвистический)? 2. Согласны ли вы полностью со следующим замечанием авторов учебника:
«Мы видим типичное для Пушкина членение стихотворения на две части, но на этот раз не приемом контраста, а приемом постепенного, возрасгающего усиления чувства»?
22. Прочитайте стихотворение С. Есенина «Письмо к женщине» (10-й кл.) и письмо Веры из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (8-й кл.). Определите общность и различия в жанровых особенностях этих текстов. Выпишите языковые средства, появление которых диктует жанр.
Сформулируйте основную идею письма Веры. Какие языковые средства лексического и морфологического уровней помогают автору выразить эту идею? Выпишиге нее существительные, употребленные в письме Веры. Распределите их следующим образом: существительные конкретные-*—^абстрактные; с прямым лексическим значением-—>-с переносным лексическим значением; стилистически нейтральные-—••стилистически окрашенные. Есть ли зависимость между такими внешними по отношению к тексту факторами, как социальная принадлежность героини, ее пол, особенности характера, эмоциональное состояние, и отбором лексических, морфологических и стилистических языковых средств?
Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!