Жизни и общественного быта



Выявить характер семейного воспитания можно, лишь зная те социаль­ные и бытовые условия, в которых проходила жизнь ребенка, проследив особенности взаимоотношений окружающих его людей. Поэтому анализ семейного воспитания предварим рассмотрением этих вопросов.

Крестьянский быт

Бытовые условия проживания людей наложили свой отпечаток на сис­тему культурных ценностей, в том числе и на воспитание подрастающего поколения.

Под бытом принято понимать уклад повседневной жизни и систему внутрисемейных отношений, причем у различных социальных групп в, городе и деревне сложились различные формы быта.

Бытовые условия

Так описывает жилища крестьян (в XVI—XVII вв.)' Н.И. Костомаров: «У простолюдинов избы были черные, т.е. без труб, дым выходил в малень­кое окно; при избах были пристройки... В этом пространстве жил бедный - русский мужик со своими курами, свиньями, телками среди невыноси­мой вони. Печь служила логовищем целому семейству; а от печи по верху под потолок приделывались полати».

Изба с низкими потолками и такими же дверями — это основной тип жилища. Маленькие окна, закрывавшиеся рамкой с натяжным бычьим пузырем (оконное стекло начало распространяться лишь с XIX в.) пропус­кало мало света; печь не имела дымохода. В избе готовили пищу, спали, пряли, ткали, занимались домашними работами, здесь же почти всю зиму держали коз, телят и поросят.

Большое место в помещении занимала глинобитная печь, служив­шая для отопления, приготовления пищи и для сна. По диагонали от нее находился красный (святой) угол, где стоял стол и висели иконы. Вдоль стены укреплялись лавки, а за боковой стеной над лавкой — полати, где также спали и хранили вещи. В избе размером в 16—20 м2 проходила жизнь семьи, которая могла состоять из 7—8, а часто и из 15—20 че­ловек.

Скученность, тесноту, антисанитарные условия в избе, куда почти не проникали свет и свежий воздух, можно было обнаружить во многих крестьянских жилищах даже в начале XX в. В этих условиях почти всю зиму находились дети; неудивительно поэтому, что велика была детская смертность.

Значительно лучше жили крестьяне на севере России и в Сибири, где жилища были просторными и дворы включали разные постройки.

В помещичьих и боярских усадьбах, как правило, большой дом имел парадные комнаты, личные хоромы хозяина, покои его жены и т.п., но в то же время немало имелось помещичьих усадеб, в которых дворянское жилище мало чем отличалось от типичного крестьянского.

В таких условиях проходила жизнь крестьянской семьи, где росли и воспитывались дети.

Состав семьи и взаимоотношения ее членов

Нравственное и материальное благополучие человека определялось се­мьей, обеспечивавшей важнейшую функцию — воспитания детей и со­хранения преемственности поколений. Передача жизненного опыта мо­лодым, сохранение традиционного уклада жизни, культуры, освоение ребенком нравственных устоев осуществлялись прежде всего в семье.

Основными типами русской семьи в различные исторические пе­риоды были: простые, малые (родители — дети); сложные, неразделен­ные состояли из 2—4 поколений. Уже в Древней Руси и далее в XV— XVII вв. существовала малая семья. В среднерусской и южнорусской полосе, в Сибири даже в XVIII—XIX вв. часто встречались неразделен­ные семьи.

Мужчины в доме. Классическая семья состояла обычно из деда, сыно­вей, внуков, правнуков, во главе которой стоял большак; эта роль переда­валась от отца к сыну. Старший по возрасту мужчина управлял всей жиз­нью и хозяйством семьи. В отсутствие отца его обязанности исполнял старший сын, потому-то он и обладал большими правами в сравнении с остальными детьми. Лишь в конце XIX в. семьи стали часто выделяться из большого коллектива, совместное проживание семей братьев было уже редким явлением.

Хозяин, большак нес основную тяжесть сельскохозяйственных работ, строительства, — «всякий дом хозяином держится». Большак собирал на семейный совет всю семью; в присутствии детей решались важные хозяй­ственные дела, такие как выбор культуры для сева, покупка, продажа вещей, а также женитьба сыновей и пр. Наибольший вес в решении се­мейных вопросов имели старшие, а дети получали наглядный урок со­вместного и ладного обсуждения дел и почтения к старшим.

Вообще вся культура поведения строилась на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим. Даже изба имела свою половину для мужчин и отдельно — для женщин с детьми. В переднем углу под обра­зами за столом всегда садились старшие мужчины семьи и почетные гости — мужчины.

Женщины в семье. Распределением домашних работ среди женской части семьи: дочерей, снох, вдов, солдаток, живших в доме, — руко­водила большуха (старшуха) — жена большака, т.е. мать и свекровь. Она не только определяла, кто чем займется, давала конкретные указа­ния по делам, контролировала и осуществляла выполнение («выговари­вала» в случае нерадивости), но и сама выполняла много работы по хо­зяйству.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!