Составление эскизов на основе изучения лубочных художественных сюжетов и приемов



Приступая к описанию проекта, скажем, что главное выставочное панно будет напечатано на текстиле современным офсетным способом, его технологические особенности описаны в предыдущей главе. Однако создание масштабного рисунка будет осуществляться художественным методом. При художественном проектировании важны предварительные авторские графические наработки. О том, как происходит поисковый процесс, подробно сообщатся в предшествующем тексте.

Итак, в проектной изобразительной части исследования первостепеннейшая задача – это, основываясь на собственных впечатлениях от русского праздника, представленного балаганной культурой (рис.13,14,15), взятых их книжиц и прочих наглядных свидетельств, составить авторское панно. Для этого необходимо было изучить лубочные праздничные мотивы и графические формулы этой старинной гравюры. Множество раз обращалось внимание на изобразительный состав лубка, поэтому сейчас перечислим те сюжеты, ставшие основными при создании около двадцати эскизов небольшого формата.

Автору интересны в первую очередь общие городские панорамные виды, где гудела и бубнила огромная площадь, и где можно увидеть всевозможные основные праздничные увеселения: скаты горок, абрисы балаганных шатров, любопытных зевак рядом с коробом раешника, карусельного деда, ерзающего по парапету балкона, высокие качели и карусели. Благодаря картинкам XVII-XIX веков стало ясно, сколь значимыми и популярными были зрелищные представления, сколь огромна толпа народа на наружных лестницах балагана. На заднем плане многих репродукций различимо устройство примитивно-дешевых театриков, театров кукол.

Отдельной большой темой в лубочных листах представлены главные персонажи балаганных зрелищ. Не обошелся без популярных героев итальянской комедии масок и авторский эскизный набор. Пьеро, острохарактерен в своей белой просторной блузе до колен, с длинными обширными рукавами и непомерно огромными пуговицами (рис. 16). Любовно выписан Петрушка-русская интерпретация иностранной куклы-шута. Одежду его составляет шапка с кисточкой, украшенная примитивным орнаментом, штаны-порты, расчлененные на заплаты - ромбы. Рыжеватый цвет его заплаток прекрасно сочетается с серо-фиолетовым фоном. Конечно, в авторских картинках отражена далеко не вся многообразная содержательность и символика, которая стоит за этими персонажами, однако их гротесковую «масочность» удалось передать.

Переняты были сюжеты, показывающие естественность и вооживление веселящейся толпы: стайки водящих хоровод девушек, цветочницы с красными розами в корзинах разносят цветы, офени (рис.17) и продавцы сладостей предлагают свой товар (рис.18), мальчишки играют в кости, девушки и юноши идут, пританцовывая, навстречу друг другу, играют на дудке пастушки (рис.19). Заимствованы сцены чаепития и винопития(рис. 20), где старцы чинно восседают за дубовыми столами, клубятся облака пара от уличных самоваров. Праздничная гульба вышла достаточно потешной в своем наивном, условном выражении жестов (рис.21).

Многие репродукции показывают бурлящий жизнью город, улочки, разукрашенные самыми разнообразными вывесками. В них любопытна лубочная пестрота обстановки и одновременно по-народному упрощенные, симметричные в самых общих очертаниях стены городских башен. Недвижимыми силуэтами рисуются громады соборов, купола на трепещущем небе среди рваных рядов облаков. Куда причудливей кажутся низенькие постройки русских домов с их подвижными линиями кровли. В целом, архитектурная статичность поразительно контрастна в соотношении с остальной лубочной декоративной орнаментикой. Выстроенные в ряд миниатюрные здания на одном из листов смотрятся общим фоновым динамичным силуэтом.

Сочность живописного звучания особенно проявилась в лубочных пейзажных фантазийных мотивах, подчеркивающих общее праздничное настроение. Заливки внутри гравюрного рисунка в книжных иллюстрациях кажутся акварельными пятнами. Подобно этим цветовым аллюзиям уложен цвет и в пейзажных эскизных сценах, где деревья с остролистными зелеными молодыми кронами нарисованы на фоне синевы неба.

В авторских разработках действо, как и в лубке, нарядно окаймлено декоративными завесами, растительным орнаментом.

Все описанные сюжеты выполнены на небольших листах ватмана формата А3 и А4 в технике воскография. Первоначально на бумагу наносят экспрессивные цветные пятна гуашью в хаотичном порядке, затем на живописный лист прокладывается восковой слой парафиновыми свечками, воск как будто втирается. Поверх него широкой кистью снова проходятся, но уже более цельным красочным составом. Графические линии можно процарапать, тогда проступит первоначальное покрытие (лучше его задумывать темным), или нанести с помощью черной копировальной бумаги. Внутри контура пространство заполняется художником различными цветистыми комбинациями, создавая тем самым радостное, праздничное настроение. Рисунки настолько красочны и полноцветны, что трудно выделить какую - либо колористическую доминанту: это сочетание ярко-розовых, алых, жёлто-охристых, розово-коралловых, оранжевых, сине-зелёных оттенков.

В контексте лубочной темы анатомическая точность в прорисовке фигур, масштаб могут быть приблизительными. Гораздо важнее было передать яркость и живописную мощь, создать красочные ребяческие рисунки.

Преднамеренно незавершенные живописные участки, затертые и процарапанные, создают эффект старины, зрителя как будто возвращают к тем подлинным старым лубочным листам.

Переняты многие гравюрные мотивы в их первозданности, но реализованы они в авторской стилистике: рисунок композиции построен на круглящихся линиях, разработана более изощренная орнаментика (рис.22, 23,24).

Рассказ о празднике предполагался столь подробным, что потребовалась своеобразная изобразительная раскадровка. Выполнено главное лубочное условие – гротескное, стилизованное, аллегоричное воплощение пространства и времени. Небольшие эскизы, благодаря их цельности и законченности, могут легко использоваться в интерьерах жилых и общественных зданий.

Создание панно

 

Создание главного эскиза происходило после изучения научно-этнографического и иллюстративного материала, запечатлевшего русское театральное декорационное искусство XX века, карнавальные гравюры французских, английских, немецких мастерских. Но основной изобразительной базой стали, конечно, русские лубки. По их мотивам были составлены множественные эскизные варианты. Чистовой эскиз же должен представлять собой законченную большеформатную композицию, состоящую из трех частей - центральной части и двух боковых панель с левой и правой стороны. Именно с этих работ будет производиться оцифровка, необходимая для последующей печати на текстиле. Когда рисунок уже напечатан, конечно, никаких изменений произвести нельзя.

После рассмотрения множественных сюжетов праздничных сцен перед автором стояла задача создать некий обобщенный образ. Такой единой подытоживающей историей могла стать солнцеликующая площадь с бурлящей жизнью, проникнутая танцевальными по-весеннему свежими ритмами действующих участников. Изображение должно быть монументальным, музыкально-образным, поэтичным, нести идею. Праздник – великое культовое священнодействие, воплощение духа силы и вечности.

Автор использует приемы лубочной графики, и все же они в сочетании с личным видением и с собственной графической манерой носят формально-стилевой характер. Обязательным условием является использование таких лубочных особенностей: колористическая яркость звучания, гротескность, декорационная линеарность, узорчатость, иконность застылах поз, их фиксированная жесткость.

Если изначально был задуман напоенный солнцем праздник, то лучше всего такой теме соответствует радостная цветовая гамма. Благодаря использованию интенсивных оттенков розового, зеленого, красного, желтого, белого в сочетании с тонкой черной линией, приобретается особая декоративная звучность. Композиция не распадается, смотрится цельно, потому как основная доминанта - желтый - приближен к светло-охристо-сдержанной тональности.

На квадратном листе размера 75 на 75 сантиметров изображена двухъярусная композиция (рис.25); на расстоянии 25 сантиметров от нижнего края проведена ровная горизонтальная черта: внутри получившегося прямоугольника нарисована другая повествовательная история. Узорчатая линия-кайма выступает в роли узкой полоски сцены, создавая тем самым театрально-лубочную обстановку.

Основная часть верхнего игрового композиционного пространства представляет собой трехплановое последовательное размещение праздничных образов.

На переднем плане в центре изображен излюбленный мотив народных художников - катание парочек. Молодуха вместе с кавалером, условные и чуть жеманные фигуры, едут в бричке. Лица людей расцвечены форфоровыми тонами. Вместе они походят на статуэтки. Светлые волосы девушки условно уложены в прическу. Розовощекий молодец залихватски играет на балалайке. Лошадка с белой гривой сродни примитивно подлинным деревянным лошадкам, вынутым из коробочки, впряжена в кажущийся игрушечным возок. Попона очень проста - буквально намечена схематичными линиями. Пристяжной управляет веселый возничий, его застывшее лицо говорит не то о песни, которую он завел, не то о крике, в сторону жеребца. Из-под повозки появляются полевые цветочки, вырастающие в крупные лубочные гирлянды и пучки. Фигуры коня и людей одного размера - своеобразное проявление лубочной декоративной неправильности, условности, доведенной до знака.

Несколько мужских фигур на втором плане выстроены в ряд и представляются в неком танце. Благодаря такому приему, как гротеск, они воспринимаются сложносочиненными, корявыми, оболваненными, человекоподобными куклами. Эти развеселые музыканты - кто с балалайкой, кто с бубном, гармошкой, дудкой - имеют национально-исконный лихой вид: их скоморошеские действия символичны. Лубочная одеревенелость поз, острота делает их несложные замедленные танцы застывшими в тягучих ритмах. Костюмы характеризует яркость и контрастность; автором выделены алеющие орнаменты в виде полос на просторных платьях. Ножные бытовые одеяния, как и на старинных гравюрных изображениях, лапти и онучи.

В центре, позади всех фигур, на чудесном, по-лубочному ярком теплом желтом фоне, возведен диковинный пейзаж - красное ветвистое дерево с листвой в виде декоративных завитков. Древо выпрямило свой ствол и простирается в сердцевину небес. На одной из его ветвей, в правой части композиции, разместилась птица Сирин. Сказочная особа не кажется грозной геральдической птицей - ее крылья радостно расправлены. Она как бы окаймлена развесистой цветочной резьбой. Ствол украшен бантами, лентами, развевающимися гирляндами из флажков.

На желтом небе, в центре, в самом верху, находится красное солнце в виде лица.

Автор отказывается от характерных лубочных примитивных завес, благодаря чему объектам на листе просторно.

Нижняя живописная панель в отличие от верхней желтой в общей своей гамме – розовая. Перед нами скачут декоративные одноцветные песики, как в собачьих балаганных комедиях. Темно-малиновые собаки, наивно расписанные, выстроились в ряд на задних лапах, синхронно танцуя под музыку пастуха-музыканта. Пластический образ пастушка, играющего на дудке, печально расслаблен. Нижняя сцена окаймляется по-лубочному розовыми соцветиями и фантастическими красными ягодами- плодами.

На отдельных боковых прямоугольных изображениях, каждая из которых размером 36×75 сантиметров, похожих на створки складня, зеркально расположены деревья-гирлянды, на листовой охристо-зеленой верхушке которых нарисованы птицы с ветками ягод в клювах, смотрящие в сторону основного центрального изображения. Внутри растительной гирлянды крестообразно размещены розовые бутоны. К дереву как будто подвешены белые ленточки, разлетающиеся в противоположную сторону от той, куда смотрят птицы. Общая колористическая гамма этих боковых панелей, как и основной части, золотисто-охристая (рис. 26).

Главный эскиз, как и поисковый материал, выполнен в технике воскография или граттаж. Технологический ее принцип представляет следующее: тонированный лист покрывают тонким слоем воска. В качестве первоначальной цветовой основы была выбрана розовая краска. Поверх воска линейный рисунок наносился с помощью черной копировальной бумаги. Затем силуэты, растительные мотивы и другие части заполняются необходимыми отличными цветами. Рядом с темным контуром, тем не менее, просвечивает розовый базисный цвет, в результате чего пространство внутри композиции становится воздушнее, колористически богаче. При необходимости процарапывают восковое покрытие: в этом случае проступит исходный оттенок основания.

Автор стремился создать ликующе-нарядную композицию, передать лубочную игрушечность, подделаность под примитив, заразительную юморную непосредственность народного праздника. Весьма оживляют и осложняют сценическое действо разнообразные объемы и высоты. Важное условие народной картинки – фантастичность - подчеркивают красное нереальное дерево с огромными цветами, пляшущие люди-куклы, тем не менее воспринимающиеся естественной веселящейся толпой. Перед нами примитивное, аляповатое сусальное царство.

Творческий проект в качестве ширмы или декорации без труда возможно обыграть музыкально и хореографически в фольклорном театре, в мимодрамах, музыкальных народных спектаклях, где, подражая стилю картинки, старинной манере игры балаганных шутов, будет воспроизводиться артистами несколько скомканное, неумелое поведение на сцене.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!