Ское значение. Тут на наших глазах происхо-
Дит как бы рождение архетипа.
Эмоции таким образом и усиливаются, и
Переходят в новое качество. Чувства конкрет-
Ных людей становятся чем-то вроде космиче-
Ских стихий или, как говорили средневековые
Схоласты, мировых потенций.
В данном случае речь идет о негативной сти-
хии: отрыв воздушного шара от земли, эми-
Грантов от родины, разрыв двух когда-то лю-
Бивших друг друга людей—все это сплетается
В обшую тему отчуждения, распада и энтропии.
Хаотизация и разрушение системных связей—энтропия—в термодинами-
Ке есть функция времени. Но и в обычном человеческом опыте время—фак-
тор распада. Перефразируя К. Леви-Стросса («музыка и мифология суть ин-
струменты для уничтожения времени»62), можно сказать, что у Тарковско-
го время раскрывается как «машина для уничтожения бытия». Тарковский
Бросается в бой с этой машиной для уничтожения. Как и заметил Леви-
I
170
Глава первая. Фабульно-эмпирический хронотоп
Стросс, разрушить ее можно, только противопоставив ей миф. Тарковский и
Создает свой миф, субстанциируя и одушевляя как само Время, так и противо-
Стоящее ему Бытие. Кино для него было осуществлением памяти, то есть фор-
мой и способом борьбы с энтропией. В «Зеркале» время побеждено памятью,
Оно уничтожается.
Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!