Познаем Абсолют только через факт существования мира, в котором мы жи-



вем: если этот мир существует, то он кем-то создан (Тарковский на эту тему

высказывался так: «Думать, что мир никем не создан,—извините, это мне

представляется несколько наивным»).

Невидимый персонаж в «Зеркале», которого мы назвали Спящим, в

функциональном плане представляет собой модель такого Абсолюта.

В «Зеркале» впервые вводится идея Абсолюта как непознаваемой сущно-

Сти, управляющей миром. В предыдущих фильмах этой идеи или не было во-

обще, как в «Ивановом детстве», или она была персонифицирована: в «Ан-

дрее Рублеве» в виде православного Бога, в «Солярисе»—в виде мыслящей

планеты. Но уже в «Солярисе» герои сталкиваются с непознаваемостью во-

площенного Логоса: его природа недоступна человеческой логике. И как раз

после «Соляриса» появляется «Зеркало», где Абсолют, эта непознаваемая

Сущность, уже деперсонифицируется, предстает в виде невидимого Спящего,

О чьем присутствии мы можем только догадываться, только экстраполировать

Факт его присутствия из факта существования видимого мира, поскольку не-

Сомненно, что этот мир сновидения является его проекцией. В последующих

Фильмах Тарковского именно эта форма деперсонифицированного Абсолюта

будет определять их содержание и структуру. В «Сталкере» нет космических


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!