Постели с птичкой в руке. Но его лица в фильме мы не видим. Камера панора-
160
Глава первая. Фабульно-эмпирический хронотоп
Мирует вдоль тела от головы к ногам, но нача-
Ло кадра срезано в монтаже на движении каме-
Ры, а не в статике, с которой обычно начинает-
Ся любой снимаемый кадр (врядли профессио-
Нальный оператор позволил бы себе начать
Кадр с половины лица); это заставляет думать,
что сначала кадр не планировался к разрезке и
Тарковский хотел оставить свое лицо в филь-
Ме, и лишь потом отказался от этого и срезал
Начало кадра.
Оператор Георгий Рерберг рассказывал
Американскому критику Виде Джонсон49, что это он отговорил Тарковского
Показывать лицо, считая, что иначе фильм будет слишком личным. Может,
Так и было, но вопрос в том, когда это обсуждалось, на съемке или в монта-
же: по срезанному началу кадра похоже, что убрать лицо решили позже.
Трудно что-то утверждать наверняка. Режиссер всегда скрывал свои
Замыслы. Возможно, он задумал этот кадр как якобы случайно срезанный,
Как имитацию случайности, и на самом деле заранее знал, что срежет его. По
крайней мере наводит на такую мысль то, что в «Зеркале» есть еще один
подобный кадр с половиной лица; к теме «человека без лица» мы вернемся
Во второй и третьей главах книги.
Как бы то ни было, в результате герой стал несколько условным и загадоч-
ным «человеком без лица», инкогнито. Персонаж без лица—персонаж сно-
Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!