Swami Shantananda Puri 10 страница
М. То, что появляется заново, должно так же и исчезнуть в свое время.
П. Пожалуйста, расскажите мне о методе достижения вечной Истины.
М. Вы – ТО. Можете ли вы когда-нибудь оставаться отдельным от Себя, Я, Атмана? Бытие Собой не требует усилий, ибо вы всегда – ТО.
117 [124]. Другой нетерпеливый собеседник начал издалека и закончил вопросом, почему некоторые дети умирают преждевременно. Он требовал такого ответа, который удовлетворил бы не взрослых, просто наблюдающих за этим, но детей, являющихся жертвами.
М. Пусть эти жертвы и спрашивают. Почему вы задаете этот вопрос и требуете ответа с точки зрения ребенка?
118 [125]. Профессор-мусульманин сказал: Когда я здесь, мой ум саттвичен; но стоит уехать, как он начинает стремиться к самым разным объектам.
М. Отличаются ли объекты от вас? Не может быть объектов без субъекта.
П. И как я узнаю это?
М. Будучи ТЕМ, что вы еще хотите узнать? Разве имеются два "Я", чтобы одно из них познавало другое?
П. Еще раз я спрашиваю, сэр, как узнать, верно ли всё это, и получить соответствующее переживание.
М. Нет необходимости приобретать что-то новое. Нужно толькоизбавить Себя от неведения. Неведение – отождествлять Себя (Я) с не- Я.
П. Да. Но я всё еще не понимаю. Я должен иметь Вашу помощь. Здесь каждый ждет от Вас Вашей Милости. В самом начале Вы сами, должно быть, искали помощи Гуру или Бога. Сейчас распространите ту Милость на других и спасите меня.
|
|
До своего прибытия сюда я очень хотел видеть Вас. Но почему-то никак не мог найти возможности сделать это. Будучи в Бангалоре, я чуть не поддался уму и не вернулся к себе. Но я встретил г-на Фридмана и других, которые послали меня сюда. Это Вы притянули меня. Мой случай напоминает случившееся с Полем Брантоном в Бомбее, когда его тоже потянуло сюда и он отменил возвращение домой.
По прибытии я сначала стеснялся. Я желал знать, разрешат ли мне подойти к Вам и беседовать с Вами. Но мои сомнения скоро развеялись. Я обнаружил, что здесь все равны. Вы установили равенство между всеми. Я ужинал с Вами и другими. Если бы я рссказал об этом своим родственникам, живущим в штате Уттар Прадеш, то они мне бы не поверили. Там брахманы не стали бы ни пить воду со мной, ни даже жевать со мной бетель. Но здесь Вы приняли меня и подобных мне в свою паству. Хотя Ганди и очень старается, он не может привести страну к такому порядку. Я очень счастлив в Вашем обществе.
Я рассматриваю Вас как Бога. Я считаю Шри Кришну истинным Богом, так как Он сказал: "Кого бы человек ни почитал, он почитает только Меня и Я спасу его"1. В то же время все другие говорят: "Спасение возможно только через меня (каждый здесь имеет в виду себя)".
|
|
Только Кришна обладает столь широким кругозором, и Он высказался, словно Бог. Вы соблюдаете такое же равенство.
Января
119 [126]. Д-р Саид снова спросил: Следует ли человеку, жаждущему духовного прогресса, предпринимать действия или следует отречься от мира [ правритти-марга или нивритти-марга ]?
М. Вы разве выходите из Атмана? Что имеется в виду под отречением?
Некий американский инженер спросил о сат-санге (общении с мудрецами).
М. Cam находится внутри нас.
П. В книге "Кто я?" Вы сказали, что Сердце – это местопребывание ума. Это действительно так?
М. Ум – это Атман.
П. Является ли он самим Атманом или Его проекцией?
М. Проекцией.
П. Представители Запада смотрят на ум как на высший принцип, тогда как Восток имеет противоположную точку зрения. Почему?
М. Там, где кончается психология, начинается философия. Это переживание; ум рождается; мы видим его; даже без ума мы существуем. Опыт каждого из нас доказывает это.
П. В глубоком сне я, кажется, не существую.
М. Вы говорите так, когда проснулись. Сейчас у вас говорит ум. В глубоком сне вы существуете за пределами ума.
П. Западная философия признает, что Высшее Я влияет на ум.
120 [127]. Американский инженер спросил: Влияет ли расстояние на Милость?
|
|
М. Время и пространство – внутри нас. Вы всегда находитесь в вашем Я. Как время и расстояние могут повлиять на Него?
П. По радио отчетливей слышно того, кто находится ближе. Вы живете в Индии, а мы в Америке. Разве это не имеет значения?
М. Нет.
П. Некоторые даже читают чужие мысли.
М. Это показывает, что всё есть одно.
Января
121 [128]. В Ашраме были с визитом несколько французов – мужчин и женщин – и американец. Они задали несколько вопросов, один из которых был такой: Каково послание Востока Западу?
М. Все идут к одной и той же цели.
В ответ на другой вопрос Шри Бхагаван сказал: Почему вы говорите "Я есть"? Вы берете фонарь, чтобы найти себя? Или вы пришли к этому, читая книги? Как?
Задавший вопрос сказал: По опыту.
М. Да. Опыт – это подходящее слово. Знание подразумевает наличие субъекта и объекта. Но опыт бесконечен, вечен.
Января
122 [129]. Пожилой джентльмен, бывший сотрудник Б. В. Нарасимха Свами и автор работы по Вишишта-адвайте, впервые посетил Ашрам. Он задал вопрос о новых рождениях.
П. Возможно ли для тонкого тела [ линга шарира ]раствориться и родиться снова через два года после смерти?
|
|
М. Да. Конечно. Человек не только может получить новое рождение, но его новому телу может быть двадцать, сорок или даже семьдесят лет, хотя пройдет только два года после смерти.
Шри Бхагаван процитировал историю Лилы из Йога-Васиштхи.
Срейо хи джнянам абхьясат джнянат дхьянам,
дхьянат кармапхала тьягах.
Здесь джняна означает знание без практики; абхьяса – практику без знания; дхьяна – практику при наличии знания.
"Знание без сопутствующей ему практики выше практики без знания. Практика при наличии знания выше знания без сопровождающей его практики. Действие без желания [ кармапхала тьягах или нишкама карма ], как у джняни, выше практики, сочетающейся с знанием".
П. В чем различие между Йогой и само-отдачей?
М. Само-отдача – это бхакти-йога. Достичь источника "я"-мысли значит разрушить эго; это есть также достижение цели, это есть прапатти [отдача], джняна и т. д.
123 [130]. Лакшман Брахмачари из миссии Шри Рамакришны спросил: Исследование "Кто я?" или поиск "я"-мысли сами по себе – мысли. Поэтому как они могут быть уничтожены в этом процессе?
М. Сита однажды находилась в лесу среди жён различных риши и самих риши. Когда жёны спрашивали её, кто был ее мужем среди этих риши (Рама сам присутствовал там как риши), она отвечала отрицательно, если ей указывали на кого-то, и просто опустила голову, как только указали на Раму. Её молчание было красноречивым.
Подобным образом Веды красноречивы, утверждая " нэти " – " нэти "и затем храня молчание. Их молчание есть состояние Реальности. Таков смысл описания Молчанием. Когда источник "я"-мысли достигнут, она исчезает, а то, что остается, есть Атман.
П. Йога-Сутры Патанджали говорят об отождествлении.
М. Отождествление с Высочайшим – только другое название для разрушения эго.
124 [131]. Г-н Субба Рао спросил: Что такое главная прана [ мукхья прана ]?
М. Это то, из чего возникают эго и прана. Иногда оно именуется кундалини. Сознание не рождается в какой-то момент времени, оно вечно. Но эго рождается, а также и другие мысли. Они сияют, только будучи связаны с абсолютным сознанием; никак не иначе.
П. Что такое мокша [Освобождение]?
М. Мокша – это знание того, что вы не рождены. "Остановитесь и познайте, что Я Бог"1.
Остановиться – означает не думать. Знать и не думать – в этом ключ.
П. Говорят, что в грудной клетке имеются шесть органов различного цвета, из которых Сердце расположено на расстоянии двух пальцев от средней линии. Но ведь Сердце в то же время и бесформенно. Следует ли в этом случае сначала представить его имеющим форму, а затем медитировать на нем?
М. Нет. Нужен только поиск "Кто я?" Одно и то же проходит и через глубокий сон, и через бодрствование. Однако в последнем случае имеются несчастья и усилия избавиться от них. После глубокого сна на вопрос: "Кто спал без сновидений?" вы отвечаете: "я". Сейчас вам дается совет крепко держаться за это "я". Если это сделано, то вечное Бытие откроется Само. Суть состоит в исследовании "я", а не в медитации на Сердечном центре. Не существует внешнего или внутреннего. Оба эти понятия обозначают либо одно и то же, либо ничего.
Конечно, имеется также и практика медитации на Сердечном центре. Это только практика, а не исследование. Однако лишь тот, кто медитирует на Сердце, может оставаться сознающим при исчезновении активности ума, в его тишине, тогда как медитирующие на других центрах неспособны к этому и делают вывод о спокойствии ума только после того, как он снова стал активным.
125 [132]. Один образованный человек спросил: Имеется ли Абсолютное Бытие? Каково его отношение к относительному существованию?
М. Отличаются ли они друг от друга? Все эти вопросы возникают только в уме. Ум возникает при пробуждении и успокаивается в глубоком сне. Пока есть ум, будут такие вопросы и сомнения.
П. Должны быть последовательные стадии продвижения на пути к обретению Абсолютного. Существуют ли степени Реальности?
М. Нет степеней у Реальности. Существуют степени опыта дживы, но не Реальности. Если что-либо может быть обретено как новое, то оно может быть так же и утрачено, тогда как Абсолютное – это Основа, здесь и сейчас.
П. Если это так, то почему мы до сих пор ЕГО не знаем [ аварана ]?
М. Для кого существует это невежество (сокрытие)? Разве Абсолютное говорит вам, что ОНО сокрыто? Это именно джива говорит, что нечто скрывает Абсолютное. Выясните, для кого существует это невежество.
П. Почему в Совершенстве присутствует несовершенство? Другими словами, как Абсолютное стало относительным?
М. Для кого эта относительность? Для кого это несовершенство? В Абсолютном нет несовершенств, и ОНО не может спрашивать. Неодушевленное (тоже) не может задать вопрос. Между этими двумя поднялось нечто, которое задает эти вопросы и испытывает это сомнение.
Кто это? Тот, кто сейчас возник? Или тот, кто вечен?
Будучи совершенным, почему вы чувствуете себя несовершенным? Таково учение всех религий. Какими бы ни были переживания, испытывающий их один и тот же.
"Я" – это пурна, совершенство. В глубоком сне нет разнообразия. Это и указывает на совершенство.
П. Будучи совершенным, почему я не чувствую этого?
М. В глубоком сне не чувствуется и отсутствие совершенства. Если "Я" в глубоком сне совершенно, то почему бодрствующее "Я" чувствует себя несовершенным? Потому что тот, кто чувствует несовершенство, является незаконнорожденным ответвлением, обособлением от Бесконечного – отделением от Бога.
П. Я – тот же самый во всех трех состояниях. Погрузилось ли эго в меня или это я запутался в нем?
М. Возникло ли что-нибудь без вас?
П. Я всегда один и тот же.
М. Поскольку вы видите это, оно и кажется появившимся. Вы чувствовали эту трудность в глубоком сне? В чем новизна сейчас?
П. Чувства и ум.
М. Кто говорит это? Разве спящий? Если так, то ему следовало спросить об этом также и в глубоком сне. Тот, кто спал, упущен, некий незаконный отросток выделил себя и говорит сейчас.
Может ли что-либо новое появиться без участия вечного и совершенного? Подобные обсуждения сами по себе вечны. Не занимайтесь ими. Обратитесь вовнутрь и положите всему этому конец. Диспуты и споры никогда не кончатся.
П. Проявите мне ту Милость, которая кладет конец всему этому беспокойству. Я пришел сюда не спорить. Я только хочу узнавать.
М. Узнайте сначала, кто вы. Это не требует ни шастр, ни учености. Это просто переживание. Состояние Бытия постоянно присутствует здесь и теперь. Вы упустили самого себя и ищете руководства у других. Целью философии является обращение вас вовнутрь. "Если ты знаешь собственное Я, никакое зло уже не может настичь тебя. Поскольку ты спросил меня, я и дал тебе это поучение"1.
Эго возникает, только держась за вас (Я, Атман). Держитесь и вы сами, и эго исчезнет. Но до этого мудрец будет говорить: " Я здесь", а невежественный будет спрашивать: "Где?"
П. Суть этой проблемы лежит в "Познай Себя".
М. Да. Именно так.
126 [133]. М. В Адвайте есть две школы: Дришти сришти [ одновременное творение ]и Сришти дришти [ постепенное творение ].
Существует тантрическая адвайта, которая признаёт три принципа: джагат, джива, Ишвара – мир, душа, Бог. Эти три принципа реальны, но реальность не заканчивается на них. Она выходит за их пределы. Такова тантрическая адвайта. Реальность безгранична. Эти три принципа не существуют отдельно от Абсолютной Реальности. Все согласны с тем, что Реальность проникает всё; таким образом Ишвара принизывает дживу; поэтому джива [душа] вечна. Её знание не ограничено, она только воображает ограниченность своего знания. На самом деле она обладает бесконечным знанием, граница которого – Молчание. Эту истину открыл Дакшинамурти. Для тех, кто всё ещё воспринимает эти три принципа, говорится, что последние реальны. Они сопутствуют эго.
Да, образы богов описаны очень детально. Подобные описания только указывают на конечную Реальность. Иначе почему такое внимание уделено каждой детали? Подумайте об этом. Образ является только символом. Лишь то, что находится за пределами имени и формы, является Реальностью. Шайва Сиддханта и Веданта имеют общую цель – одну и ту же Истину. Иначе как мог Шри Шанкарачарья, величайший представитель адвайты, петь хвалу богам? Очевидно, что он делал это сознательно.
Собеседник честно признался, что его вера в Шайва Сиддханту, Веданту и т. п. была поколеблена после чтения бахаистской литературы. Он сказал: Пожалуйста, спасите меня.
М. Познайте Себя, Атмана, присутствующего здесь и сейчас; вы станете спокойным и не будете колебаться.
П. Бахаисты читают мысли других людей.
М. Да. Это возможно. Некто другой прочел ваши мысли. Должен быть тот, кто знает состояние вашего ума. Это всегда присутртвующая Истина, которую надо осознать. Истина непоколебима.
П. Проявите мне Милость.
М. Милость всегда есть и не даётся. К чему рассматривать "за" и "против" того, являются ли Бахаулла и другие воплощениями (Бога)? Познайте Себя. Считайте Бахауллу Истиной. Может ли он существовать отдельно от Истины? Ваши верования могут меняться, но не сама Истина.
П. Покажите мне истину Сиддханты и т. д.
М. Следуйте их инструкциям и если после этого у вас возникнут сомнения, то можете спрашивать. Строгое соблюдение тех инструкций приведет вас лишь к мауне. Различия воспринимаются только во внешних объектах. Если вы будете следовать их инструкциям, то все различия исчезнут. Никого, кроме сына короля, не называют принцем; поэтому только ТО, которое совершенно, и называют Совершенством.
Не следует довольствоваться лишь ученичеством, посвящением, церемонией само-отдачи и т. д.; это всё внешности, явления. Никогда не забывайте Истину, лежащую в основе всех явлений.
П. Каково значение Молчания Дакшинамурти?
М. Знатоки писаний и мудрецы дали множество объяснений. Пользуйтесь ими так, как вам нравится.
Января
127 [134]. Был задан вопрос о Сердце.
Шри Бхагаван сказал, что следует искать Атман и осознать Его. Сердце сыграет свою роль автоматически. Место Реализации – Сердце. Невозможно сказать, находится ли оно внутри или вовне.
П. Чувствовал ли Бхагаван Сердце как точку Реализации при своем первом, самом раннем, переживании?
М. Я начал употреблять это слово после чтения литературы по этому вопросу. Я увязал его с моим переживанием.
Января
128 [135]. Три европейские дамы приехали сюда с теософской конференции и задали вопрос: Является ли вся программа, весь План (Творения) действительно хорошим? Или в его природе есть некая погрешность, ошибка, из которой мы должны взять самое лучшее?
М. Этот План на самом деле хорош. Ошибка кроется в нас. Когда мы исправим её в себе, вся Программа становится превосходной.
П. Есть ли у Вас какой-либо рецепт, чтобы научить нас этому, используя воспоминание о том, что мы делаем во сне?
М. В рецепте нет нужды. Каждый имеет переживание, что он спал счастливо и тогда не знал ничего. Другое и не переживалось.
П. Этот ответ меня не удовлетворяет. В наших снах мы блуждаем в астральном плане, но не помним этого.
М. Астральный план связан со сновидениями, а не с глубоким сном.
П. Что Вы считаете причиной страданий мира? Чем мы можем содействовать его изменению индивидуально или сообща?
М. Осознайте истинное Я, Себя. Это всё, что необходимо.
П. Можно ли ускорить наше озарение для более интенсивного служения? И как?
М. Поскольку мы неспособны помочь самим себе, мы должны отдать себя Всевышнему полностью. Тогда Он будет заботиться о нас так же, как и о мире.
П. Что Вы считаете (Его) целью?
М. Само-реализацию.
П. Есть ли для каждого какой-либо способ встретить предназначенного ему Гуру?
М. Интенсивная медитация приводит к этому.
129 [136]. Д-р Г. X. Миис, молодой голландец, был здесь несколько дней. Он спросил Шри Бхагавана: У меня впечатление, что в глубоком сне я переживаю нечто близкое к самадхи. Так ли это?
М. Это бодрствующее "Я" задает вопросы, а не "Я" в глубоком сне. Если вы достигнете состояния бодрствующего сна, которое есть то же, что и самадхи, но всё еще при бодрствовании, то сомнения не возникнут.
Самадхи – это естественное состояние человека. Оно представляет собой скрытое течение во всех трех состояниях (бодрствования, сновидений и глубокого сна). Атман не внутри них, но эти состояния находятся в Атмане. Если самадхи переживается при бодрствовании, то оно продолжается также и в глубоком сне. Различия между сознанием и бессознательным принадлежат только уму, который превосходится в состоянии истинного Я.
П. Правильно ли утверждение буддизма, что отсутствует непрерывная сущность, отвечающая представлениям об индивиральной душе? Согласуется ли это с идеей индуизма о перерождающемся эго? Является ли душа непрерывным существом, которое, согласно учению индуизма, перевоплощается снова и снова, или это просто груда умственных склонностей – самскар?
М. Истинное Я непрерывно и ничем не затрагивается. Перевоплощающееся эго принадлежит к более низкому плану, а именно – уму. Он превосходится Само-реализацией.
Перевоплощения соответствуют ложным боковым ответвлениям, а потому и отрицаются буддистами. Нынешнее состояние невежества обусловлено отождествлением Сознания [ Чит ] с неодушевленным [ джада ]телом.
130 [137]. Лакшман Брахмачари из Миссии Шри Рамакришны спросил: Можно ли вообразить себя свидетелем мыслей?
М. Это не является естественным состоянием. Это лишь идея [ бхавана ] – помощь в успокоении ума. Атман – всегда свидетель, независимо от того, представляем ли мы себе это или нет. Нет нужды в таком представлении, если нет той цели (успокоить ум). Тем не менее лучше всего оставаться собственным Я.
131 [138]. Финансовый секретарь из Майсура спросил: Полезна ли книга "Тайный Путь" Поля Брантона1также и жителям Индии?
М. Да – она полезна для всех.
П. Тело, чувства и т. д. не есть Я. Это уже принято всеми нами. Но как практиковать это?
М. Трехэтапным методом, упомянутым в той книге.
П. Контроль дыхания необходим для исследования?
М. Не всегда.
П. В этой книге сказано: "Вмешивается пустота".
М. Да. Не останавливайтесь на ней. Выясните, для кого появляется эта пустота.
П. Говорят, что для преданных пустоты нет.
М. Даже там имеется скрытая стадия – лайя; через некоторое время ум просыпается.
П. В чем состоит опыт самадхи?
М. Он есть то, чем является. Для случайного наблюдателя это может показаться обмороком. Даже для самого практикующего опыт может показаться таковым в первых переживаниях. Но после нескольких повторных переживаний всё становится на свои места.
П. Нади успокаиваются при этом или они возбуждаются такими переживаниями?
М. Сначала они возбуждаются. При продолжении опыта он становится обычным и человек перестаёт возбуждаться.
П. При следовании безопасным курсом неприятностей быть не должно. Возбуждение не благоприятствует спокойному существованию и работе.
М. Блуждающий ум находится на ошибочном пути, только преданный ум – на верном пути.
Января
132 [139]. Г-н Элаппа Четтияр, член Законодательного совета, из Салема, спросил: Достаточно ли обратить ум вовнутрь или мы должны медитировать на "Я есмь Брахман "?
М. Обращение ума вовнутрь является важнейшим делом. Буддисты считают поток "я"-мысли Освобождением, тогда как мы говорим, что такой поток исходит из основополагающего субстрата – единственного – Реальности.
Зачем медитировать "Я есмь Брахман "? Только уничтожение "я" есть Освобождение. Но этого можно достичь только постоянно имея в виду "Я–Я". Отсюда и необходимость исследования "я"-мысли. Искатель не сможет достичь пустоты, если не освободится от "я". В противном случае медитация закончится сном.
Всё время существует только одно "Я", но время от времени возникает ошибочная "я"-мысль, тогда как интуитивное "Я" (Я) всегда остается сияющим Своим Светом, т. е. даже до того, как Оно проявится.
Рождение этого грубого тела не равнозначно собственному рождению человека; с другой стороны, рождение эго и есть его собственное рождение.
Для Освобождения не надо приобретать ничего нового. Оно является исходным состоянием, которое к тому же остается неизменным.
133 [140]. П. Что такое Реальность?
М. Реальность должна быть всегда реальна. У Неё нет имен и форм. То, что лежит в их основании, и есть Реальность. Она кроется под ограничениями, являясь беспредельной. Она не ограничена и, будучи сама реальной, заслонена нереальностями. Реальность есть то, которое ЕСТЬ. Она такова, какая она есть. Она превосходит речь и лежит по ту сторону выражений "существование", "не-существование" и им подобных.
134 [141]. Тот же джентльмен, процитировав стих из Кайвальи, спросил: Можно ли утратить джняну, если она однажды была достигнута?
М. Однажды открывшаяся джняна требует времени, чтобы утвердить себя. Атман, несомненно, находится внутри прямого переживания каждого, но Он не таков, каким Его воображают. Он есть только то, что Он есть. Это Переживание – самадхи. Как огонь не обжигает при магических заклинаниях и других защитных мерах, но обжигает в иных случаях, так и Атман скрыт васанами и открывает Себя, когда их нет. Благодаря колебанию васан джняна и требует времени, чтобы утвердить себя. Шаткая джняна недостаточна, чтобы остановить перевоплощения. При наличии васан джняна не может не шататься из стороны в сторону. Правда, что при близости к великому Учителю васаны утрачивают активность, ум успокаивается и наступает самадхи, подобно тому, как огонь не обжигает в результате мер предосторожности. Таким образом, в присутствии Учителя ученик обретает истинное знание и правильный опыт. Чтобы остаться в нём непоколебимым, требуются дальнейшие усилия. Он постигнет его как свое истинное Бытие и, таким образом, достигнет Освобождения даже при жизни. Самадхи с закрытыми глазами – это, конечно, хорошо, но необходимо идти дальше и осознать, что бездеятельность и действие не враждебны друг другу. Боязнь утраты самадхи тогда, когда человек активен, является знаком невежества. Самадхи должно быть естественной жизнью каждого.
Есть состояние, превосходящее усилия или их отсутствие. Пока оно не осознано, усилие необходимо. Тот, кто однажды вкусил такое блаженство, будет постоянно пытаться возвратить это ощущение. Переживший хоть раз Блаженство Покоя не захочет покинуть его или заняться чем-либо другим. Для джняни так же трудно быть занятым мыслями, как для аджняни быть свободным от мысли.
Обыкновенный человек говорит, что не знает себя: он занят многими мыслями и не может остаться без мыслей.
Никакая деятельность не затрагивает джняни; его ум всегда остается в вечном Покое.
Января
135 [142]. Г-н Пракаша Рао из Безвада: Не становится ли иллюзия бездействующей даже до отождествления с Брахманом [ Брахмакаравритти ]?Или она сохраняется даже и впоследствии?
М. Иллюзия не сохранится после уничтожения васан. В интервале между знакомством с этой тождественностью и уничтожением васан иллюзия будет.
П. Как может мир повлиять на человека даже после того, как тот отождествился с Брахманом?
М. Сначала сделайте это и наблюдайте. Потом вы сможете задать этот вопрос, если необходимо.
П. Можем ли мы познать Брахмана тем же способом, каким понимаем нашу собственную тождественность?
М. Разве вы отличаетесь от ума? Как вы рассчитываете познать ЕГО (Брахмана)?
П. Можно ли в полном объёме познать читту [ читтавиласа ]?
М. О! Разве в этом состоит тождество с Брахманом?
Когда исчезает неведение, остаток открывает себя1. Это – опыт, который не укладывается в категорию "эрудиция".
Января
136 [143]. Г-н П. Брантон спросил Шри Бхагавана, не является ли эта Гора полой.
М. Пураны говорят об этом. Если речь идет о Сердце как некой полости, то проникновение в него доказывает, что эта полость является широким пространством света. Подобным образом и эта Гора суть пространство света. Её пещеры и всё остальное тщательно прикрыты этим Светом.
П. Есть ли внутри пещеры?
М. В видениях я наблюдал в ней пещеры, целые города с улицами и т. д., и весь мир в ней.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!