Слово о происхождении смерти



Откуда смерть в людях? Вопрос чрезвычайно важный не толь­ко по предмету своему, какова смерть, но и по своим последстви­ям в отношении ко всей нашей жизни. Ибо, если я умираю пото­му, что такова именно была всегда и есть природа человеческая, то мне, оставив всякую дальнейшую заботу о состоянии по смер­ти, остается токмо покориться необходимости и заплатить дань природе. А если, напротив, смерть не есть следствие непреложно­го устройства моей природы, а действие какой-либо особенной причины, испортившей мою природу, то мне нельзя не подумать прилежно о том, нет ли средства если не уклониться от смерти, то, по крайней мере, переиначить ее свойство для меня, защитить се­бя от ее разрушительных последствий, обезвредить себя, так ска­зать, от ее ядотворной силы.

Имея в виду это, спросим еще: откуда смерть в людях?

Два противоположных ответа имеем мы под руками на сей важный, как мы видели, вопрос. В одном ответе утверждается, что смерть есть следствие са­мой природы нашей, именно бренности нашего телесного со­става. В другом ответе утверждается, что смерть не есть при­надлежность нашей природы, а как зло случайное, вторгшееся в природу нашу чрез грех и преступление закона Божия.

Кто утверждает первое, что смерть нам естественна и неиз­бежна по самой нашей природе?

Так утверждал весь мир языческий со всеми его мудрецами и философами, до явления в мир христианства. Так, сверх ожидания, утверждали и утверждают некоторые и из самых христиан. Это, сами не думая о том, некоторым образом под­тверждаем мы сами, когда, желая сказать, что такой-то умер, говорим вместо того, что такой-то заплатил долг или дань природе - выражение языческое, перешедшее, к сожалению, и в христианство.

Кто учит, что смерть не есть дань природе, а греху, что она в нашу бессмертную природу вторглась случайно - посредст­вом отпадения нашего от Источника жизни - Бога, чрез нару­шение Его животворной заповеди?

Этому постоянно учит слово Божие;- это внушали все про­роки и все апостолы; это самое провозвещал Спаситель наш, и за Ним то же всегда принималось и ныне приемлется Церко­вью Христовою.

Вопрошать, какое из сих двух учений истинное, значило бы оскорблять достоинство христианской веры и чувство каждого истинного христианина.

Но, поелику, как мы видели, были и есть в самом христиан­стве люди, кои, последуя язычникам, думают, что смерть есть следствие самой природы нашей, поелику св. Церковь в день Православия находит нужным торжественно поражать отлу­чением сие заблуждение, то мы сделаем не чуждое нашей обя­занности дело, если, в ограждение слабости, покажем неле­пость сего заблуждения.

В чем состоит оно и на что опирается?

На то, что смерть есть явление всеобщее и всегдашнее: так было и от века, что природа наша, то есть состав телесный, так бренен и ломок, что по времени непременно ветшает, и трудно представить, как бы с этим нынешним телом мы могли жить вечно.

Все это совершенная правда: но кто же и утверждает, что нам принадлежало бессмертие с этим - смертным - телом? Слово Божие, приписывающее нашей природе бессмертие, яс­нее всех мудрецов видит бренность нынешнего нашего тела и неспособность его к тому; почему и называет прямо телом смерти. Если потому усвояется в нем бессмертие, то не нынеш­ней нашей, падшей и греховной, природе, а первобытной, ка­кою она, вышед из рук творческих, была в состоянии невинно­сти. Тогда было совсем другое не только с нашею душою и те­лом, но и со всеми вещами в мире.

Нам трудно теперь представить это первобытное состояние нашего бессмертия, потому что мы не видали его и не видим теперь ничего подобного ни в себе, ни в других. Но это - не причина отвергать его существование, когда есть крайне важ­ные причины предполагать и допустить его.

Какие это причины?

Во-первых, голос самой природы нашей, которая среди ве­ликих несчастий отвращается от смерти как от совершенно ей противного.

Как бы ты ни был и как бы ни затмевали в твоем уме лож­ные мнения и мудрствования здравое понятие о вещах, - стань у гроба, например, юноши, который вчера еще был полон жизнию и крепостию, а теперь лежит пред тобою бездыханен и обезображен смертью. Посмотри в лицо умершего и скажи, можешь ли ты утверждать, не запинаясь, чтобы это ужасное явление было делом природы? Дело природы? Отчего же при сем содрогается вся собственная твоя природа, сжимается сердце, цепенеет чувство, мятется ум, не знают, что сказать, ус­та? Если это природа, то я не знаю, как назвать ее, в каком враждебном отношении представить к бедному роду человече­скому, чем изъяснить ее свирепость над нами? В таком случае одно изъяснение: принять, что над всем миром, в том числе и над людьми, господствует какое-либо темное и злое начало, которое увеселяется разрушением, услаждается слезами и му­чением своих тварей.

А в мире, а над нами, как показывает все другое,- владыче­ствует Промысл Божий. Ты сам признаешь это. Если призна­ешь воистину и имеешь правильное понятие о Боге и Его со­вершенствах, то суди сам: могла ли смерть произойти от Бога и быть делом рук Его? - Это все равно, как если бы свет произ­вел из себя тьму, сладость источила горечь. И почему бы так было? Разве у Всемогущего могло недоставать средств, чтобы," создав человека, не отдавать его в жертву смерти? И для чего бы так было? Кто отдается на смерть по суду человеческому? Самые тяжкие преступники. Где же было бы правосудие Боже­ственное, если бы смерть была уделом человека невинного, ка­ковым он вышел из рук творческих?

И пусть бы смерть не сопровождалась по крайней мере страданиями! Но посмотрите на большую часть умирающих: это ли дело природы и рук Божиих? Нет, или смерть неестест­венна человеку и есть, как учит1 св. Писание, следствие не при­роды и Творца, а плод повреждения и греха, - или Творец не благ и не правосуден.

Посему те, кои легкомысленно думают, что смерть есть не что иное, как дань природе, должны вместе с тем уже иначе думать о Боге и Его совершенствах, или, точнее сказать, отвер­гать большую часть сих совершенств, как, к сожалению, и бы­вает со многими из них! Мы же возьмем из сего нашего собесе­дования тот урок, чтобы нс употреблять легкомысленно языче­ского выражения о смерти, что она есть дань природе; нет, эта дань не природе, а греху, или, пожалуй, и природе, но не пер­вобытной, чистой и невинной, какою вышла она из рук Божи­их, а природе падшей, какою сделал ее грех и диавол, как уви­дим в следующем нашем собеседовании. Аминь.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!