Роль природы в понимании прекрасного



Для раскрытия содержания категории прекрасного важна оценка Гегелем прекрасного в природе. В основе прекрасного в природе Гегель видел реализацию телеологического принципа, который человек "смутно" воспринимает, наблюдая природные явления и предметы. Она (т.е. природа) прекрасна, поскольку при созерцании соразмерных понятию образов природы мы смутно чувствуем существование такого соответствия. При чувственном рассмотрении взору открывается внутренняя необходимость расчленения целого. Но прекрасное в природе представлено весьма несовершенным образом, дальше "смутного предчувствия" оно не идет. Вообще, прекрасное в природе у Гегеля не лишено известного налета субъективного. Например, зачастую те качества и свойства природных явлений и объектов кажутся нам прекрасными, которые находятся в некоем "соответствии" тому, что свойственно именно человеку: "...мы называем животных красивыми, если они обнаруживают душевное выражение, созвучное человеческим свойствам, например смелость, силу, храбрость, добродушие и т.п. Это выражение, с одной стороны, несомненно свойственно предметам и изображает определенную сторону животной жизни, но с другой - связано с нашими представлениями и нашими душевными настроениями". Как известно, раскрытие прекрасного в природе он считал недостаточным, поскольку все природное в значительной степени связано с материальной формой и находится в зависимости от нее, являясь бытием сугубо чувственным. Искусство же (очевидно, здесь Гегель под искусством понимает нечто близкое к социологической интерпретации культуры) обладает преимущественно духовной природой, материальность здесь скорее кажущаяся, нежели реальная. Поэтому высшим эстетическим значением обладают не природные феномены, но творения человека. Только искусство является пространством реализации эстетического идеала, который Гегель понимал как образованное в процессе раскрытия идеи непосредственное единство идеи и действительности. Идеалу свойственно не только существование, но и развитие, а поскольку "создания всех искусств суть произведения духа", то развитие искусства, становление стилей представляет собой процесс, обусловленный развитием идеала искусства.

 


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!