Основные идеи Гейгеля



Предисловие

 

Классики немецкой философии видели связь эстетических проблем и

искусства с важнейшими задачами данного исторического периода, постоянно подчеркивая их тесное взаимодействие с жизнью общества и человека.

Эстетические концепции содержали в себе гуманистические тенденции, ибо опирались на диалектический метод исследования и рассматривали художественную культуру исторически. Немецкая классическая эстетика оказала сильнейшее влияние на развитие эстетических теорий Англии, Франции, Италии, России.

 

 

Основные идеи Гейгеля

В немецкой философской мысли XVIII в. постепенно сформировались тенденции интерпретировать эстетику как своеобразную философию искусства. Наиболее отчетливо такой подход проявился в работах Георга Гегеля, который подошел к разработке эстетической концепции как к философской задаче. Будучи прекрасным аналитиком и систематизатором, Гегель сумел не только обобщить достижения предшествовавшей традиции эстетических исследований (что само по себе было уже значительным научным достижением), но и предложить ряд оригинальных трактовок, которые позволили ему включить эстетику в единую философскую концепцию идеального. Отчасти этому способствовало активное развитие гуманитарных наук, наблюдавшееся на протяжении всего XVIII в. В это время формируются основные искусствоведческие и литературоведческие теории, разрабатывается концепция жанров, стилей, анализируются особенности художественного творчества и т.д. Накопленный материал требовал обобщения, которое было невозможно осуществить в рамках какой-либо одной гуманитарной науки, тогда как философия предлагала необходимый инструментарий для столь глобального обобщения.

Как уже отмечалось, Гегель понимает эстетику как философию искусства. В предисловии к "Эстетике" он недвусмысленно определяет эстетику как "философию художественной деятельности". Такое определение можно понять неправильно - свести его предмет к сугубо искусствоведческой проблематике. Но для Гегеля понятие художественное не ограничено областью искусства: художественное соотносится скорее с понятием прекрасного, т.е. не является только лишь искусствоведческой категорией. Жесткой критике Гегель подвергает концепции йенских романтиков, рассматривая их эстетику как проявление в искусстве субъективного идеализма И. Фихте, как апофеоз субъективного в искусстве и эстетике.

Основную эстетическую категорию - прекрасное - Гегель трактует как чувственное явление идеи. Он уточняет, что художественное прекрасное является идеей, "перешедшей к развертыванию в действительности и вступившей с ним в непосредственное единство". Идеальная сущность прекрасного проявляется в том, что прекрасное выступает у Гегеля как понятие, тождественное истине, поскольку прекрасное не может не быть истинным. Поэтому и "неудовлетворительность" художественного произведения не всегда объясняется субъективными факторами, такими как, например, бездарность или неумение автора. Она может объясняться и объективными причинами, такими как "неудовлетворительность содержания". Без обладания истиной невозможно создание прекрасных произведений искусства. Оценивая с точки зрения европоцентристской парадигмы искусство нехристианских народов, Гегель утверждает, что "художественные создания китайцев, индусов, египтян, их изображения богов и божков оставались бесформенными или получали лишь дурную, неистинную определенность формы. Эти народы не могли овладеть тайной истиной красоты, потому что их мифологические представления, содержание и мысль их художественных произведений были еще неопределенны внутри себя или отличались дурной определенностью, а не были в самих себе абсолютным содержанием". Прекрасное выступает как явление идеи, т.е. как ее раскрытие, реализация в истории. Делая акцент на "явленности" прекрасного, Гегель тем самым указывает на то, что оно обретает "определенное наличное существование в качестве природной и духовной объективности". В отличие от субъективизма Фихте, Гегель изображает прекрасное как "непосредственно существующее для сознания", что, учитывая сказанное о понятии Абсолютного Духа, открывает горизонты для последовательного объективизма в философии и эстетике. Таким образом был намечен выход из онтологического тупика фихтеанства и того направления в немецкой эстетике, которое можно означить условно как "субъективистский романтизм". Представление о тождественности прекрасного и истинного тоже способствовало усилению объективизма. Категория истины априорно претендует на сверхличностный характер, поскольку в большей степени сохраняет теологическое содержание. В качестве иллюстрации можно привести пример, когда, увидев нечто хорошее, вполне уместно сказать "как прекрасно!", но весьма затруднительно - "как истинно!"

"Эстетика" Гегеля до настоящего времени остается образцом фундаментального труда, не знающего аналогов по четкости формулировок, логичности и полноте изложения материала. В основу издания были положены лекции, которые Гегель читал в Гейдельбергском и Берлинском университетах в конце первой трети XIX в.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!