Романтическая стадия



Романтическое искусство, согласно Гегелю, имеет выраженное религиозное содержание, причем это содержание является христианским. Неслучайно рассмотрение особенностей романтического искусства Гегель начинает с параграфа, озаглавленного "История искупления Христа", т.е. история искупления, совершенного Христом, что составляет основной предмет религиозного романтического искусства. Религиозная основа объясняет во многом специфику романтического искусства, которое в восприятии верующего человека утрачивает значение абсолютной ценности. Причина этого коренится в областях онтологии и аксиологии. Аксиологически истина может существовать и вне связи с прекрасным, поскольку для человеческого сознания понятие истины и понятие эстетического идеала разнятся. Если истина и красота совпадают (а по Гегелю они обязательно совпадают), то это хорошо, если же нет (т.е. если человек не может увидеть красоты в том, что является, или в том, что он почитает за истину), то тем хуже для красоты. Но и религия откровения нуждается в искусстве, как в инструменте, посредством которого можно представить Бога. Идеалом романтического искусства является любовь, которая есть выражение духовной красоты как таковой. Говоря о романтическом искусстве, Гегель касается проблемы различных религиозных и квазирелигиозных легенд, которые вообще-то ближе стоят к искусству символическому. Однако их частую нелепость, неразумность, безвкусие Гегель объясняет не ущербностью формы, за которой скрывается мистико-архаическое содержание, а тем, что Бог действует в пространстве материальном, которое изначально ограниченно. В качестве пространства нерелигиозного романтического искусства, которое, однако, генетически и методологически связано со своей религиозной версией, Гегель рассматривает европейскую рыцарскую культуру.

Причину развития искусства, обеспечивающего смену стадий, Гегель видел в Абсолютном Духе - фундаментальном принципе всей гегелевской философии. Определить последнее понятие достаточно сложно. По мнению А. Ф. Лосева, Абсолютный Дух есть диалектический синтез объективного и субъективного духа. Лосев считает Абсолютный Дух личностью, но следует помнить, что сам Гегель такого объяснения не предлагает. Абсолютный Дух, но Гегелю, лежит в основе всего сущего. Только ему свойственно совершенное бытие и полное самопознания, т.е. Абсолютный Дух обладает атрибутами Бога, являясь, как можно предположить, его философской проекцией. Абсолютный Дух здесь предстает как совершенный философствующий Ум, как гносеологическая проекция совершенного бытия, как предел знания и существования. Искусство в философском отношении представляет собой раскрытие Абсолютного Духа, которое осуществляется посредством созерцания.

 


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!