Глава Восемнадцатая



Горизонты Абсолюта

 

Вопрос: Почему обусловленные души так тянутся к Господу Шиве? Кто Он и какое отношение имеет к нам?

Шридхар Махарадж: Обусловленное сознание непроизвольно преклоняется перед повелителем обусловленного мира. Джива восхищается Шивой, поэтому у Господа Шивы здесь столько последователей. Он — господин майи, иллюзии обусловленных душ. На него не действует иллюзия, хотя он имеет к ней непосредственное отношение. Мы — пленники иллюзии, Он — ее повелитель. Иначе говоря, Шива — освобожденное сознание, олицетворение свободы от иллюзии. В Брихад-Бхагаватамритам Шрила Санатана Госвами объясняет: «Когда душа избавляется от иллюзии, т.е. достигает освобождения, иллюзия приходит к ней лично: "Не оставляй меня. Я, иллюзия, должна быть чьей-то. Останься, я буду принадлежать и служить тебе". Так Майадеви предлагает себя Шиве, освобожденной душе, непорабощенному сознанию. Если душа соглашается на это предложение, то снова оказывается в материальном мире, а если у нее достаточно веры и сил противостоять соблазну, она идет выше, в мир, где она не повелитель, а слуга: "Дорогая иллюзия, в твоем мире мне больше нечего делать. Вынуждена тебя разочаровать, но я не хочу, чтобы мне служили. У меня теперь есть Господин, и я буду служить Ему"».

свадхарма-ништхах сата-джанмабхих пуман

виринчатам ети татах парам хи мам

авйакритам бхагавато 'тха ваишнавам

падам йатхахам вибудхах калатйайе

(Шримад-Бхагаватам, 4.24.29)

Здесь Махадев (Шива) говорит: «Если душа безукоризненно исполняет свой долг в рамках Богоцентрического общества (варнашрамы) сто жизней подряд, то ей разрешается сотворить вселенную и занять в ней место главного управляющего — Брахмы». Свадхарма — обязанности в миру, исполняя которые, ты приближаешься к Богу. Писания определяют каждому общественному классу свои обязанности.

йатах правриттир бхутанам йена сарвам идам татам

свакармана там абхйарчйа сиддхим виндати манавах

(Бхагавад-Гита, 18.46)

етаван санкйа-йогабхйм свадхарма-париништхайа

джанма-лабхах парах пумсам анте нарайана-смритих

(Шримад-Бхагаватам, 2.1.6)

Санкхья или гьяна означает просветление — понимание бренности материального мира и отречение от него — переход в сферу чистого сознания, Брахман. Йога — созерцание обладателя чистого сознания, Параматмана. А свадхарма - ништха — это бескорыстное исполнение обязанностей в Богоцентрическом обществе (варнашраме). Етаван — "они (эти пути) ведут до…" — до освобождения, состояния Шивы, через область отрицательных значений до нулевой отметки. Дальше начинается область положительных значений — джанма-лабхах парах пумсам анте нараяна-смритих — служение Нараяне, которое доверяет нам наш гуру в обмен на веру. Попасть в область положительных значений — значит получить «въездную визу», а достичь освобождения — значит «получить загранпаспорт». Одно дело вырваться на свободу, иное — благополучно устроиться в другой стране. Йога позволяет осознать, что существует Сверхсущество (Сверхсознание), нечто ступенью выше нас по шкале сознания и ближе нашей природе, чем вещество. Исполнение мирских обязанностей без заинтересованности в результате, в рамках Богоцентрического общества (варнашрама-дхармы), позволяет заплатить за прошлые поступки и не связать себя последствиями новых; знание (санкхья) позволяет "отсечь" в нашем сознании материальные наросты, грубые оболочки — нети, нети, нети: «Я не это, не это, не это" (на ити). Санкхья — метод исключения: «Я не тело, не мысль, не рассудок». С помощью этих методов можно «получить загранпаспорт» и добраться до границы. Но истинная жизнь (джанма - лабхах) начинается по ту сторону — в мире сознания Нараяны, за рубежом смерти (анте-нараяна-смритих). Быть в сознании Нараяны, или Кришны — самое естественное для индивидуального сознания. Но войти в эту область невозможно по собственному желанию, не получив «разрешения на въезд» от сварупа - шакти — "министерства внутренних игр".

Преданный: Иногда говорится, что область обитания Шивы, или как вы говорите, освобожденного сознания, духовна. Из ваших слов следует, что освобожденное сознание располагается на нейтральной полосе, на нулевой отметке.

Шридхар Махарадж: Оно на духовной стороне. Шива выступает в двух ипостасях: как распорядитель иллюзии и как преданный Садашива. Он одновременно начальник низшей реальности (грихастха) и подчиненный высшей реальности: муж (майя - шакти) и раб (сварупа - шакти).

Кто добросовестно в течение ста жизней исполнял обязанности в Богоцентрическом обществе (варнашраме), тот получает пост Брахмы. Кто научился жить по правилам Священных писаний, тот получает возможность следить за исполнением этих правил в созданной специально для него вселенной. "Затем,- говорит Шива,- добившись успехов на этом поприще, он даже может занять мое место".

Брахма создает вселенную и управляет жизнедеятельностью ее обитателей. Он — «премьер-министр» вселенной. Но над ним стоит «президент», Господь Шива, который может «отправить премьера в отставку и распустить парламент». Он выше любой души во вселенной, в том числе сотворившей эту вселенную, но сам о себе он говорит: авьякритам — "Я не свободен, не совершенен, и это проявляется в моем безразличии". А - ви - акритам — "Я беспристрастен, порой безучастен" (тьяга, вайрагья). "Я не могу обрести абсолютную свободу, потому что равнодушен и беспристрастен".

"Надо мной простирается мир, который населен преданными Бхагавана (бхагаватами). Он называется Вайкунтха, мир неограниченной свободы в служении, а его обитатели — вайшнавы. Йатхам вибудхах калатьяе: "Когда материальная вселенная перестает существовать, я и некоторые небожители получаем свободу и присоединяемся к вайшнавам. Такая возможность есть у каждого обитателя вселенной, который следует установленным правилам. О Боги, так обстоят дела", — признается сам Махадев (Шива) в Шримад - Бхагаватам.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!