Главные черты фонологической системы СРЯ. Определение фонемы и ее функции. Основные принципы артикуляционной классификации звуков.



Понятие системы предполагает внутреннюю организованность совокупности единиц системы. Фонемы каждого языка образуют сложную систему противопоставлений по дифференциальным признакам, свойственным фонемам данного языка. Система гласных фонем. Для русских гласных максимально сильной позицией является позиция под ударением и изолированная позиция. В СРЯ выделяют 5/6 гласных фонем: а, о, у, и, э /ы.

Система согласных фонем. Традиционно выделяют 32 согласные фонемы. Выделение еще 5 согласных фонем является спорным (мягкие г’, к’, х’, долгие мягкие ш’, ж’).

Гласные – слогообразующие звуки, согласные редко образуют слог, в основном примыкая к гласным. Согласные являются информационно нагруженными единицами, именно они передают лексическое значение слова. Гласные считаются информационно избыточными, они в большей степени связаны с грамматическим значением слова. Но четкой оппозиции между этими группами звуков нет. Например, сонорные согласные ранее были полугласными, переходными звуками, поэтому они тоже могут быть слогообразующими.

Фонема - минимальная незначимая фонетическая единица языковой системы, которая используется для образования, различения и отождествления значимых единиц языка Фонема - функциональная единица языка представленная в речевом потоке рядом позиционно чередующихся звуков (аллофонов, фонов, вариаций, вариантов). Фонемы в языковой системе находятся в отношениях оппозиции (противопоставления) друг другу. Фонема - минимальное, но сложное языковое явление, характеризующееся рядом одновременно сосуществующих в ней дифференциальных и интегральных признаков.

Артикуляция - движение и фиксированное положение органов речи при произнесении звуков речи. Три этапа артикуляции: приступ (подготовка органов к произнесению звуков, выдержка (собственно звучание), отступ (возвращение органов речи в нейтральное положение). Артикуляционная классификация гласных строится на основе дифференциальных признаков: степени подъема языка ( подъем ), степени продвинутости языка вперед или назад ( ряд ), положению губ ( лабиализация). Артикуляционная классификация согласных строится на основе таких признаков, как уровень шума (шумные - сонорные), участие или неучастие голоса (звонкие - глухие), место образования преграды (губно -губные, губно - зубные, зубные, небные), способ преодоления преграды (смычно-взрывные, аффрикаты, щелевые, смычно-проходные, дрожащие), наличие - отсутствие дополнительной артикуляции (мягкие - твердые, лабиализованные ~ нелабиализованные)

Шумные - б, б', п, п', д, д', т, т', г, г', к, к', в, в', ф, ф’, з, з', с, с', ж, ш, х, ч, ц

Сонорные - м, м', н, н', л, л', р, р'

Звонкие - б, б', д, д', г, г', в, в', з, з', ж, м, м', и, н', л, л', р, р'

Глухие - п, п', т, т', к, к', ф, ф', с, с', ш, х, ч, ц

Губно - губные - б, б', п, п', м, м'

Губно-зубные - в, в', ф, ф'

Зубно-язычные - д, д’, т, т’, з, з', с, с', ц, н, н', л, л'

Небно-язычные - ч, ш, ж, р, р', ^, г, г', к, к', х, х'

Смычно-взрывные - б, б', п, п', д, д', г, г', к, к'

Аффрикаты - ч. п

Щелевые - в, в', ф, ф', з, з', ж, ш, х

Смычно-проходные - м, м', н, н', л, л'

Дрожащие - р, р’

Понятие фонемы, а также фонология были разработаны Бодуэном де Куртене в 70 — 80-х гг. XIX в. и являются заслугой Казанской лингвистической школы. Московская фонологическая школа сложилась в 20-х гг. XX в. благодаря таким ученым, как Аванесов, Реформатский, Винокур, Сидоров. МФШ исходит из того, что фонема имеет как вариации, так и варианты. Вариации фонемы — это те ее аллофоны, которые выступают в различных фонетических позициях и образуют параллельный ряд позиционной мены звуков: [а], ['а], [а"], [а]. Этот ряд будет параллельным, ибо в тех же позициях выступают аллофоны фонем <о> и <у> [о], ['о], [о*], [б] и [у], [*у], [у"], [у] и члены этих трех рядов всегда различаются и не совпадают друг с другом. Совокупность вариаций фонем, сходных по конститутивным признакам/образует фонему. Варианты фонем — это такие ее аллофоны, которые образуют перекрещивающиеся ряды позиционной мены звуков. Ряды позиционной мены аллофонов фонемы <а> [а], [^], [ъ] и ['а], [Ие], [ь] оказываются перекрещивающимися с рядами позиционной мены аллофонов фонемы <о>. Таким образом, в одних случаях звуки [А], [ъ], [Ие], [ь] выступают как варианты фонемы <а>, в других случаях — как варианты <о>. Получается, что далекие друг от друга звуки объединяются в одну фонему. Обоснование опирается на функциональное единство этих звуков, выступающих в пределах одной морфемы и обеспечивающих тождество морфемы.

Ленинградская фонологическая школа (Щерба, Бондарко, Бернштейн) также объединяет в одну фонему аллофоны, образующие параллельные ряды позиционной мены {вариации — по МФШ), но аллофоны, образующие перекрещивающиеся ряды позиционной мены, трактует иначе. ЛФШ принимает во внимание не функциональный аспект этих аллофонов, а артикуляционный. Поэтому в ряду д[о]м — д[^]ма — д[ъ]мовой фонема < о > выступает в основном оттенке [о] и неосновных оттенках фонемы <а>. То, что [^] и [ъ] считаются оттенками фонемы <а>, объясняется тем, что артикуляционно они ближе к <а>, чем к < о >. Таким образом, ЛФШ избежала объединения в одну фонему артикуляционно далеких аллофонов.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!