Практические задания



 

Задание 1. Выделите ключевые слова,указывающие на спецификуотражения мировоззрения древних славян в искусстве.

 

Тонкие узоры, покрывавшие глиняные сосуды, были сим-волами воды, огня, солнца. Кольца и серьги напоминают серд-це, солнце, цветок, желудь, лунный серп. По рисунку орнамен-та, цвету, форме одежд или, например, височных колец можно было отличить представителей одного рода от другого – ради-мичей от вятичей, древлян от полян и т.д. Среди немногих изо-бразительных мотивов широко были распространены изобра-жения птицы и коня, связанные с культом солнца и культом Ве-ликой Берегини, матери всего сущего.

 

Задание 2. Определите систему основных понятий,связанных собщественной организацией славян, по составу приведенных лексем:

 

*kolĕno, *pobratimъ, *synъ, *potomъkъ, *perdъkъ, *rodina, *bezotьnъ, *bližnьjь, *kъnędzь, *plemę, *mьstь, *svojь, *vodjь, *rędъ, *sъvĕtъ, *orbъ, *jьmĕnьje, *dobytъkъ, *dostatъkъ, *bogačь, *nudja, *sъčęstьje, *danina, *darъ, *mьzda, *kupьcь, *pĕnędzь, *dorgъ, *koristь, *dĕdina, *zakonъ, *svara, *kormola, *dьržava, *vodjь.

 


Задание 3. Классифицируйте слова по тематическим группам:

 

Названия Названия Названия Названия Названия
растений плодов и ягод рыб птиц животных
         

 

*Cьrkačь, *bebrъ, *dъxorъ, *krъtъ, *dropъty, *perpera, *elbędь, *zvĕrъ, *žužela, *zajęcь, *skovornъ, *esetrъ, *lastovica, *sova, *piskorь, *vęzъ, *borъ, *kopriva, *čebrь, *brusьnica, *smьrža, *mъхъ, *avorъ, *eževina, *belna, *stegъlъ, *rakъ, *žeravjь, *veprь, *elenь.

 

Задание 4. Прочитайте текст.Определите основные тезисы,на ко-торых он строится.

 

Рассмотрение семейной, общественной и хозяйственной жизни древ-них славян, освоения ими растительного и животного мира, использования географической среды обитания и неживой природы вело к установлению наличия ряда технологий добычи, обработки, хранения, транспортировки необходимых для жизни предметов, которые характеризуют м а т е р и - а л ь н у ю культуру носителей праславянского языка. Вместе с тем выяви-лись некоторые знания древних славян о человеке и мире, которые являют-ся показателями возникновения зачатков науки, относящейся к д у х о в - н о й сфере культуры. Разумеется, здесь не было возможности детально ра-зобрать все те знания человека о явлениях действительности, которые воз-никли к периоду существования праславянского языка и были зафиксиро-ваны в праславянском словаре. На деле многие такие знания были, вероят-но, более обширными, чем это возможно представить в беглых очерках. Вместе с тем, и это надо подчеркнуть, знания древних славян не стоит счи-тать исключительно прикладными. Развитие познания необходимо вело и продолжает вести к абстрагированию от некоторых конкретных характери-стик и к появлению более отвлеченных представлений. Можно думать, что представление о тепле, отраженное в термине *teplo (термин этимологиче-ски связан со словом *topiti), возникло от понятия огня, горения, ведущего к нагреванию, раскалению и превращению в жидкое состояние (скажем, льда), затем было в определенной мере абстрагировано от источника тепла

 

и стало более общим, пригодным и для обозначения тепла от очага в зем-лянке, от солнца на поляне, от тела животного. Но тем самым происходило

 

и становление относительно абстрактного понятия тепла.

 

Видимо, по такому пути шло возникновение элементарных понятий и терминов математики, связанных с простейшими фигурами и числом. В

 


 

праславянском языке были уже обозначения некоторых фигур. Так, от идеи вращения, зафиксированной в словах других индоевропейских языков через понятие колеса, славяне пришли и к обозначению круга-колеса (*kolo), а через идею изгиба, искривления (и тем самым огибания) – к обозначению круга (*krogъ). С понятием изгиба связано этимологически и слово *ogъlъ 'угол', среди индоевропейских соответствий которого есть и слова со значе-нием типа 'сустав'. Недостаточно определенные понятия края, конца, преде-ла, границы были представлены в синонимических словах *krajь, *kroma, *granь, восходящих в семантическом плане к словам со значением 'резать', 'острие'. К подобному первоначальному значению (связанному, видимо, с представлением о прорубании, процарапывании, прорезании) восходит и слово *сьrtа 'черта, линия' вероятно, первоначально далеко не строго по-нимаемое в геометрическом плане (конечно, черта обладала не только дли-ной, но и некоторой шириной, о чем свидетельствует древнеиндийское соот-ветствие krta со значением 'расселина', 'трещина'). Несколько слов прасла-вянского лексикона обозначали понятия стороны, полосы, пласта. Слова *storna 'сторона', *plastъ связаны по своему происхождению с шириной, большой поверхностью (корень в слове распростерся и в слове сторона один и тот же). Слово *smuga 'полоса' напротив, связано этимологически с представлением о худобе, о способности пролезть сквозь узкий промежу-ток. Слово *vьrstva 'слой' объясняется в связи с глаголами вертеть, пово-рачивать. Понятие'направление'(*progъ)исторически связано с бурным,быстрым движением (ср. с тем же индоевропейским корнем нем. springen, англ. spring 'прыгать').

 

К числу первоначальных «геометрических терминов» следует, веро-ятно, отнести прилагательное *кгіѵъ 'кривой', имеющее также переносное значение 'неправильный', откуда и 'лживый'; слово это, возможно, родст-венно литовскому kairys 'левая рука'. Праславянский характер имело и при-лагательное *оblъ 'круглый, шарообразный, цилиндрический', которое воз-водится к сочетанию префикса *ob- и корня *val-/*vl-, как и слово облако (от обволакивать). Однако понятие 'прямой', вероятно, не имело в прасла-вянском языке однозначного выражения, хотя для его передачи могли ис-пользоваться и слова с другим основным значением (*prostъ, *рrаѵъ), и слово, которое реконструируют как *рrĕmъ (ср. прямой), но которое возво-дят к словам со значением 'передний, передовой' (может быть – 'тот, кто определяет прямой путь'). Слово *оrѵьnъ 'ровный' восходит к индоевро-пейскому корню, представленному в других индоевропейских языках слова-ми со значением 'свободное пространство'; интересно, что развившееся в старославянском языке значение 'равный', быть может, в какой-то мере со-относится с еще балто-славянскими семантическими особенностями слова, которые обусловили то, что в древнепрусском этот корень употреблен со значением 'настоящий'. Праславянских терминов для таких понятий, как 'точка', 'фигура', не известно. Их абстрактность соответствует более высо-кому уровню развития математического мышления, чем тот, который имел-ся у древних славян.

 


 

Задание 5. Опишите,из каких компонентов состоят представлен-ные на рисунках предметы одежды.

 

а) б)

 

 

Какую информацию несет каждый элемент?

 

Задание 6. Внимательно рассмотрите примеры традиционного сла-вянского орнамента.

 

 

Из каких базовых компонентов он состоит? Какой символикой обладают эти компоненты? В чем их назначение?

 

 


 

Задание 7. Установите по признакам соответствия между назва-ниями построек и их внешним видом.


 

 

*kǫtja *kata *stuba


 

а)

 

 

б)

 

в)


 

 

Задание 8. Из перечисленных объектов выберите те,что славянесчитали по истине сакральными. Прокомментируйте свой выбор.

 

Порог дома, бревна сруба, окна, крыша, труба, очаг, бочка, стол, половицы, сень, клеть, кадка, полати, невод, сундук, ступа, горшок, ухват, угли, скамья, рушник, лохань, лемех.

 

Задание 9. Назовите все объекты,изображенные на рисунке.Опре-делите назначение каждого из них.

 

 


Задание 10. Прочитайте и определите,о чем идет речь.

 

Оно требовало освящения,чтобы оградить обитающих в нем отзлых духов. Эта практика всячески соблюдалась древними славянами, только помимо собственно его освящения следовало провести и другие мероприятия, без которых, по мнению наших предков, было невозможно обезопасить себя от нечисти. При этом для защиты его от злых духов при формировании следовало соблюсти следующие этапы: правильно выбрать деревья, правильно выбрать место и правильно войти в него.

 

Сложность выбора деревьев заключалась в том, что деревья почи-тались как равные, а иногда и более мудрые, чем люди, создания. По не-которым легендам, именно из деревьев были сделаны самые первые лю-ди. Другие легенды говорят о том, что наиболее мудрые люди на закате дней своих превращаются богом в деревья. Также в деревьях обитали и души невинно замученных людей. В Беларуси считалось, что скрип де-ревьев – это явный признак того, что в дереве живет душа человека. По-этому были выработаны общие правила, запрещающие рубить старые деревья и так называемые «буйные». Особо запрещалось использовать для него деревья, посаженные человеком.

 


 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!