Задание 4. Сопоставьте буквенно-цифровые обозначения с тер-риторией проживания славян.



 

 

Задание 5. Соотнесите данные двух столбцов,определив числен-ность славянских народов.

 

Название этноса   Численность (данные 2002 г.)
русские   100.000
украинцы   145.200.000
белорусы   5.500.000
поляки   600.000
чехи   9.000.000–10.000.000
словаки   Более 10.000.000
лужичане   До 10.000.000
болгары   до 2.500.000
сербы   Около 10.000.000
словенцы   Около 45.000.000
черногорцы   Около 50.000.000
   

 

Задание 6. Даны отрывки из сочинений готского историка Иордана«О происхождении и деяниях гетов» и византийского писателя Мав-рикия Стратега «Стратегикон». Определите основные характеристики славян по этим данным.

 

Иордан «О происхождении и Маврикий Стратег «Стратегикон»  
деяниях гетов»    
...Начиная от места рожде- Племена славян и антов сходны по  
ния реки Вистулы, на безмер- своему образу жизни, по своим нравам,  
по своей любви к свободе: их никоим  
ных пространствах располо-  
образом нельзя склонить к рабству или  
жилось многочисленное пле-  
подчинению в своей стране. <...> К при-  
мя венетов. Хотя их наимено-  
бывающим к ним иноземцам они отно-  
вания теперь меняются соот-  
сятся ласково и, оказывая им знаки сво-  
ветственно различным родам  
его расположения, (при переходе их) из  
и местностям, все же пре-  
одного места в другое охраняют их в  
имущественно они называют-  
случае надобности.... <...>  
ся склавенами и антами. У них большое количество разнооб-  
Склавены живут от города разного скота и плодов земных... в осо-  
Новиетуна и озера, именуемо- бенности проса и пшеницы.  
го Мурсианским, до Данастра, Скромность их женщин превышает  
а на север – до Висклы; вме- всякую человеческую природу, так что  
сто городов у них болота и большинство их считают смерть своего  
мужа своей смертью и добровольно  
леса. Анты же – сильнейшие  
удушают себя, не считая пребывание во  
из обоих (племен) – распрост-  
вдовстве за жизнь.  
раняются от Данастра до Да-  
Они селятся в лесах, у неудобопро-  
напра, там, где Понтийское  
ходимых рек, болот и озер, устраивают в  
море образует излучину; эти  
своих жилищах много выходов вследст-  
реки удалены одна от другой  
вие случающихся с ними, что и естест-  
   
на расстояние многих перехо- венно, опасностей. Необходимые для  
дов... них вещи они зарывают в тайниках, ни-  
  чем лишним открыто не владеют и ведут  
  жизнь бродячую.  
  Сражаться со своими врагами они  
  любят в местах, поросших густым ле-  
  сом, в теснинах, на обрывах; с выгодой  
  для себя пользуются (засадами), внезап-  
  ными атаками, хитростями, и днем и но-  
  чью, изобретая много (разнообразных)  
  способов. Опытны они также и в пере-  
  праве через реки, превосходя в этом от-  
  ношении всех людей. Мужественно вы-  
  держивают они пребывание в воде, так  
  что часто некоторые из числа остаю-  
     

щихся дома, будучи застигнуты внезап-ным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специ-ально изготовленные большие, выдолб-ленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа на-взничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в тече-ние многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии).

 

Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, неспособны сражаться в правиль-ной битве, показываться на открытых и ровных местах.

 

Какие еще источники, повествующие о происхождении славян, из-вестны?

 

Задание 7. Прочитайте отрывок из«Повести временных лет».Ос-новываясь на тексте, прокомментруйте основные факты из жизни описанных славянских племен.

Се повѣсти времяньных лѣть,   Вот повести минувших лет,
откуду есть пошла руская   откуда пошла русская
земля, кто въ Киевѣ нача   земля,кто в Киеве стал
первѣе княжити, и откуду   первым княжить и как
руская земля стала есть     возникла русская земля
     
Поляномъ же живущемъ особѣ,   Поляне же, жившие сами по себе,
яко же реко-хомъ, сущимъ от рода   как мы уже говорили, были из сла-
сло-вѣньска, и нарекошася поляне,   вянского рода и только после на-
а деревляне от словѣнъ же, и   звались полянами, и древляне про-
нарекошася древляне; радимичи бо   изошли от тех же славян и также не
и вятичи от ляховъ. Бяста бо два   сразу назвались древляне; радими-
брата в лясѣх – Радимъ, а другий   чи же и вятичи – от рода ляхов.
Вятко, – и пришедъша сѣдоста   Были ведь два брата у ляхов – Ра-
Радимъ на Съжю, и прозвашася   дим, а другой – Вятко; и пришли, и
радимичи, а Вятко сѣде съ родомъ   сели: Радим на Соже, и от него про-
своим по Оцѣ, от него же   звались радимичи, а Вятко сел с
прозвашася вятичи. И живяху в   родом своим по Оке, от него полу-
мирѣ поляне, и деревляне, и   чили свое название вятичи. И жили
сѣверъ, и радимичи, вятичи и   между собою в мире поляне, древ-
хрвате. Дулѣби живяху по Бугу,   ляне, северяне, радимичи, вятичи и
гдѣ ныне велыняне, а улучи и   хорваты. Дулебы же жили по Бугу,
           

тиверьци сѣдяху бо по Днѣстру, присѣдяху къ Дунаеви. Бѣ множьство ихъ; сѣдяху бо по Днѣстру оли до моря, и суть гради их и до сего дне, да то ся зваху от Грекъ Великая скуфь.

 

Имяху бо обычаи свои, и законъ отецъ своих и иреданья, кождо свой иравъ. Поляне бо своих отсць обычай имуть кротокъ и тихъ, и стыдѣнье къ снохамъ своимъ и къ сестрамъ, къ матеремъ и к родителемъ своимъ, къ свекровемъ и къ деверемъ велихо стыдѣнье имѣху, брачный обычай имяху: не хожаше зять по невѣсту, но приводяху вечеръ, а завътра приношаху по ней что вдадуче. А древляне живяху звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця. И радимичи, и вятичи, и сѣверъ одинъ обычай имяху: живяху в лѣсѣ, яко же и всякий звѣрь, ядуще все нечисто, и срамословье в них предъ отьци и предъ снохами, и браци не бываху въ них, но игрища межю селы, схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бѣсовьская пѣсни, и ту умыкаху жены собѣ, с нею же кто съвѣщашеся; имяху же по двѣ и по три жены. И аще кто умряше, творяху тризну надъ нимъ, и по семъ творяху кладу велику, и възложахуть и на кладу, мертвеца сожьжаху, и посемь собравше кости сложаху в судину малу, и поставляху на столпѣ на путех, еже творять вятичи и нынѣ. Си же творяху обычая кривичи и прочии


 

где ныне волыняне, а уличи и ти-верцы сидели по Днестру и соседи-ли с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; вот почему греки на-зывали их «Великая Скифь».

Все они (эти племена) имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, мате-рями и родителями; перед свекро-вями и деверями великую стыдли-вость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на сле-дующий день приносят за нее – что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и бра-ков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи

 

и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все не-чистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бы-вало, но устраивались игрища меж-ду селами, и сходились на эти иг-рища, на пляски и на всякие бесов-ские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем триз-ну, а затем делали большую колоду

 

и возлагали на эту колоду мертвеца

 

и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд

 

и ставили на столбах при дороге, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кри-вичи и прочие язычники, не знаю-щие закона божьего, но сами себе


 


погании, не вѣдуще закона божия, устанавливающие закон...

 

но творяще сами собѣ законъ...

 

Кто является автором этого произведения?

 

Задание 8. Подберите данным праславянским формам русские со-ответствия.

 

*bъcьvarь, *gъrnьcarь, *kovalь, *kozemeka, *sьvьcь, *kravьcь, *kolarь, *drъvarь, *kosarь, *kopьjьnikъ, *pastuhъ, *korvarь, *pekarь, *ezdьcь, *delatelь, *tvorьcь, *drъvarь.

 

В границах какого тематического единства находятся эти лексемы?

 

Задание 9. Классифицируйте слова согласно лексико-семантическим группам, которые они составляют:

 

*pestь, *celo, *1ісе, *zenica, *bledica, *korsta, *uxo; *usta, *mydlo, *greby, *briti, *еzукъ, *gъrdlo, *golvacь, *nemogtь, *kodrь, *bry, *роръ, *otroba, *1аznь, *bana, *bordacь, *gъrbacь, *dolnь, *pьrstъ, *хvоrъ, *kosota, *mozolь, *maslo, *skvьrna, *lisajь.

 

Задание 10. Вставьте недостающие элементы.

 

1. Существенное место в праславянском лексиконе занимают на-звания лиц, а среди них весьма древним слоем являются назва-

 

ния ____________.

2. Наиболее архаичны восходящие к детской речи слова с повто-

ром слогов ____________.

 

3. Особую группу слов составляют названия родственников по близкому _______ родству.

 

4. Сюда относятся дитя, чадо, сын,

______________________________.

 

5. Центральным жизненным событием, требовавшим совершения целого ряда обрядов, было _________________________.

 

6. Основной формой социальной жизни славян был

__________________.

 

7. Для характеристики общественных отношений внешнего харак-тера значимыми являются названия людей по этническому при-

 

знаку, например, _____________________________________.

 

8. Семантическим преобразованием слова *gostь (греч. – «чужой», лат. – «враг») в славянских языках стало следующее

 

__________________.

 

 


 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!