Рождество и опасности



 

21. Знаменательно, что краткая история детства Господа Иисуса говорит одновременно о Его Рождестве и об опасности, с которой Он столкнулся буквально в первые дни жизни. Лука приводит эпизод о принесении в храм для посвящения Богу Младенца Иисуса на сороковой день после рождения. Старец Симеон произносит тогда пророческие слова. Эти слова говорят одновременно о «свете» и «предмете пререканий». А Марии сказано: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк 2, 32-35). Тогда как Матфей указывает на угрозу жизни Новорожденного Иисуса, идущую от Ирода. Прибывшие с Востока волхвы сообщили Ироду, что странствуют в поисках «родившегося Царя Иудейского» (Мф 2, 2). Ирод, боясь потерять власть, приказывает убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф 2, 16). Иисус уходит тогда из рук Ирода только благодаря особому вмешательству Бога и отцовской заботе Иосифа, который уводит Младенца и Матерь Его в Египет, где они пребывают до смерти Ирода. А потом возвращаются в свой родной город Назарет, и тут начинается долгий период обычной жизни Святого Семейства (Мф 2: 1-23; Лк 2: 39-52).

Тот факт, что Младенец Иисус практически с первых дней своего появления на свет сталкивается с угрозой для Своей жизни, имеет пророческое измерение. Еще будучи Младенцем, Он становится «предметом пререканий». Пророческое значение получает и тот факт, что невинные вифлеемские младенцы, убитые по указу Ирода, становятся, согласно давней Литургии Церкви, участниками Рождества Христа и Его искупительных страданий[50]. Так они восполняют «недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол 1, 24).

В Евангелии Благовещение жизни, которое удивительным образом исполняется в рождении Искупителя, выразительно противопоставлено опасностям, угрожающим жизни. Благовещение жизни относится к тайне Воплощения Слова, стало быть, относится ко всей Богочеловеческой действительности Христа. «Слово стало плотью» (Ин 1, 14). Бог стал человеком. На эту тайну часто ссылаются Отцы Церкви: «Бог стал человеком, чтобы мы обожились»[51]. Эта истина веры одновременно является и истиной человеческого бытия. Она говорит еще и о масштабах угрозы, какой оборачивается любое посягательство на жизнь не рожденного ребенка, да еще в утробе собственной матери. Если мы захотим отыскать антипод тому, что называется «прекрасной любовью», то найдем его именно тут. Исходя исключительно из потребления, можно дойти до убийства любви, убивая ее плод. «Благословен плод чрева Твоего!» (Лк 1, 42) – становится для цивилизации потребления «проклятым плодом».

Тут стоит кратко упомянуть об отклонениях, которые наблюдаются во многих странах в так называемых государственных законах. Закон Божий в отношении человеческой жизни однозначен и категоричен: «Не убий!» (Исх 20, 13). Следовательно, ни один законодатель не может, сказать: тебе позволено убивать, у тебя есть право убивать или же ты должен убить. К сожалению, в истории нашего столетия подобное отклонение стало реальностью. К власти демократическим путем приходили политические силы, они издавали общественные законы, противоречащие праву на жизнь, которое имеет каждый без исключения человек, и делали это ради порочной идеи, например, евгенического, этнического или какого-либо другого характера. Сегодня не менее опасным явлением становятся законопроекты, игнорирующие право на жизнь с момента зачатия. К сожалению, они широко распространены и поддерживаются общественным мнением. Как можно нравственно одобрять законы, которые разрешают убивать человека, уже зачатого и живущего в утробе матери? Получается, что право на жизнь оказывается уделом уже взрослых людей, тех, кто реализует свои планы и проводит через парламенты свои собственные интересы. А тому, кто еще не родился, в праве на жизнь отказано?

В таком случае мы находимся перед лицом огромной опасности не только для отдельно взятой человеческой жизни, но и для всей нашей цивилизации. Утверждение, что эта цивилизация в определенном смысле стала «цивилизацией смерти», получает тут свое подтверждение. И не пророческим ли событием остается то, что Благовещению Рождества Христова неотрывно сопутствует угроза Его жизни? Да, с самого начала Его жизнь подвержена опасности. Опасность угрожала новорожденному Младенцу, человеческому сыну, который одновременно был и Сыном Божиим. Его жизнь с самого начала находилась в опасности, и только чудом Он избежал смерти.

В последние десятилетия стало заметно обнадеживающее пробуждение совести: это относится как к современной мысли, так и к общественному мнению. Сознание уважения жизни с момента зачатия особенно возрастает среди молодежи. Ширится движение в защиту жизни (pro life). И в этом - начало надежды на будущее семьи и всего человечества.

 

«… и вы приняли Меня»

 

22. Супруги и семьи всего мира: Жених с вами! Вот главное, что хочет сказать вам Папа в год, который Организация Объединенных Наций и Церковь посвятили семье. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3, 16-17). «Рожденное от плоти есть плоть; а рожденное от Духа есть дух… должно вам родиться свыше» (Ин 3, 6-7). Должно вам родиться «от воды и Духа» (Ин 3, 5). Именно вы, дорогие отцы и матери, являетесь первыми свидетелями и шаферами этого нового рождения свыше. Вы, рождающие детей для земной отчизны, не забывайте, что рождаете их и для Бога. Бог желает их рождения как детей, усыновленных в Единородном Сыне, Который дал нам «власть быть чадами Божиими» (Ин 1, 12). Дело Спасения продолжается в мире и осуществляется через Церковь. Это дело Сына Божиего, Жениха Божиего, который дал нам Царство Небесное и говорит нам, своим ученикам: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17, 21).

22. Супруги и семьи всего мира: Жених с вами! Вот главное, что хочет сказать вам Папа в год, который Организация Объединенных Наций и Церковь посвятили семье. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3, 16-17). «Рожденное от плоти есть плоть; а рожденное от Духа есть дух… должно вам родиться свыше» (Ин 3, 6-7). Должно вам родиться «от воды и Духа» (Ин 3, 5). Именно вы, дорогие отцы и матери, являетесь первыми свидетелями и шаферами этого нового рождения свыше. Вы, рождающие детей для земной отчизны, не забывайте, что рождаете их и для Бога. Бог желает их рождения как детей, усыновленных в Единородном Сыне, Который дал нам «власть быть чадами Божиими» (Ин 1, 12). Дело Спасения продолжается в мире и осуществляется через Церковь. Это дело Сына Божиего, Жениха Божиего, который дал нам Царство Небесное и говорит нам, своим ученикам: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17, 21).

Наша вера говорит, что Иисус Христос, Который «сидит одесную Бога Отца» (Кол 3, 1), придет судить живых и мертвых. В то же время Евангелист Иоанн уверяет нас, что Христос был послан в мир не для того, чтобы мир осудить, но чтобы его спасти (ср. Ин 3, 17). В чем же тогда состоит суд? Сам Христос дает ответ: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди возлюбили более тьму, нежели свет (…). А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин 3, 19-21). Об этом нам напоминает и энциклика «Veritatis splendor»[52]. Итак, Христос – судья? Твои собственные поступки будут судить тебя в свете истины, которую исповедуешь. Именно поступки будут судить отцов и матерей, сынов и дочерей. Каждый из нас будет судим по заповедям, в том числе и тем, которые упомянуты в этом Послании: четвертой, пятой, шестой и девятой. Каждый из нас будет судим, прежде всего, любовью, которая составляет суть и синтез заповедей. «На закате жизни нас будут судить по любви», - сказал св. Иоанн Креста[53]. Христос, Искупитель и Жених человечества «на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин 18, 37). Он будет судьей, но таким, каким явил Себя, говоря о Судном дне (ср. Мф 25, 31-46). Его суд будет судом любви – судом, который является окончательным подтверждением истины о том, что Жених был с нами, а мы, быть может, об этом не знали.

Судья – Жених Церкви и человечества, и поэтому судит так, как мы слышим: «Придите, благословенные Отца Моего (…). Ибо алкал я, и Вы дали мне есть; жаждал и Вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня» (Мф 25, 34-36). Конечно, это перечисление можно продолжить, и тут обнаружится бесчисленное множество проблем, из которых складывается семейная и супружеская жизнь. Наверное, нашлось бы в этом списке и утверждение: «Был не рожденным ребенком, и вы приняли меня, позволили мне родиться. Был оставленным ребенком, и вы стали для меня семьей. Был сиротой, и вы усыновили Меня, и воспитали, как собственного ребенка». И далее: «Помогали сомневающимся и находящимся в опасности матерям принять не рожденного ребенка и родить его; помогали многодетным семьям, семьям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, сохранить и воспитать потомство, которым одарил их Бог». Этот список большой и довольно разнообразный. Он объемлет все виды добра – подлинного, морального и человеческого, в котором проявляется любовь. Всё это и есть великое жниво Искупителя мира, Которому Отец вверил суд. Всё это и есть богатое жниво благодати и добрых поступков, зрелое жниво, вдохновленное Женихом во Святом Духе, Который никогда не перестает действовать в мире и в Церкви. И этого блага, безусловно, в мире очень много – во всем мире и во всей Церкви. Сегодня мы желаем возблагодарить за это Подателя всякого блага.

Но мы знаем, что в описании Судного дня у Матфея есть и другое перечисление – грозное и страшное: «Идите от Меня, проклятые (…) Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня» (Мф 25, 41-43). Безусловно, и в этом перечислении найдутся факты, когда Христос хочет отождествиться с человеком отверженным. Он отождествляет себя с покинутой женой или мужем, с зачатым и отверженным ребенком: «Вы не приняли Меня!». Этот суд проходит и через историю наших семей, историю народов и всего человечества. Христово «не приняли Меня» относится также к общественным институтам, властям и международным организациям.

Паскаль писал: «Христос будет умирать до скончания мира»[54]. Агония Гефсимании и агония Голгофы – вот вершины откровения любви. И там и тут является Жених, Который есть с нами, Который по-прежнему любит нас, Который «до конца возлюбил» (Ин 13, 1). А любовь, которая есть в Нем и исходит от Него, выходит за границы личных или семейных событий, за границы всей истории человечества.

Завершая эти размышления, дорогие Братья и Сестры, и думая о том, какие речи прозвучат в Год Семьи с разных трибун, мне еще раз хочется вспомнить слова Петра, обращенные ко Христу: «Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6, 68). Вместе воззовем: «Слова Твои, Господи, не прейдут!» (ср. Мк 13, 31). Что вам может пожелать Папа в заключение этой обширной медитации на тему Года Семьи? Желаю вам найти себя в тех словах, которые «суть дух и жизнь» (Ин 6, 63).

 

«Крепко утвердиться во внутреннем человеке»

 

23. Преклоняю колени мои перед Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое родительство, «да даст нам по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф 3, 16). С удовольствием вновь обращаюсь к этим словам апостола, которые уже приводились в первой части Послания. В известной степени это ключевые слова. Семья и родительство неотрывны друг от друга. Семья - первая среда, в которой формируется тот самый «внутренний человек», о котором говорит апостол. Укрепление силы его духа – это дар Отца и дар Сына в Святом Духе.

Год Семьи ставит перед нами в Церкви огромную задачу. Она не отличается от тех задач, которые ежегодно и ежедневно возникают перед каждой семьей, но в контексте этого года приобретает особую важность и выразительность. Мы начали Год Семьи в Назарете в день торжества Святого Семейства и теперь стремимся на протяжении всего года направлять свои стопы к тому месту, которое в истории человечества стало святилищем Святого Семейства. Стремимся к святилищу, обновляя в своем сознании все богатство истины о семье, которая с самого начала является сокровищницей Церкви. В этой сокровищнице – богатая традиция Ветхого Завета. Эта сокровищница окончательно формируется в Новом Завете и получает свое знаменательное выражение в тайне Святого Семейства, когда Божественный Жених совершает искупление всех человеческих семей. Исходя из этого Иисус и провозгласил «Евангелие семьи». Из этой сокровищницы черпали все поколения учеников и последователей Христа, начиная с апостолов; это учение мы часто использовали в настоящем Послании.

В нашу эпоху сокровищница эта обогатилась за счет документов II Ватиканского Собора[55]. Интересный анализ можно также встретить в многочисленных проповедях, которые Папа Пий XII обратил к супругам[56], в энциклике Humanae vitae Павла VI, в выступлениях на Синодах Епископов, посвященных семье (1980), и в пост- синодальном Апостольском обращении Familiaris consortio. Об этом речь была в начале Послания. И если мы сейчас снова об этом вспоминаем, то для того лишь, чтобы показать, как богата эта сокровищница христианской истины о семье. Однако только письменных свидетельств недостаточно. Самые важные – это живые свидетельства. Павел VI заметил как-то: «Современный человек охотнее слушает свидетелей, нежели наставников, а если и слушает наставников, то потому только, что те тоже свидетели»[57]. Вот и сокровищница семьи в Церкви принадлежит, прежде всего, свидетелям, тем отцам и матерям, сынам и дочерям, которые через семью нашли путь к своему человеческому и христианскому призванию – тому самому «внутреннему человеку» (Еф 3, 16), о котором говорит апостол, - и стали святыми. Святое Семейство положило начало многим другим святым семьям. Собор напоминает, что к святости призваны все крещеные[58]. Сегодня, так же как и в прошлом, нет недостатка в свидетелях «Евангелия семьи», даже если свидетели эти неизвестны или если Церковь не возвела их в ранг святых. Год Семьи в Церкви дает прекрасную возможность увидеть их и понять, что подобных им – множество.

История человечества проходит через семью, история спасен ия так же проходит через семью. В данном Послании мы стремились показать, что семья находится в центре серьезной борьбы между добром и злом, между жизнью и смертью, любовью и всем тем, что не есть любовь. Семьям вверена задача бороться, прежде всего, за то, чтобы вызволить силы блага, исток которых во Христе – Искупителе человека, чтобы эти силы стали достоянием всех семей, и чтобы – как об этом сказано в польском «Milenium» христианства – семья стала «сильна Богом»[59]. А потому это Послание не является ни информацией, ни описанием, но - апостольским увещеванием, подобным тому, что мы находим в Посланиях Павла (1 Кор 7, 1–40; Еф 5, 21; 6,9; Кол 3, 18-25), Петра (1 Петр 3, 1-7) и Иоанна (1 Ин 2, 12-17). Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на различия в историческом и культурном контексте, ситуации, в которых находились христиане и семьи тогда и находятся ныне, очень похожи.

Итак, это Послание – в некотором смысле приглашение. Приглашение, посланное Вам, дорогие супруги, отцы и матери, сыновья и дочери. Приглашение всем отдельным Церквам, чтобы они пребывали в единстве учения апостольской истины. Приглашение всем Братьям в епископстве, пастырям, монашеским общинам, лицам посвященной Богу жизни, различным церковным движениям и организациям; всем нашим братьям и сестрам, с которыми нас объединяет вера в Иисуса Христа[60], хотя мы и не находимся в полном общении, которого желал Господь; всем братьям, которые, как и мы, принадлежат к большой общине верующих во Единого Бога, разделяющих веру Авраама[61]; а также тем, кто является наследниками иных духовных и религиозных традиций, каждому человеку доброй воли.

Мы желаем, чтобы Христос, Который есть «вчера и сегодня и во веки веков» (Евр 13, 8), был с нами, когда преклоняем «колени…пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф 3, 14), чтобы повторяя слова этой великой молитвы Отцу, Которой Сам научил нас, Он еще раз дал свидетельство той любви, какой «до конца возлюбил» (Ин 13, 1).

Обращаюсь силою Его истины к человеку нашего времени, чтобы он понял, каким благом являются брак, семья и жизнь, какую огромную опасность представляет собой неуважение этих составляющих жизни человека и умаление тех важнейших ценностей, которые составляют жизнь семьи и свидетельствуют о достоинстве человека.

Мы просим Иисуса Христа, чтобы Он Сам нам это повторял силою и мудростью Своего Креста (1 Кор 1, 17-24), чтобы человечество не подалось искушению, исходящему от «отца лжи» (Ин 8, 44), который постоянно открывает перед нами пути, легкие и приятные на первый взгляд, но при этом полные ловушек и опасностей. Чтобы мы всегда шли за Тем, Кто есть «путь и истина, и жизнь» (Ин 14, 6).

Дорогие Братья и Сестры, пусть это станет задачей христианских семей и миссионерской заботой Церкви в этом Году, означенном особой благодатью Божией. Пусть Святое Семейство - икона и образец для подражания для любой человеческой семьи - поможет каждому поступать в духе Назарета; пусть поможет каждой семье углублять сознание собственного призвания в обществе и Церкви посредством изучения Слова Божиего, молитвы и братской совместной жизни! Пусть Дева Мария, Матерь прекрасной любви, и Иосиф, Опекун Искупителя, станут вашими постоянными покровителями.

 

С этими чувствами благословляю каждую Семью во имя Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа.

 

Дано в Риме, у Святого Петра, в день 2 февраля, 1994, Сретение Господне, шестнадцатый год Понтификата.

 

Папа Римский Иоанн Павел II

 

Перевод сделан по тексту: Jan Paweł II List do Rodzin. Częstochowa, Biblioteka „Niedzieli”- 1994. 154 S.

Tom przygotowany do druku na podstawie publikacji: «List do Rodzin» Ojca Świętego Jana Pawła II. LIBRERIA EDITRICE VATICANA.

Copyright by Tygodnik Katolicki „Niedziela” Częstochowa, 1994.

 


[1] Иоанн Павел II, энциклика «Redemptor hominis», 14: AAS 71 (1979), 284-285. (Рус. изд.: Meudon, Biblioteque Slave de Paris, 1991, с. 3-60).

[2] Документы II Ватиканского Собора (изд. М., Паолине, 1998), Пастырская конституция о Церкви в современном мире «Gaudium et spes», 1.

[3] «Gaudium et spes», 22.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Ср. Документы II Ватиканского Собора, Догматическая конституция о Церкви «Lumen gentium», 11.

 

[7] «Gaudium et spes», ч. 2, гл. 1.

[8] Rituale Romanum, Ordo celebrandi matrimonium, n. 74. Editio typica altera, 1991, p. 26. (Рус. изд.: Требник. М., Издательство Францисканцев, 2004, с. 159).

 

[9] Иоанн Павел II, апостольское обращение«Familiaris consortio», 79-84: AAS 74 (1982), 180-186. (Рус. изд.: М., Издательство Францисканцев, 2006, с. 98).

[10] Rituale Romanum, Ordo celebrandi matrimonium, n.74, p. 26.

[11] «Gaudium et spes», 48.

[12] «Familiaris consortio», 69: AAS 74 (1982), 165.

[13] «Gaudium et spes», 24.

[14] Rituale Romanum, Ordo celebrandi matrimonium, n.60, p. 17.

[15] «Familiaris consortio», 28: AAS 74 (1982). 114.

[16] Ср. Пий XII, энциклика «Humani generis»: AAS 42 (1950), 574.

[17] «Gaudium et spes», 24.

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Св. Августин, Confessiones, I, 1: Corpus christianorum. Series Latina. Tournhout, 1954-1927 (далее PL), 1. (Рус. изд.: Блаж. Августин, Исповедь. М., 1991, кн.1: 1, с. 53).

[21] «Gaudium et spes», 50.

[22] Rituale Romanum, Ordo celebrandi matrimonium, n.62, p. 17.

[23] Там же, n. 61, p. 17.

[24] Св. Фома Аквинский, Сумма теологии, I, q. 5, a. 4, ad 2.

[25] «Gaudium et spes», 24.

[26] Ср. Иоанн Павел II,энциклика «Sollicitudo rei socialis», 25: AAS 80 (1988), 543-544.

[27] «Redemptor hominis», 14: AAS 71 (1979), 884-885; ср. Иоанн Павел II,энциклика «Centesimus annus», 53: AAS 83 (1991), 859.

[28] Adversus haereses IV, 20, 7: Patrologiae Cursus completus. Series Graeca. Paris, 1857-1866 (далее PG), 7, 1057; Sources chrétiennes. Paris, 1941, 100/2, p. 648-649.

[29] «Centesimus annus», 39: AAS 83 (1991), 842.

[30] «Sollicitudo rei socialis», 25: AAS 80 (1988), 543-544.

[31] Павел VI, энциклика «Humanae vitae», 12: AAS 60 (1968), 488-489; Катехизис Католической Церкви (далее ККЦ), 2366.

[32] «Gaudium et spes», 24.

[33] Ср. Проповедь Павла VI по случаю окончания Святого года (25 декабря 1975 г.): AAS 68 (1976), 145.

[34] «Gaudium et spes», 22.

[35] Ср. там же, 47.

[36] Св. Фома Аквинский, Сумма теологии, I, q. 5, a. 4, ad 2.

 

[37] Св. Фома Аквинский, Сумма теологии, I-II, q. 22.

[38] «Lumen gentium», 11, 40-41.

[39] Rituale Romanum, Ordo celebrandi matrimonium, n. 62, p. 17 (Требник, c. 154).

[40] Кодекс Канонического Права, кан. 1055, 1; ККЦ 1601.

[41] «Gaudium et spes», 74

[42] Ср. «Centesimus annus», 57: AAS 83 (1991), 862-863.

[43] Ср. «Laborem exercens», 19: AAS 73 (1981), 625-629.

[44] Ср. Adversus haereses, III, 10, 2: PG 7, 873; Sources chrétiennes. Paris, 1941, 211, p. 116–119; Св. Афанасий, De incarnatione Verbi, 54: PL 25, 191-192; Св. Афанасий, Sermo 185, 3: PL 38, 999; Sermo 194, 3, 4: PL 38, 1016.

[45] «Gaudium et spes», 24.

* См. Декарт Р. Размышления о первоначальной философии. СПб., 1995.

[46] «Corpore et anima unus» - как точно определяет Собор: там же, 14.

[47] Там же,22.

[48] «Lumen gentium», 56-59.

[49] Ср. Папский Совет по массовым коммуникациям, Пастырская инструкция «Aetatis novae», 7.

[50] В литургии праздника, берущей свое начало в V в., Церковь обращается к Святым Младенцам, называя их словами поэта Пруденция (ум. около 405 г.): «Цветы мучеников, бутоны роз, еще не раскрывшиеся, которых на самом пороге их жизни гонитель Христа отсек, словно в резком порыве урагана».

[51] Св. Афанасий. De incarnatione Verbi, 54: PG 25, 191-192.

[52] Ср. Иоанн Павел II,энциклика «Veritatis splendor», 84.

[53]Св. Иоанн Креста, «Слова света и любви» («Dichos de luz y amor»), 59.

[54] Pascal B. Pensées, Le mystère de Jésus, 553.

[55] Ср., особенно, «Gaudium et spes», 47-52.

[56] Особого внимания заслуживает его Обращение к участникам собрания Итальянского католического общества акушеров (29 октября 1951г.): Discorsi e Radiomessaggi, XIII, 333-353.

[57] Ср. Павел VI, Обращение к членам Папского Совета по делам мирян (2 октября 1974 г.): AAS 66 (1974), 568.

[58] Ср. «Lumen gentium», 40.

[59] Ср. Проповедь кардинала Стефана Вышиньского, произнесенная в Ченстохове: «Семья Богом сильна» (26 августа 1961 г.).

[60] «Lumen gentium», 15.

[61] Ср. там же, 16.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!