Генеалогия личности



 

9. Посредством супружеского единения личностей мужчина и женщина дают начало семье. С семьей связана генеалогия каждого человека - генеалогия личности. Человеческое родительство укоренено в биологии и в то же время выходит за ее рамки. Апостол, «преклоняя колени свои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа», от которого именуется всякий «род» - как и всякое родительство на небе и на земле, -демонстрирует нам целый мир живых существ: духовных - на небе и телесных - на земле. Всякое рожденное находит свой первоначальный образ в Божественном Отцовстве. Однако в случае с человеком это «космическое» измерение подобия Богу не определяет полностью человеческого родительства. Когда в супружеском единстве двоих рождается новый человек, он являет собой совершенно особенный образ и подобие Самого Бога: в биологию рождения вписана генеалогия личности.

Говоря, что супруги - как родители - являются соработниками Бога-Творца в зачатии и рождении нового человека[15], мы указываем не только на биологические законы, но и на то, что в человеческом отцовстве и материнстве присутствует Сам Бог – присутствует иначе, чем при любом другом рождении в видимом мире, «на земле». Ведь только Он является источником «образа и «подобия», присущих человеческой личности – так же, как и в момент сотворения. Рождение является продолжением сотворения[16].

Итак, при зачатии нового человека, при его рождении родители оказываются перед лицом великой тайны (Еф 5, 32). Новое человеческое существо призвано – как и они сами – к личностному существованию, к жизни «в истине и любви». Это призвание относится не только к тому, что является преходящим. Оно распространяется и на вечность в Боге. Это то измерение генеалогии личности, которое нам окончательно раскрыл Христос, пролив свет Евангелия на человеческую жизнь и умирание, а через них – также на значение человеческой семьи.

Человек – как утверждает Собор – «единственное на земле творение, которое Бог пожелал создать ради него самого»[17]. Происхождение человека – не только биологический закон, но и творческая воля Бога. Она напрямую относится к генеалогии каждого в отдельности из сыновей и дочерей, рожденных в человеческих семьях. Бог «пожелал» человека с начала – и Бог его «желает» в каждом человеческом зачатии и рождении. Бог «желает» человека как существо, подобное Ему, как личность. Этот человек – каждый человек – создан Богом «ради него самого». Это касается каждого человека, всех людей, в том числе тех, кто приходит в мир с каким-нибудь тяжким недугом или с ограниченными возможностями. В личностную конституцию всех и каждого вписана воля Бога, Который желает, чтобы у человека была целеустремленность, присущая только ему. Бог дает человека самому человеку, но вместе с тем - также семье и обществу. В отношении нового человеческого существа родители должны, обязаны в полной мере осознавать, что Бог «желает» этого человека «ради него самого».

В этой краткой фразе содержится очень многое. Новый человек с момента зачатия, а затем и рождения, предназначен к тому, чтобы в нем полностью проявилась его человеческая сущность [18] - чтобы она «осуществилась». Это относится ко всем людям, в том числе к хронически больным и к людям с ограниченными возможностями. «Быть человеком» - вот основное призвание человека: «быть человеком» в меру полученного им дара. В меру того «таланта», которым является сама сущность человека, а потом уж – в меру всех талантов, которыми человек одарен. В этом смысле Бог желает каждого человека «ради него самого». Однако в замысле Бога призвание человеческой личности простирается дальше, выходит за границы времени. Оно устремлено навстречу тому замыслу Предвечного Отца, который явлен в Воплощенном Слове: Бог желает наделить человека участием в Своей Божественной жизни. Христос говорит: «Я пришел, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10, 10).

Не противоречит ли это окончательное предназначение человека утверждению о том, что Бог желает человека «ради него самого»? Если предназначением человека является Божественная Жизнь, то, по сути, разве он живет лишь «ради себя самого»? Это ключевой вопрос, важный как на пороге начала жизни, так и на этапе ее завершения – важный на протяжении всей жизни. Предназначая человека для Божественной Жизни, разве не отрывает его Бог от жизни «ради него самого»?[19] Каковы отношения между личной жизнью и участием в Жизни Троицы? Св. Августин пишет: «И не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе»[20]. Это «не знает покоя сердце» означает, что между той и другой формами жизни нет противоречий, а есть глубокое единство. К генеалогии личности, созданной по образу и подобию Божию, относится то, что, участвуя в Жизни Бога, она (личность) живет «ради себя самой» и с искренней самоотдачей. А границей этой самоотдачи является полнота Божественной Жизни – та, о которой говорит Христос (Ин 6, 37-40), та, ради которой Он Сам нас искупил (Мк 10, 45).

Супруги хотят иметь детей для себя. Они видят в них венец своей взаимной любви. Желают их иметь в семье как ценнейший дар [21]. Эта истина о человеке, которую так кратко, а вместе с тем так глубоко выразил Собор, говоря, что Бог «пожелал человека ради него самого», вписывается в супружескую и родительскую любовь. Надо, чтобы в это желание Бога включалось и человеческое желание родителей, чтобы и они желали нового человека так, как его желает Творец. Человеческое желание всегда подвластно закону времени, оно преходяще. Желание Бога вечно. «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, - читаем мы у пророка Иеремии, - и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер 1, 5). Генеалогия личности в первую очередь связана с вечностью Бога и лишь затем – с моментом человеческого родительства. Уже в самом начале жизни человек призван к вечности в Боге.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!