Восприятие произведений искусства как сотворчество.



Феномен катарсиса

Проблема катарсиса, по-видимому, одна из «вечных», ее истолкование восходит к эпохе перехода от дорефлективной рациональности к рефлективному рационализму - к Аристотелю

Катарсис входит в целостное единство философских и гуманистических смыслов, например, шекспировских трагедий - «Короля Лира» или «Гамлета», и в этом качестве - в системе восприятия более позднего времени (за пределами Средневековья) несводим к примирению и утешению. Он составная часть того страдания, которое - в контексте нового времени - пробуждает энергию мысли, энергию сопротивления - не только у Шекспира, но, скажем, в XX в. - у Ануя, Сартра или Брехта, хотя у каждого из названных авторов он обладает своей спецификой и структурируется по-своему. Природа катарсиса обновляется или трансформируется в контексте новых связей, новых представлений о счастье и несчастье, добре и зле, о прекрасном, правде и правдоподобии, которые возникают в процессе общественной и эстетической эволюции.

Так, новую структуру катарсиса во второй половине XIX в. порождали произведения, сместившие доминанту восприятия в область чисто эстетического эффекта - совершенного воссоздания «антиэстетической» реальности - «цветов зла» или жизни, «достойной существования мокриц». Катарсис подобного рода структурируется в произведениях различных жанров - и повествовательных, и драматических, и поэтических, его осуществление зависит от особенностей «горизонта ожиданий» произведения, но и от «эстетического потенциала» читателя в гораздо большей степени, чем в случае катарсиса «этического», - более «демократического» по своей природе. При этом само это разграничение - катарсиса этического и эстетического может быть достаточно отчетливым, но и условным, трудно различимым: истина, добро, красота в разные эпохи обладали различной спецификой взаимосвязанности, «разрывности», амбивалентности и взаимопереходов.

Очевидно, природа катарсиса, реакции читателя-зрителя будут всегда зависеть от социокультурных представлений, формирующих психологию восприятия в ту или иную эпоху. И в этом смысле катарсис - категория функциональная, «переменная», он предстает не столько конечным выражением роли искусства, сколько структурной доминантой более сложного комплекса психологических процессов, порождаемых в общественном и личном сознании текстом и порождающих энергию «переоценки», поиска, взаимодействие сознательного и бессознательного, а не только примирение «вообще» или сублимацию в духе Фрейда или его последователей.

Психологи, между тем, в эффекте катарсиса усматривают главный итог воздействия искусства на личность, а в потребности катарсиса — одну из основных психологических установок в отношении искусства. Собственно, это соответствует той традиции в употреблении данного понятия в значении сущности эстетического переживания, возникшей еще у древнегреческих философов. В современных трактовках катарсиса нет сомнения в том, что он представляет собой механизм, через и с помощью которого осуществляются функции искусства, притом не только гедонистическая и воспитательная, но и познавательная. Причем, именно благодаря катарсису зритель, слушатель, читатель от познания чисто внешних связей поднимается до постижения их смысла, сущности. Собственные переживания воспринимающего претерпевают как бы перерождение. Художественная система овладевает его мыслями и чувствами, заставляет сострадать и содействовать, возникает ощущение душевного подъема и просветленности.

Действительно, талантливые произведения искусства дают нам возможность войти «внутрь жизни», пережить ее фрагменты. Они актуализируют и обогащают наш опыт, приподнимая его с сугубо индивидуального частного уровня идеалов и совершенных форм. Искусство, по словам Г. И. Успенского, знакомит человека «с ощущением счастья быть человеком», показывает всем нам и радует «нас видимой возможностью быть прекрасным».

В отличие от фрейдистского понимания катарсиса как погружения в глубины бессознательного, в отечественной эстетике представлена иная точка зрения на природу данного явления. В частности, обосновывается положение, согласно которому катарсис является тем механизмом в осуществлении функций искусства, посредством которого бессознательное превращается в сознательное, происходит гармонизация всех отношений индивида. Данная трансформация становится возможной благодаря включения воспринимающего искусство в иную, более высокую систему ценностей.

Катарсис в данном контексте предстает как осознание, как расширение границ индивидуального сознания до всеобщего. Психологическая его природа выражена состоянием «внутренней упорядоченности, душевной гармонии, возникающей благодаря доминированию высших, общечеловеческих идеалов в душе человека» (Флоренская Т. А. Катарсис как осознание //Сб. Художественное творчество.—Л., 1982).

Эстетический идеал живет прежде всего в искусстве. Будучи идейно осмысленным, он придает искусству огромную общественную значимость и силу. Переживаемые в процессе восприятия художественного произведения чувства пробуждают в человеке нравственные и интеллектуальные стремления.

Катарсис как очищение души, как эстетическое наслаждение не тождествен простому удовольствию, так как сопровождается целой гаммой полярных чувств — от радости, восхищения и симпатии до скорби, презрения и ненависти. Одновременно, эстетическое наслаждение нельзя сводить к какому-либо процессу — будь то память, воображение или созерцание.

В феномене катарсиса представлен сплав эмоций и интеллекта, чувства и мысли, сугубо личного и общественно значимого, внешнего и внутреннего, актуального и исторического. И в данном своем качестве катарсис можно квалифицировать как высшую форму эстетического освоения человеком художественной реальности. У эстетически развитой личности в ее общении с искусством потребность в катарсисе становится определяющей.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!