Глава 1. Механизмы влияния музыки на человека



Введение

С древнейших времён, во всех цивилизациях и культурах любых народов такому жанру искусства как музыка, да и вообще звуку уделялось особое внимание. Музыка являлась неотъемлемой частью религиозных культов, образования, философии, мифологии, политики. Сила её воздействия на человека была известна во все времена, и широко использовалась практически во всех сферах жизни.

Например, в странах древнего востока музыка имела тесную связь с мифологией и религией. Существовало космологическое понимание о том, что музыка, как вид искусства, обладает невероятной силой, царящей над всем миром. Данное понятие было основано на законе единства гармоний пяти первоэлементов: дерево, металл, огонь, земля, вода. В трактате Матанга «Брихаддеши»("Сочинение о музыке разныхместностей") было сказано: «Звук есть высшее лоно. Звук – причина всего. Весь мир, состоящий из неживых предметов и живых существ, наполнен звуком… Звук есть сущность мира». Центрами музыкального образования в древности были храмы. В них учили как «посвящённых» по обету какого-либо бога, так и детей из знатных семей. Основные понятия музыкальной теории в Древней Индии способствуют достижению четырёх целей: благочестия, богатства, наслаждения и конечного освобождения. В Древней Индии большое внимание уделялось пению и музыкальным инструментам, которые, по мнению философов того времени, зиждились на эмоциональных впечатлениях. Пение имело свою строгую классификацию: выразительное, полное, ясное, понятное, резкое, украшенное, мелодичное, размеренное, изящное. Центром индийского учения являлось понятие «раса», эстетическое восприятие, производимое искусством. В древности насчитывалось девять типов раса: изумления, любви, героизма, отвращения, гнева, смеха, страха, сострадания и умиротворения. В Древней Индии темп музыки подбирался в соответствии с возрастом. В частности, для детей рекомендовались произведения в быстром темпе, для юношей – в среднем, для зрелых людей – в медленном и спокойном.

Как заметил когда-то великий мыслитель Конфуций: «Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни»[3]. В Древнем Китае, музыка рассматривалась как эффективнейшее средство воздействия на человека, способствующие установлению социальной гармонии в обществе. В известном конфуцианском трактате «Юэцзи» содержатся различные классификации музыкальных напевов, которые подстраивались под определённый тип личности. Например, одни песни предназначались для проницательных, умных и спокойных; другие – для скромных и вежливых; третьи – для честного и уступчивого. В музыкальной эстетике Китая существовали следующие тоны: «чун» - искренность, «шан» - справедливость, «цзюэ» - человечность, «чжи» - воспитанность и «юй» - предусмотрительность. В Древнем Китае музыкальное воспитание выступало как средство достижения политических целей. То есть считалось, что правильная музыка воспитывает в человеке гармонию, покорность и радость. По этой причине в Китае и по сей день, даже в самых бедных районах, устраивают красочные представления, под сопровождением весёлой музыки, дабы каждый гражданин знал, что о нём не забывают высшие круги власти.

Также, известно как славился храм Соломона, который являлся древнейшим центром обучения мальчиков пению, сопровождавшему службы в Древнем Израиле.Наряду с гимнами, псалмами и молитвами на библейские стихи о Иерусалиме, вошедшими в литургию и имеющими различные мелодии в ашкеназских, сефардских и других общинах, в еврейском музыкальном фольклоре существует бесчисленное количество песен о Иерусалиме — на иврите, арамейском, еврейско-испанском, идиш, арабском, русском и других языках. Большинство песен о Иерусалиме, возникших в Галуте, проникнуто тоской по городу.

В Древней Греции музыкальное мышление и восприятие осуществлялись через легенды и мифы, например в сказании об Орфее понятие музыки сводилось к божественной силе. Если брать музыкальную культуру древних греков, как часть от целого, то оно было синкретичным. Первыми обрели литературную форму культовые песни: пеаны – гимны в честь бога Апполона, дифирамбы – гимны Дионисию и эпиники – песни в честь победителей соревнований. Стоит заметить, что важнейшее свойство музыки неразрывно связано с воздействием на психику. В мире театра, и в мире искусства вообще, до сегодняшнего дня, сохранилось такое понятие как «катарсис», что в переводе означает очищение слезами. Следовательно, древние греки предполагали, что музыка способствует развитию духовности в человеке. Древнегреческий философ Платон считал, что музыка является средством всестороннего, гармонического формирования личности. Как изъяснялся он сам:«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». В своём музыкальном трактате «Paideia» музыка рассматривалась как морально-жизненная тренировка человека, владеющего собой. [5]

В период средневековья, когда всем заправляла церковь, особенным предпочтением пользовалась вокальная музыка: гимны, антифоны, сопровождающая службы в церкви. Она представляла собой либо распев, либо развитую мелодию, когда на один слог пелось несколько нот – юбиляция («аллилуя»). Музыкальное мышление этого времени монодийно. В Церковном учении Фомы Аквинского было сказано: "Уча и наставляя друг друга в псалмах, и гимнах, и напевах духовных.Исповедуйте Господа на кифаре, на псалтерионе десятиструнном славьте Его; воспойте Ему песнь нову». Папа Григорий Великий в сборнике хоралов «Антифонарис» упорядочил песнопения. По его имени была кодифицирована музыка, которая и получила название григорианского хорала. Данный тип музыки был релаксирующим, способствующим приближения земного человека к богу. В период средневековья не использовались некоторые интервалы, они были строго запрещены церковью, так как носили «дьявольский характер». Одним из этих них являлся тритон (уменьшенная квинта) за счет своего неблагозвучного, "дьявольского" звучания является "сатанинским" интервалом.[5]

В период Эпохи Возрождения произошли перемены в мировоззрении людей. Музыкальная культура развивалась под влиянием гуманизма и являлась предметом самовыражения. В музыкальном трактате И.Тинкториса «Определитель музыки» содержались знания о значении музыкальных терминов и понятий. Трактат содержит ценные сведения относительно практики музыкального исполнения. Рассматривалось три вида музыки: гармоническая, органическая и ритмическая. В первом виде исполнение шло человеческим голосом, во втором – при помощи инструментов, чьи звуки выдавались за счёт колебания воздуха, третий вид воплощался струнными инструментами в результате прикосновения к ним.

Свобода человеческой мысли позволила уйти от художественных образцов, созданных в период античности. Церковь уже не играла значимой роли в жизни общества, поэтому музыка приобретала светские черты, не свойственной эпохе средневековья. Человек приравнивался к богу, что развило в обществе понятие универсализма. В светской музыке появились такие жанры как концерт, мадригал, консона. В церковной - месса, которая являлась образцом для выражения отвлечённой возвышенной мысли. Великий религиозный реформатор Мартин Лютер видел в музыке замечательный дар – её несравненную возможность воспитывать людей, способствовать их моральному совершенствованию. Как говорил он сам:

«Музыку я любил всегда. Кто знает это искусство, тот хороший человек искусный ко всему». [5]

В музыкальной культуре Древней Руси, до принятия христианства музыка носила обрядово-песенный характер. Существовали песни восхваляющие предков и богов, праздничные песни и песни-заговоры (колыбельная). С принятием христианства и единого бога в русской культуре стал процветать такой жанр, как «знаменный напев». Над текстом расставлялись знаки, обозначающие определённое состояние души, который должен был испытывать человек во время исполнения напева.

Способность слуховой системы классифицировать звуки по высоте лежит в основе построения звуковысотных отношений в различных музыкальных культурах. Огромную роль в музыке различных народов играет принцип консонантности или диссонантности. [5] На этом строится такая вещь как народный менталитет. Например, если сравнивать музыку африканцев и европейцев, то можно заметить следующее: африканская музыка опирается на ритмичность и диссонантность, а европейская на ладовое построение и консонантность. Психологи утверждают, что ничто так не характеризует личность, как музыка. Более того, она может выражать состояние человека в данный момент. Считается, что человек психически нездоров, если постоянно слушает только весёлую или грустную музыку или не любит музыку вообще.

Влияние музыки на человека не менее актуально и в наши дни, поскольку активность её использования сейчас возросла как никогда. Кроме того, всё больше становится неоднозначным вопрос пользы этой музыки в аспекте воспитания личности, формирования культуры и исторических ценностей.

Однако, хочется уточнить, что музыку со временем стали употреблять больше во вред, чем в пользу. Учёные изобрели звуковую бомбу массового поражения, цель которой убивать население, не затрагивая при этом постройки. Технология этого оружия находится под строжайшим секретом. В то же время музыка может и исцелять. В медицине даже существует такой термин как «звукотерапия», где при помощи музыки излечивают многие болезни. [10]

Музыка касается многих сфер нашей жизни, и она соприкасается с такими науками как психология, социология, физика, математика, химия. В последние десятилетия у музыки появилась ещё одна область развития – звукорежиссура. Всё вышесказанное более чем убедительно доказывает, что музыка и звук являются неотъемлемой частью нашей жизни и мощнейшим инструментом воздействия на людей. Звукорежиссёру достаётся большая часть ответственности за звук, музыку, и, следовательно, за то воздействие, которое эта музыка оказывает. Соответственно, исследование психофизиологии этого воздействия не должно быть оторвано от развития узкотехнических аспектов звукорежиссуры.

Данная тема выбрана автором в силу давнего интереса в этой области и со стороны звукорежиссуры, и как автора-исполнителя.

Цель исследования: выявить звукотехнические возможности звукового воздействия на психофизиологию человека.

Объект исследования: музыкальное восприятие

Предмет исследования: звукотехнические средствапсихоакустического воздействия.

Задачи исследования:

1) Изучить историю музыкальной культуры различных цивилизаций;

2) изучитьпсихофизиологические стороны восприятия музыки и звука;

3) рассмотреть примеры применения средств воздействия в современной музыке;

4) описать аппаратные и программные средства, применяемые для реализации тех или иных средств воздействия;

5) вывести собственные гипотезы методов воздействия.

В работе использовались следующие методы исследования:

- анализ литературы по теме исследования;

- анализ аудиозаписей;

- анализ аппаратных и программных средств;

- морально-нравственный анализ современных путей применения средств воздействия;

- личный опыт;

- беседа с опытными преподавателями по исследуемым вопросам;

- обобщение.

Методологической основой работы являются: Лекция Холопова А.В. «Влияние музыки на психофизиологию человека»,Хат. Х.И. «Мистицизм звука»

Теоретической основой работы является книга Алдошиной И. «Основы психоакустики».

Практическая значимость исследования:

Результаты исследования помогут музыкантам и звукорежиссёрам лучше понимать и использовать возможности воздействия аудио-продукции на слушателей и более объективно оценивать нравственно-этическую и смысловую сторону музыкальных произведений различных эпох и жанров.

 


 

Глава 1. Механизмы влияния музыки на человека

Музыкальные звуки воздействуют на организм через 3 механизма: акустический, вибротактильный и биорезонансный.

Акустическоевоздействие— это воздействие звука на органы слухового восприятия, включая психику.

Вибротактильное воздействие – внешнее воздействие звукового сигнала и его гармоник на нервную систему через кожный покров.

Биорезонансное воздействие – основано на процессе саморегуляции организма и его внутреннего резонанса. Для начала поговорим об этом типе воздействия.

 

Биорезонанс

 

Резонанс колебательных систем – известное всем в физике явление. Например, если вывести один камертон из состояния покоя и поднести к другому, то второй начнёт резонировать, издавать отзвук.Известный пример силы физического воздействия резонанса наблюдался в середине XIX века близ города Анжур во Франции – по мосту длиной 102 метра проходил отряд солдат. Внезапно мост стал раскачиваться и рухнул. Погибли 226 человек. Трагедия произошла в результате резонанса, совпадения частоты солдатского шага с собственной частотой колебаний моста. С тех пор солдатам запрещено ходить по мостам в ногу.

Никола Тесла считал закон резонанса наиболее общим природным законом: «Все связи между явлениями устанавливаются исключительно путём разного рода простых и сложных резонансов - согласованных вибраций физических систем».[ 9]

В природе все подчинено определенным ритмам, и человеческий организм не исключение. Каждый орган в целостной системе вибрирует по-своему, и его вибрации совпадают с ритмом энергией вполне определенных звуков и инструментов. Это тоже является резонансом.

Резонансные частоты внутренних органов человека:

· 20-30 Гц (резонанс головы);

· 19 Гц и 40-100 Гц (резонанс глаз);

· 0.5-13 Гц (резонанс вестибулярного аппарата);

· 4-6 Гц (резонанс сердца);

· 2-3 Гц (резонанс желудка);

· 2-4 Гц (резонанс кишечника);

· 6-8 Гц (резонанс почек);

· 2-5 Гц (резонанс рук).[13]

Резонанс в биологических системах может происходить и на уровне электромагнитных волн в мозге. Электрохимическая активность мозга приводит к появлению в нем электромагнитных волн. Частота этих волн зависит от активности нейронов в мозге, которые способны воздействовать и резонировать с внешними источниками. Таковыми могут являться ритмические структуры, используемые в музыке. [15]

Известно о влиянии на психофизическое состояние альфа, бета и дельта ритмов. Альфа-ритм (9-14 герц) возникает в состоянии бодрствования во время отдыха, бета-ритм (14-30 герц) регистрируется в состоянии бодрствования, когда приходится много и активно думать, а дельта-ритм (0,3-4 герц) характерен для стадии глубокого сна без сновидений.

Например, преобладание альфа-ритма в организме позволяет человеку расслабиться и избавить свою голову от лишнего. Данный вид ритма, с научной точки зрения, называют тем самым вдохновением, что посещает творческих людей. При недостатке альфа-ритмов в организме возникает ступор, который в быту называют «творческим кризисом», а при переизбытке – возникает чувство депрессии, сонливости и обезвоживанию.

Как выяснилось, самый высокий уровень IQ наблюдался у людей с преобладанием бета – волн.Это не удивительно, ведь эти волны ускоряют работу мозга и повышают восприятие учебной информации. Бета-стимуляция полезна тем, кто чувствует себя уставшим и разбитым в течение дня. При переизбытке бета – волн возникает чувство страха и паники.

Дельта – ритмы самые наисильнейшие, так как они неразрывно связаны с нашим подсознанием. Поэтому они возникают в коре головного мозга только во время сна. Данный вид ритмов преобладает у шаманов, экстрасенсов и опытных медитирующих. Переизбыток волн приводит к потере здравого рассудка и шизофрении.[15]

В 19 веке учёный И. Догель заметил, как от различного вида музыки у людей менялось кровяное давление, учащалось, или замедлялось сердцебиение, менялась глубина дыхания, как у человека, так и у животных. Хирург Б. Петровский обнаружил перед операцией следующее, что под классическую музыку организм больного начинает более гармонично функционировать.

Выдающийся психоневролог-академик Бехтерев считал, что музыка положительно сказывается на дыхании и кровообращении, устраняет усталость и придаёт положительную динамику организму.

Многих людей интересует вопрос, о целительном воздействии колоколов. В Швеции в 1969 году музыкально-терапевтическое сообщество провело исследование по данному вопросу. Выяснилось, что звуки колокола содержат в себе ультразвуковое резонансное излучение, которое за считанные секунды убивает в организме возбудители желтухи, вирус гриппа и тифозную палочку. Во всём мире практикуется музыкальная терапия. Было установлено, что между сахарным диабетом и психикой человека прямая связь, как в прицепе и с другими заболеваниями. Учёные выяснили, что регулируя нашу психику, мы способны влиять на уровень сахара в крови. Исследования выявили ряд природных звуков, помогающие укреплению психики: Шум прибоя, пение птиц, раскаты грома, шум дождя. Совсем недавно учёные из Гётингемского университета в Германии провели эксперимент, направленный на борьбу с бессонницей. Оказалось, что участники, слушавшие каждый вечер колыбельную музыку, перед сном спали крепким здоровым сном. Немного позже, путём психофизиологических исследований изобрели специальную музыку, которая при прослушивании тормозит все производные процессы в головном мозге.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что резонанс это, своего рода, природное взаимодействие различных импульсов друг с другом. В одном случае они сочетаются и усиливаются, в другом – один поглощает другой, более слабый.

Резонанс, как одно из психофизиологических явлений, также служит для темброобразования и усиления звука.[13]

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!