Параллельные и одноименные тональности



Тональности противоположной ладовой окраски, которые имеют малотерцовое соотношение тоник и одинаковый звукоряд (одинаковые ключевые знаки) называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ. Каждая мажорная тональность имеет одну параллельную минорную тональность. Тоника параллельного минора всегда находится на VI ступени мажора, т.е. на расстоянии малой терции вниз.

В народной музыке часто встречается переменный лад, в котором чередуются не тоники параллельных тональностей, а также их аккордовая основа. Все шесть больших и малых трезвучий, образующихся на ступенях натурального мажора, являются общими для параллельных ладов: T S D мажора и t s d минора тесно переплетаются в контексте аккомпанемента и создают единую гармоническую систему. Кроме того. В гармоническом миноре появляется мажорная доминанта, а в гармоническом мажоре – минорная субдоминанта, которые обогащают звучание произведения с переменным ладом.

Тональности с одинаковой тоникой, но разной ладовой окраской и разными ключевыми знаками, называются ОДНОИМЕННЫМИ. Разница всегда в три ключевых знака. Например: До-мажор (Без знаков) – до-минор (3 бемоля), Ре-мажор (2 диеза) – ре-минор (1 бемоль), Ми-мажор (4 диеза) – ми-минор (1 диез) и т.д.

По звучанию натуральные виды одноимённых тональностей очень отличаются друг от друга. Однако если сравнивать гармонические или виды мажора и минора, то выяснится, что все 6 ступеней полностью совпадают, кроме III ступени: в мажоре она образует с тоникой большую терцию, а в миноре – малую. Так же совпадают все звуки, кроме III ступени, при сравнении мелодического вида минора с натуральным мажором, но только в восходящем движении. В нисходящем порядке минор вернулся к своему привычному, натуральному звучанию.

♫♪♫♪♫♪


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!