В народной и профессиональной многоголосной музыке преобладают трезвучия и септаккорды.
ТРЕЗВУЧИЕ – это аккорд, на основе которого строятся все терцовые аккорды.
От комбинаций больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:
б3 + м3 = мажорное трезвучие, Б5/3
м3 + б3 = минорное трезвучие, М5/3
(И в одном, и в другом крайние звуки образуют чистую квинту, поэтому эти трезвучия благозвучны, устойчивы);
м3 + м3 = ум5/3, в крайних звуках – тритон, всегда неустойчивое и требует разрешения;
б3 + б3 = ув5/3, в крайних звуках – ув5, тоже диссонирует и всегда разрешается (одним звуком, 2 других остаются на месте).
На основе обращения интервалов возникают обращения трезвучий. При перемещении тонов трезвучия нижним звуком становится терцовый или квинтовый тон, при этом интервальный состав меняется, а ладовое и функциональное значение – нет.
СЕКСТАККОРД (Б6, М6, ум6, ув6) – получил своё название от интервала секста, который образовался между нижним звуком и основным тоном аккорда.
КВАРТСЕКСТАККОРД (Б6/4, М6/4,ум6/4, ув6/4) – так называется, потому что определяющий интервал в нём – ч4 между нижним звуком и основным тоном, а крайние звуки снова образуют сексту.
♫♪♫♪♫♪
СЕПТАККОРДЫ 11
ДОМИНАНТСЕПТАККОРД
УМЕНЬШЁННЫЙ ВВОДНЫЙ СЕПТАККОРД
Для септаккордов определяющим является интервал СЕПТИМА между крайними звуками, а также ТРЕЗВУЧИЕ, которое лежит в их основе. Первое слово в названии – вид септимы (м, б. ум, ув), второе – вид трезвучия:
|
|
Большой мажорный септаккорд – б маж 7 Большой минорный септаккорд – б мин 7 Большой увеличенный септаккорд – б ув 7 | Всего три |
Малый мажорный септаккорд – м маж 7 Малый минорный септаккорд – м мин 7 Малый уменьшённый септаккорд – м ум 7 Малый увеличенный септаккорд – м ув 7 | Всего четыре |
Уменьшённый септаккорд – ум вв 7 | Один! |
Благодаря септиме между крайними звуками, все септаккорды диссонируют.
Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!