Древнерусская знаменная нотация



В то время, когда Западная Европа имела развитую невменную систему, Киевская Русь официально принимала христианство от Византии. В конце X века формируется церковное пение, как неотъемлемая часть христианского православного богослужения. В конце XI века определились общие жанровые виды церковных напевов, и появилась ЗНАМЕННАЯ* НОТАЦИЯ, или как её ещё называли – КРЮКОВАЯ**.

*Знамено – знак для записи древних православных напевов.

**Крюк – основной знак знаменной нотации.

В XI – XII веках использовалась и КОНДАКАРНАЯ* нотация, одна из древних безлинейных нотаций. Знаки записывались над текстом в горизонтальном, вертикальном, с наклоном и в перевёрнутом положениях.

Для определения высоты крюков в XVII веке были введены КИНОВАРНЫЕ** ПОМЕТКИ. Они находились слева от крюков, выше, ниже или на их уровне. Пометки были двух видов – МАСТЕРОВЫЕ, означающие высоту звука, и УКАЗАТЕЛЬНЫЕ, означающие динамику и характер движения. Эти пометки были похожи на буквы КИРИЛЛИЦЫ***. Например, Т (тихая) означала медленное исполнение попевки, а Б (борза) – более быстрое её исполнение.

В хоровых произведениях партии голосов записывались над строкой текста. Получалась очень сложная партитура. Певцам и регентам было трудно её прочитать: до 300 знаков, неточная высота и длительность звуков делало знаменное письмо нецелесообразным. В XVII веке начался переход к линейной нотации.

МЕНЗУРНАЯ НОТАЦИЯ

Первые записи длительности звуков и пауз появились в конце XIII века. Сначала это был звук длинный (longa) и короткий (brevis). Они делились на два или три более коротких знака. Эти виды деления нот назывались МЕНЗУРАМИ****, а система – МЕНЗУРАЛЬНОЙ.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!