В.Г. Белинский и его роль в полемике 1840-х годов о творчестве Н.В. Гоголя



Цель: проанализировать причины разной оценки гоголевского творчества в 1840 годы. Выявить политический план развернувшейся литературной дискуссии.

П Л А Н

I. Программный характер статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя». Основные теоретические выводы критика.

II. Гоголевская комедия «Ревизор» в оценке В.Г. Белинского и Н.И. Надеждина. Сравнительный анализ статьи Надеждина «Театральная хроника» и первой части статьи Белинского «Горе от ума».

III. Полемика о «Мертвых душах».

1. Белинский и Шевырев С.П. о характере творчества Гоголя.

2. Произведения Н.В. Гоголя в оценке О.И. Сенковского.

3. К. Аксаков как основной оппонент Белинского.

IV. История «Письма к Гоголю» В.Г. Белинского. Представление о духовной драме художника.

 

Основная

Голубков, М.М. История русской литературной критики ХХ века (1920 - 1990-е годы: учеб. пособие для вузов рек. УМО / М.М. Голубков.— М.: Академия, 2008.— 367 с.

Дополнительная литература

Березина, В Г. Этюды о Белинском - журналисте и критике / В. Г. Березина; Санкт-Петербургский государственный университет.— СПб: Издательство С.-Петербург. университета, 1991.— 128c

История русской литературной критики. Под.ред. В.В. Прозорова.- М., 2002.

Кулешов В.И.История русской критики XVIII – нач. XX вв. – М., 1991.

Недзвецкий В. А., Зыкова Г. В. Русская литературная критика XVIII–XIX веков. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 304 с.

Кокшенева, К. Русская критика / К. Кокшенева.— М.: ПоРог, 2007.— 493с.

Интернет-ресурс

http://195.93.165.10:2280 – Электронный каталог библиотеки КГУ

http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека

http://uisrussia.msu.ru – Университетская информационная система «Россия

 

Семинарское занятие №3

 

«Эстетическая» критика 1850-х годов

Цель: Изучить концептуальные положения сторонников эстетической критики, проанализировав совпадение (и отступление) теоретических установок и конкретных оценок литературных явлений.

П Л А Н

I. Общая характеристика «эстетической» критики. Основные представители, их философские и политические ориентиры. Идейно-эстетические критерии суждений о литературе. Идеал «чистой художественности».

II. Критическая деятельность А.В. Дружинина как образец сознательной и последовательной пропаганды идей «чистого искусства».

1. Статья «А.С. Пушкин и последние издание его сочинений» (1855 г.). Проблема «учительства» русской литературы, противопоставление пушкинского и гоголевского направлений.

2. Продолжение полемики с «реалистами» (Н. Добролюбов, Н. Чернышевский) в статье «Критика гоголевского периода и наши к ней отношения». Основные спорные позиции:

- теория «артистического» и «дидактического» искусства. Сформулируйте свое отношение к концепции двух видов искусства, выдвинутой А.В. Дружининым;

- субъективизм и односторонность оценок творчества Пушкина и художников-современников. Прокомментируйте мысль о том, что «жертвуя современности», писатель «ослабляет свой талант»;

- А.В. Дружинин о критическом наследии и творческой эволюции В.Г. Белинского.

III. Влияние «эстетической» критики на литературный процесс 1850-х годов. Постепенная утрата ведущих позиций («Потеряли мы нравственный, эстетический аршин и надо новый заказывать» – П.В. Анненков). Реакция литературных попутчиков и противников на этот процесс (А. Григорьев, Н. Добролюбов).

 

Творческое задание:

А.В. Дружинин, В.П. Боткин и Ф. М. Достоевский, размышляя о творчестве Фета и сущности искусства, цитируют фетовское стихотворение «Диана». Сопоставьте эти оценки. Какое значение имеют оценки этого стихотворения в контексте общих рассуждений авторов статей. (См. Дружинин, 1998, с.148-149; Боткин, с.222-223; Достоевский Ф.М. Г.-бов и вопрос об искусстве // ПСС в 30 т.- Т.18.- С.96-97.)

Литература

Основная

Голубков, М.М. История русской литературной критики ХХ века (1920 - 1990-е годы: учеб. пособие для вузов рек. УМО / М.М. Голубков.— М.: Академия, 2008.— 367 с.

Дополнительная литература

Боткин, В. П. Литературная критика. Публицистика. Письма / В. П. Боткин; [сост., подгот. текста, вступ. статья, с. 3-22, и примеч. Б. Ф. Егорова].— М.: Советская Россия, 1984

История русской литературной критики. Под.ред. В.В. Прозорова.- М., 2002.

Кулешов В.И.История русской критики XVIII – нач. XX вв. – М., 1991.

Недзвецкий В. А., Зыкова Г. В. Русская литературная критика XVIII–XIX веков. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 304 с.

Кокшенева, К. Русская критика / К. Кокшенева.— М.: ПоРог, 2007.— 493с.

Интернет-ресурс

http://www.lgz.ru – Литературная газета. Электронная версия.

http://195.93.165.10:2280 – Электронный каталог библиотеки КГУ

http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека

http://uisrussia.msu.ru – Университетская информационная система Россия

Семинарское занятие №4

 

«Реальная критика» 1860-х годов о духовном облике и нравственных качествах нового человека

Цель: Изучить концептуальные положения сторонников реальной критики, проанализировав совпадение (и отступление) теоретических установок и конкретных оценок литературных явлений. Оценить достоинства и недостатки их критической методологии.

I. Принципы «реальной критики». Система категорий. Представления о сущности творчества и творческом методе художника, общественной роли писателя.

II. Концепция личности и типология героев в критической практике Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

1. Начало дискуссии об исторической роли «лишнего человека» (статьи Н.Г. Чернышевского «Русский человек на rendez – vous», А.И. Герцена «Лишние люди и желчевики», Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?»).

2. Поиски героя времени в литературе этого периода (статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?»). Общественный резонанс, вызванный выводами критика.

3. Разработка теории «разумного эгоизма» в критических сочинениях Н.Г.Чернышевского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова.

4. Образ Катерины (Островский А. – «Гроза») в контексте идейно-эстетических исканий времени. Содержание спора Д. Писарева и Н. Добролюбова.

5. Признание Базарова типичным воплощением взглядов, мыслей, чувств интеллигента-демократа 60 – х годов. Д.И. Писарев, И.С. Тургенев, М. Антонович, А.И. Герцен, М.Н. Катков о содержании образа Базарова.

III. Публицистическое и формы его проявления в литературной критике «реалистов».

Литература

Основная

Голубков, М.М. История русской литературной критики ХХ века (1920 - 1990-е годы: учеб. пособие для вузов рек. УМО / М.М. Голубков.— М.: Академия, 2008.— 367 с.

Дополнительная литература

История русской литературной критики. Под.ред. В.В. Прозорова.- М., 2002.

Кулешов В.И.История русской критики XVIII – нач. XX вв. – М., 1991.

Недзвецкий В. А., Зыкова Г. В. Русская литературная критика XVIII–XIX веков. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 304 с.

Кокшенева, К. Русская критика / К. Кокшенева.— М.: ПоРог, 2007.— 493с.

Тихомиров В.В. Становление и развитие метода русской литературной критики в первой половине 19 века.- Иваново, 1991.

Чернышевский Н.Г. Статьи, исследования, материалы.- Саратов, 1999.

Интернет-ресурс

http://www.lgz.ru – Литературная газета. Электронная версия.

http://195.93.165.10:2280 – Электронный каталог библиотеки КГУ

http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека

http://uisrussia.msu.ru – Университетская информационная система Россия

Семинарское занятие №5

 

«Органическая критика»

Цель: Установить причины и эстетические основания нового критического метода. Выявить творческое своеобразие критических выступлений А.А. Григорьева.

П Л А Н

I. Создание А. Григорьевым оригинальной критической концепции как реакция на идеологическую и эстетическую акцентированность отделов критики в основных журналах.

II. Содержание статьи «Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства» (1856 г.).

1. Характеристика А. Григорьевым «реальной» и «эстетической» критики.

2. Представления критика о роли искусства в воплощении «вечного идеала» нации.

3. А. Григорьев о «рожденных» и «сделанных» произведениях.

 

III. Особенности интерпретации творчества А.С. Пушкина в основных критических сочинениях А. Григорьева. Оценка литературного типа Белкина как исконно русского «нравственно-общественного» идеала.

IV. Аполлон Григорьев о творчестве и личности А.Н. Островского.

V. Стиль, эмоциональная тональность литературно-критических статей А. Григорьева.

Литература

Основная

Голубков, М.М. История русской литературной критики ХХ века (1920 - 1990-е годы: учеб. пособие для вузов рек. УМО / М.М. Голубков.— М.: Академия, 2008.— 367 с.

Дополнительная литература

Тихомиров В.В. Становление и развитие метода русской литературной критики в первой половине 19 века.- Иваново, 1991.

История русской литературной критики. Под.ред. В.В. Прозорова.- М., 2002.

Кулешов В.И.История русской критики XVIII – нач. XX вв. – М., 1991.

Недзвецкий В. А., Зыкова Г. В. Русская литературная критика XVIII–XIX веков. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 304 с.

Кокшенева, К. Русская критика / К. Кокшенева.— М.: ПоРог, 2007.— 493с.

Интернет-ресурс

http://www.lgz.ru – Литературная газета. Электронная версия.

http://195.93.165.10:2280 – Электронный каталог библиотеки КГУ

http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека

http://uisrussia.msu.ru – Университетская информационная система Россия

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!