Этапы развития письма



Письмо – это система зрительных знаков для передачи устной речи.

Письмо – величайшее изобретение человечества. Благодаря письму расширяются возможности общения людей во времени и пространстве.

Устное речевое общение без специальных технических средств (рупор, громкоговоритель, телефон, радио и т.д.) ограничено в пространстве и времени. Существует латинская поговорка: «Verba volant scripta manent» («Слова летают - надписи остаются»).

Письмо возникло несколько тысячелетий назад в связи с потребностью людей передать какую-либо информацию на значительные расстояния, а также увековечить что-либо во времени. Поэтому наиболее древними письменными жанрами являются послания («письма») и надгробно-триумфальные надписи.

Самыми древними видами письма являются:

1) предметно-символическое письмо;

2) условное письмо.

Предметно-символическое письмо использовалось скифами. Так, древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.) сообщает о следующем факте: скифы направили своим противникам персам символическое «письмо» в виде живых лягушки, мыши и птицы. Это символическое послание было разгадано жрецами персидского царя Дария так: «Если вы, персы, не научитесь прыгать по болотам, как лягушка, прятаться в норы, как мышь, летать, как птица, то вы будете осыпаны нашими стрелами, как только ступите на нашу землю».

К условному письму относятся:

1) узелковое перуанское письмо инков

ки́пу: палочка с привязанными к

ней разноцветными шнурками и узелками;

2) письмо ва́мпум (← индейск. wampumpeag – нити с нанизанными ракушками) североамериканских индейцев: пояс или нить с прикрепленными или нанизанными ракушками.

Последние исследования условного письма свидетельствуют о том, что при помощи этого письма могла передаваться самая разнообразная информация: от элементарной (какие-то указания, сигналы бедствий, и т.д.) до сложной, связанной с описанием организации власти и т.д.

Более совершенным видом письма является начертательное письмо.

Начертательное письмо, или собственно письмо, – это совокупность графических знаков (картинок, значков, букв, цифр) для передачи устной речи.

Начертательное письмо прошло три этапа развития:

1) пиктография (← лат. pictus – рисованный, греч. graphō – пишу) – письмо рисунками;

2) идеография – передача понятий вначале при помощи рисунков, а затем иероглифов;

3) фонография – передача звуков речи при помощи букв.

Пиктография использовалась эскимосами и индейцами. То, что пиктографии не связана с языком, позволило ей быть средством общения племен, говорящих на разных языках.

Переход от пиктографии к идеографии связан с возникновением потребности передачи более сложной понятийной информации. Первоначально в идеографии использовались те же рисунки, но не в прямом, как в пиктографии, а в переносном значении. Так, например, изображение глаза в пиктографии обозначает «глаз», а в идеографии – «зоркость, бодрствование». Постепенно убыстрение письма и потребность передавать содержательно более сложные тексты привели к схематизации рисунков, к превращению их в иероглифы (← греч. hieroglyphoi – священные письмена).

Первоначально материалами начертательного письма были камни, куски дерева, кора деревьев, а орудиями письма – различные насекательные или царапающие предметы. Постепенно люди научились выделывать более подходящие для письма материалы и орудия. В Египте примерно с начала III тысячелетия до н.э. стали изготовлять папирус по очень сложной технологии из речного тростника. В античном мире папирус начал использоваться с VII в. до н.э. В Малой Азии (первоначально в городе Пергам) в качестве материала для письма стали использовать пергамен (пергамент) – особым образом обработанную кожу (пергамен /пергамент/ – от названия города Пергам). Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II (197–159 до н.э.). Необходимость использования пергамена в качестве писчего материала была связана с тем, что во II в. до н.э. египетские цари запретили вывозить папирус за пределы Египта. В начале II в. н.э. в Китае изобрели бумагу. В VI-VIII вв. бумага распространилась в Средней Азии, Корее и Японии, в XI-XII вв. появилась в Европе. На Русь бумагу стали привозить с XII в., в основном, из Китая, Персии и Средней Азии. Бумажное производство на Руси налаживается с XVI в.

В качестве орудий письма использовали тушь, кисточку, а затем чернила и перья (чаще – гусиные и павлиньи).

При помощи иероглифического письма можно было передать как наглядное, так и отвлеченное содержание. Однако иероглифическое письмо было чрезвычайно сложным, оно состояло из огромного количества иероглифов, так как каждому понятию соответствовал свой иероглиф. Например, в китайском языке первоначально было около 50 000 иероглифов. Это весьма затрудняло обучение. Были попытки упростить иероглифическое письмо. Так, к примеру, китайцы пытались сократить количество иероглифов за счет обозначения более сложных понятий различными комбинациями иероглифов. Так, понятие «слеза» выражалось двумя иероглифам со значениями «глаза» и «вода», понятие «лаять» – иероглифами со значением «собака» и «рот». Правда, зачастую логика этих сочетаний была малопонятной. Например, понятие «пожар» обозначалось иероглифами со значениями «корабль» и «пламя», а понятие «болтливость» - иероглифами со значениями «корабль» и «рот».

Дальнейшее развитие письма привело к появлению фонографии, когда определенными знаками стали передавать звуковые единицы языка, первоначально слоги, а затем и звуки. Первыми пытались отразить на письме звуковую сторону языка египтяне и ассиро-вавилоняне. Ассиро-вавилоняне стали использовать иероглифы шумерского языка для обозначения слогов собственного языка. Так возник первый этап развития фонографии – силлабический (← греч. syllabē – слог), или слоговой. Лучшим образцом слоговой системы является древнеиндийское письмо «деванагари», используемое в санскрите. В «деванагари» знак – силлабема – обозначал согласный + гласный «а». Для обозначения других гласных использовались надстрочные или подстрочные знаки. Если же надо было передать один согласный, то под силлабемой ставился запретительный знак «вирама». Сочетание согласных обозначалось при помощи лигатуры (← лат. ligatūro – связанное). Силлабический алфавит был значительно проще иероглифического, так как состоял всего из нескольких десятков силлабем, использование которых не требовало каких-либо логических или грамматических познаний.

Следующий этап в развитии фонографии был связан с деятельностью древних евреев и финикийцев. Они придумали буквы для обозначения согласных, выражавших в их языке корни, а для обозначения гласных, выражавших аффиксы, использовали диакритические знаки (← греч. diakritikós –различительный). В древнееврейском языке такие диакритические знаки называются «шво», а в арабском– «харакаты».

Таким образом, письмо становилось еще более удобным и простым для освоения. В арабском языке, например, 28 букв и несколько «харакат». Этот тип письма называется «консонантным».

Еще более совершенное письмо было создано древними греками. Они заимствовали многие знаки у финикийцев (alpha –от aleph «бык», beta –от beth «дом», gamma –от gimel «ярмо», delta – от daleth «дверь» и т.д.), но стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные, так как в греческом языке корни и аффиксы состояли из гласных и согласных звуков. Для обозначения гласных греки использовали финикийские буквы, обозначавшие согласные звуки, которых не было в греческом языке: алеф → альфа, α; хе → эпсилон, ε; вав → ипсилон, υ; айн → омикрон, ο и т.д.. Для особых придыхательных звуков греческого языка были придуманы специальные буквы: ϑ «тета», φ «фита», χ «хи». Первоначально греки, подобно семитским народам, писали справа налево, затем способом бустрофедон («повороты быка»), т.е. первую строчку слева направо, вторую справа налево, затем опять слева направо и т.д., подобно движению быка на пашне. Позднее у греков утвердилось направление письма слева направо.

Греческий алфавит в его ионийской редакции послужил основой для алфавитов латинского, славянского и многих других. Буквы этих алфавитов передавали не звуки, а фонемы, поэтому такие алфавиты называются фонематическими.

На основе древнесемитских алфавитов возникло арамейское письмо[1], распространившееся на восток к уйгурам[2], а затем к монголам и маньчжурам[3]. На юге арамейское письмо было воспринято арабами, а также покоренными ими народами в западной Африке, Индии и Малайзии.

Арабским алфавитом пользовались все народы, принявшие магометанство: азербайджанцы, персы, таджики, татары, турки, туркмены, узбеки, а также некоторые кавказские народы (абхазцы, дагестанцы).

Римляне на основе греческого алфавита в его западной редакции создали латинское письмо, которое впоследствии использовали романо-германские народы: испанцы, итальянцы, португальцы, французы, румыны, немцы, англичане, шведы, норвежцы, датчане. Латинский алфавит стали применять также венгры, финны, эстонцы, латыши, литовцы и некоторые славянские народы: поляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты. В 1929 на латинское письмо перешли турки. В 20-е годы произошла латинизация письменности народов СССР (тюркских, иранских и некоторых кавказских народов).

С 1936 года эти народы перешли на русский алфавит, в основе которого лежит древнеславянская азбука – кириллица. Она была создана учениками славянских первоучителей Кирилла и Мефодия в 9-м в. на базе греческой азбуки в ее восточной редакции. Кириллицей пользуются болгары, сербы, русские, украинцы, белорусы, чуваши, марийцы, мордва. Другой более древний славянский алфавит - глаголица, созданный Кириллом в 9-м веке, применялся в Хорватии наряду с более поздней латиницей.

Очень древние алфавиты, происхождение которых не вполне ясно, имеют грузины и армяне. В 4 в. н.э. епископ Вульфила разработал готский алфавит на основе греческого письма и некоторых германских знаков рунического письма.

 

Графика

 

В современных языках используются все виды письма, выработанные за его многовековую историю. Пиктография используется в рекламе, вывесках, афишах, в расчете на иностранца на дверях туалета и т.д. Идеография (и рисунчатая, и иероглифическая) применяется для обозначения дорожных знаков, условных знаков в картографии и топографии, в медицине. К иероглифическим относятся, например математические (2а,< >, √), химические (Ag, O, H2SO4), шахматные (Kh6:f7) знаки. Благодаря иероглифике возможно точно, лаконично и понятно для разноязычных специалистов выразить понятия. Основным видом современного письма является фонематическая фонография, хотя наряду с ней используется и другие виды фонографии – слоговой, консонантный. Например, в русском языке слоговой вид фонографии представляют буквы Е, Ё, Ю, Я, выражающие слоги: jэ, jо, jу, jа, а консонантный вид демонстрируют такие аббревиатурные образования, как СП (совместные предприятия), ФПК (факультет повышения квалификации), РФ (Российская Федерация) и др.

Идеальный фонографический алфавит должен состоять из стольких букв, сколько фонем имеется в данном языке. Идеальных алфавитов в мире нет, а есть более или менее рациональные. Среди существующих алфавитов самым распространенными и графически удобными являются латинский и русский алфавиты. Латинский алфавит, состоящий из 25 букв, хорошо отражал фонетический строй латинского языка, однако плохо соответствовал фонетике новых европейских языков, имеющих 36-40 фонем. Так, например, в латинском не было букв для обозначения шипящих и аффрикат, характерных для многих романо-германских и славянских языков. В целях приспособления латинского алфавита к фонетическому срою новых европейских языков стали использоваться следующие средства: 1) диакритические знаки: подстрочные – например, во французском – ç («седиль»); надстрочные – например, в чешском š [ш], č [ч̓]); перекрестные – например, в польском ł ([л̓]); 2) лигатуры – например, в немецком лигатура β «эсцет» [c̄] (←f+s или f+z); 3) буквенные сочетания – например, в немецком ch [х], sch [ш], tsch [ч̓]), в английском ch [ч̓], sh [ш] и т.д.

Русский алфавит более точно отражает фонетику славянских языков. Как уже говорилось, в основе его лежит кириллица, созданная в 9 в. Создатели славянской азбуки не просто использовали греческий алфавит, но значительно его переработали, упростили начертания букв, исключили буквы, несвойственные славянским языкам, например придыхательные согласные; ввели новые согласные буквы ш, ж, ч, ц; гласные буквы ѧ («юс малый»),ѫ(«юс большой»), ѣ («ять»), ы и др.

В истории русского языка алфавит официально реформировался дважды: в 1708 г. Петром Первым (устранены буквы ѧ,ѫ, ѯ («кси»), ѱ («пси»), введена буква «я»). В 1918 декретом советской власти буквы ѣ («ять»), ѳ («фита»), ѵ («ижица») заменены соответственно на «е», «ф», «и», устраненъ«ер» в конце слов. Современный русский алфавит состоит из 33 букв, включая букву «ё», введённую в 18 в. Николаем Михайловичем Карамзиным.

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!