Четырехрукая матерь Божья



Как известно, богов и богинь в Индии изображают с четырьмя руками, но оказывается, эта традиция была и в Украине. В одном из сел Александрийского района Кировоградской области еще до 60-х годов прошлого столетия стояла удивительная церковь. Само здание церкви было заложено, вероятно, не христианами, как говорили сами местные жители, а гораздо раньше. Никто даже и не знал, кто и когда ее построил.

Люди испытывали благоговейный страх перед этим сооружением. Что-то в нем было такое, что даже самые нечувствительные безбожники не решались хулить этот храм, громко говорить, ругаться, когда приближались к нему. И даже тогда, когда по всей стране прокатилась волна уничтожения святынь, этот храм побоялись трогать. Что же было такого необычного в самом храме?

Во всю стену внутри храма была изображена четырехрукая Божья Мать-Защитница. У местных жителей даже возникла поговорка: «У меня же не четыре руки, как у Божьей Матери». Говорили, что у нее был особенный взгляд, очень живой и предостерегающий. Где бы человек ни находился в храме, ему казалось, что Божья Мать неотступно смотрит на него. Говорили, что этот взгляд напоминал о Боге даже тем, кто в него никогда не верил.

Вызывали удивление и необычные служители этого храма. У них была особая книга. В этой книге содержались предсказания, которые уже сбылись и которым только предстоит сбыться. Там была описана наша нынешняя цивилизация и та, которая придет со временем. Были описаны компьютеры и механизмы, действующие, как люди. Было предсказано освоение воздушного и космического пространства, а также то, чего еще не случилось: встреча людей с другими разумными существами, которых у Господа великое множество; господство демонов и избавление от демонического нашествия Господом, который придет освободить до конца преданные души.

Монах, служитель этого храма, рассказывал про Святой Дух, про его всепроникающую природу, его бесконечную Любовь. «Хулить Святой Дух, — говорил он, — это уничтожать себя, так как источник Святого Духа есть высшая Истина, сокрытая от всех, и только по милости Святого Духа открываемая немногим».

Он говорил, что и Сын Божий, и даже Отец Небесный сами изошли посредством Святого Духа из этой сокровенной обители. Вот почему в писаниях говорится, что даже на Бога-Отца хула прощается, на Дух же Святой не прощается никогда.

Интересен и тот факт, что все, кто слушал эти наставления, дожили до глубокой старости, некоторые из них отметили свое 125-летие. Казалось, вместе с наставлениями в людей перелилась необыкновенная сила духа. Все они пережили войну и голод, катастрофы и несчастья и в глубокой старости сохраняли ясность сознания и крепость духа. Все они веровали и ходили в этот удивительный храм на службы.

Почему храм не был разграблен и разрушен сразу после войны? Можно считать такую неуязвимость очередным чудом, связанным с необычным храмом.

Когда немцы оккупировали село, они решили разместиться на ночлег в храме. Такое святотатство очень огорчило местных жителей: ведь храм был средоточием их жизни. А среди ночи над храмом разлилось зарево. Сельчане подумали, что немцы подожгли храм, и сбежались защитить свою святыню. Но то, что они увидели, повергло всех в трепет — храм не горел, а светился странным светом, как бы изнутри. Из него в ужасе выбегали немецкие солдаты, крича что-то о Матери, которая вдруг ожила. Они выбегали из храма, бросали свое оружие и катались по земле, заливаясь слезами, воздевали руки к небу. Солдаты и офицеры словно обезумели. Они говорили что-то о возмездии, которое постигнет их, так как они нарушили покой святого места.

Все это произвело сильное впечатление на простых людей, и некоторые из них побежали в храм. Они стали свидетелями того, что немцы говорили правду. По щекам Божьей Матери струились кровавые слезы. Все ее тело излучало свет, ослепляющий, почти белый. Выдержать это зрелище никто был не в силах, все стали плакать, ощущая страшное горе.

А наутро все немцы ушли из села и больше никогда в нем не останавливались, а сам храм дал трещину.

Когда вошли советские войска, они тоже не тронули этот храм. Но впоследствии, в 50-е годы, увезли настоятеля храма и, возможно, расстреляли. С тех пор храм стал быстро разрушаться. Остались жить в этом месте совсем немногие. В 70-е годы в этом поселении, опустевшем и забытом всеми, жили только старики. Там не было даже электричества. А к 80-м годам на месте храма мало что сохранилось. Но рассказы об этом славном месте передаются народной молвой, и память о нем не угасает.

Научные исследования феноменов веры

Загадочные явления в мире происходят издавна и в немалых количествах. Восприятие современного человека трудно сравнивать с традиционным восприятием жителей древности, но отношение к чуду мало изменилось — ведь оно явно выходит за рамки обыденной жизни.

Говорят, что в последние годы загадочные аномальные явления участились, но статистику вести трудно: зарегистрированы сотни, упоминаются тысячи, а о многих других часто не сообщают вовсе. Кроме того, не исключены и мистификации, обманы, которые зачем-то нужны некоторым людям. Подобные случаи — уже предмет исследования для психологов.

До революции 1917 года существовал строжайший юридический порядок проверки религиозных чудес. Это делалось для того, чтобы избежать ошибок и поспешных выводов.

Первыми к расследованию приступали эксперты ближайшего полицейского участка. В случае с мироточивыми иконами они тщательнейшим образом изучали икону, чтобы проверить, нет ли внутри нее хитрых механизмов. Учитывали взаимодействие с внешними природными факторами. Составляли соответствующий юридический документ.

Затем мироточивую икону осматривала комиссия местной епархии. Священники записывали свидетельства очевидцев и подавали рапорт митрополиту. Если признавалось проявление чуда, то икону помещали под стекло и к ней приставляли охрану. И только после этого о феномене (чуде) объявляли официально!

После революции, в период борьбы с церквами и религиозным дурманом, о чудесах предпочитали не вспоминать. Поскольку религия была объявлена «опиумом для народа», то и любые феномены автоматически зачислялись в разряд уловок для обмана прихожан и всех верующих людей.

В настоящее время восстанавливается метод осмотра, регистрации и возможного изучения религиозных чудес. Существует специальная комиссия, в задачи которой входит систематический сбор сведений о чудесных знамениях, документированное их описание, создание архива.

Разумеется, такая работа важна для многих специалистов. Верующие видят в ней особый богословский аспект.

Знамения и чудеса в духовном мире человека и в жизни Храма имеют такое же важное значение, как и величайшие события во внешней жизни народов. Сведения о них бережно должны сохраняться, как сохраняются церковные и исторические реликвии.


ИЗ АРХИВА СОБЫТИЙ

В 1923 году на отвесном берегу Дона под Воронежем было чудесное явление иконы Божьей Матери.

В храме Успения Пресвятой Богородицы под Ярославлем в начале III тысячелетия «заплакали» сразу две иконы.

Причем не старинные, а заводские — отпечатанные на бумаге и наклеенные на деревянную основу. Исследователя, который не первый год изучает подобные чудеса, зовут так же, как его знаменитого деда, религиозного ученого и философа, — Павел Флоренский.

«Чудо на то и чудо, чтобы его всегда ждать и получать не тогда, когда ожидаешь, а когда надо», — считает Флоренский. При этом он подчеркивает, что «…для чуда всегда нужен чудовидец» и нет более жесткого критерия в определении чуда, чем сердце человека.

В 1998 году при Отделе религиозного образования и катехизации возникла Комиссия по описанию чудесных событий, происходящих в Русской православной церкви. Ее работой руководил председатель отдела архимандрит Иоанн. В ноябре 2004-го пленум Синодальной богословской комиссии преобразовал комиссию в рабочую группу. Председателем выбрали Павла Флоренского, все эти годы участвовавшего в работе комиссии.

П. Флоренский — геолог, профессор РГУ им. И. М. Губкина. Он изучал глубинное строение нефтегазоносных территорий в Средней Азии, Казахстане и на Камчатке. Опробовал на практике поиск месторождений по космическим снимкам. Первое открытое таким образом месторождение принадлежит именно ему. Он исследовал метеоритный кратер Жэманшин. Он также член Комиссии по научному наследию В. И. Вернадского, в связи с этим занимался экологией и социальными процессами в горячих точках. Работал во время вооруженных конфликтов в Южной Осетии, Абхазии и Чечне. Всю свою жизнь занимается подготовкой и опубликованием рукописей своего деда — ученого и философа Павла Александровича Флоренского (1882–1937).


Из интервью с П. Флоренским

— Вы исследовали не один случай мироточения…

— Мироточение — не совсем правильно. Миро — вещество, которое приготавливается во время особо торжественной службы с участием патриарха. Один раз в несколько лет и на всю страну. А все остальное — елей, масло. Капельки масла как бы возникают из ничего на поверхности иконы. Если икона помещена в киот, то масло может появиться одновременно и внутри киота, и на поверхности стекла. Думать, что это нечто вроде конденсации насыщенных паров масла, неверно: плотность насыщающих паров органических масел столь мала, что для образования на поверхности иконы капли масла необходимо, чтобы над ней присутствовал столб паров в несколько километров.

Каждая хозяйка знает — когда на кухне что-то жарится, на стенах капель сконденсированного масла нет. Масляный налет появляется на стенах и потолке, если помещение не промывать много лет подряд. Так что самая гипотеза конденсации не проходит.

Масло, которое мы исследовали в разных местах, — разное. Ученые собирают выделившееся масло в пробирку… А дальше его исследуют эксперты Института криминалистики ФСБ, которые всегда присутствуют при опытах. Их заключение: «По составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу…»

— При Богословской комиссии Московской патриархии есть экспертная рабочая группа по чудесным знамениям. Вы ее председатель. Для чего она нужна?

— Начиная с 90-х годов сообщения о чудесных событиях становятся все более частыми: в храмах, монастырях, в домах простых людей мироточат и обновляются иконы, нередки случаи их чудесного обретения. Если верить сообщениям, изобилие их — небывалое в истории России.

Пока что Церковь не выработала взвешенного подхода ко множеству спорных вопросов, которые возникают, когда речь идет о чудесных событиях. Это работа православных богословов. Чтобы она смогла начаться, необходимо собрать фактический материал. Этим мы и заняты.

— Как бы отнесся ваш дед, узнай он, чем вы в комиссии занимаетесь?

— Я думаю, его очень беспокоило бы, чтобы я не наделал глупостей и сильно себя не скомпрометировал.

— По какому принципу подбирались люди, входящие в комиссию?

— В основном это ученые, специалисты в области естественных наук. Хочу предупредить сразу: мы исследуем только научную сторону дела и собираем только факты.

Нам охотно и безвозмездно помогают многие специалисты по разного рода аналитическим методам из академических институтов Москвы, криминалисты МВД и Министерства обороны. Без их помощи мы мало что смогли бы сделать.

— Как относится Церковь к сообщениям о чудесных событиях?

— Со вниманием, но и со взвешенной осторожностью. Для церковного человека чудеса суть нечто второстепенное и периферийное, как ни странно это звучит. Опытного батюшку часто смущает, когда у него в храме начинает твориться что-то необычное.

— Надо ли толковать знамения?

— Конечно. Надо попытаться понять их смысл, без этого все превращается в околоцерковную суету.

— Нужно ли чудо, чтобы уверовать?

— По чудесам никто не верит. Сказано: «…не верили пророкам — не поверите и Мне». Кстати, в XIX веке чудес было очень мало. А может, и были, но их сторонились и избегали. Чудеса в массовом количестве начались в 20-е годы — в период борьбы с верой.

— Нуждается ли чудо в сокрытии или о нем нужно говорить как можно шире?

— Как сердце подсказывает. Априори на такой вопрос ответить невозможно.

— Как удается вашей комиссии лавировать между религией и наукой?

— Нам не нужно лавировать. В каждом конкретном случае есть два аспекта, два рода вопросов. Один касается фактической стороны дела: имело ли место данное событие, при каких обстоятельствах, можно ли его объяснить естественными причинами. Если на последний вопрос ответ положительный, то на этом наша работа заканчивается. Так бывало не раз. Если нет, тогда наша работа только начинается. Впрочем, есть события, сущность которых не вызывает особых сомнений.

— Что вы имеете в виду?

— Чудо схождения благодатного огня, происходящее ежегодно. Сомневаться в его достоверности не приходится, оно происходит уже многие сотни лет. И на протяжении столетий были попытки уличить православных архиереев в мошенничестве. Они, как известно, кончились ничем. Были попытки прямого физического противодействия, когда, например, православного патриарха не пускали в храм. Тогда благодатный огонь сошел в виде молнии, расколовшей колонну у входа в храм.

— Какова вероятность встречи с чудом? Стоит ли ждать его?

— Каждую секунду вероятность неимоверно высока. Почти стопроцентна. Все благодатно, все радостно, и любое событие — чудо. Другое дело, готовы ли мы к тому, чтобы это понять? Ведь у человека сердце закрыто.


По словам Павла Флоренского, чудеса вполне поддаются классификации и бывают трех видов:

1. Чудеса, связанные с духом, — появление духовных сущностей (небесной иерархии), прозрения, предсказания и подобные сугубо духовные чудеса, основная экспертиза которых возлагается на духовенство.

2. Чудеса, связанные со здоровьем, — исцеления в результате поста и молитвы, очищающей психофизическую энергию человека или группы людей и субстанцию — душу.

3. Вещественные проявления — событие, выходящее за рамки известных законов физики

Рабочая группа занималась несколькими видами вещественных чудес. К ним относятся мироточение, отражение на стекле киота изображения иконы, обновление икон. Каждый подобный случай рабочая группа тщательно проверяла с помощью самых современных научных методов.

При этом комиссия выявила интересный факт: признанные и почитаемые на Руси иконы ни разу не мироточили. Они будто не нуждаются в доказательствах своей чудодейственной силы.

Особый интерес вызывало у комиссии явление мироточения.

П. Флоренский предложил свой взгляд:

— Мироточение иконы — пограничное явление. Масло образуется из ничего. Такое в жизни встречается только в случае ядерного превращения. Так, при взрыве ядерной бомбы вещество превращается в энергию. Теоретически энергия может обратно превращаться в вещество. Если это так, то процесс мироточения можно сравнить с работой атомной электростанции. Как сказал протоиерей отец Василий, при помощи физического зрения мы видим далеко не все…

— Есть на Руси и признанные, особо почитаемые иконы. Например, Тихвинская, Неупиваемая чаша, Иверская и многие другие. И конечно же, мощи святых, которые нетленны на протяжении многих веков. Можно ли с точки зрения науки объяснить их чудотворную силу?

— Кандидат биологических наук Татьяна Решетникова утверждает, что проведенные ею исследования мест захоронения святых в Киево-Печерской лавре выявили мощное биологическое излучение, исходящее от мощей. Проводился такой опыт: элитные семена пшеницы облучались в лаборатории 13 тысячами рентген, а потом их прикладывали к святыням, как бы «облучали» божественной энергией. Результаты превзошли все ожидания: семена, побывавшие у икон и мощей, дали дружные, здоровые всходы. А всходы семян, которые не прикладывали к святыням, засохли, несмотря на хороший полив и удобренную почву.

Как правило, чудесные исцеления у икон и мощей объясняют самовнушением. Но опыты с семенами доказывают, что психологический аспект тут ни при чем. А сколько исцеляется младенцев! Можно было бы считать все примеры обычным совпадением, но есть диссертации врачей, в которых описываются случаи исцеления безнадежных больных. С медицинской точки зрения они необъяснимы.


Комментарий священника

При исследовании вопроса важно иметь мнения различных категорий наблюдателей. Протоиерей отец Василий — автор публикаций о святых иконах в Русской православной церкви. Исследователи смогли получить у него ответы на вопросы о религиозных чудесах.

— Отец Василий, как наука и церковное понимание чуда уживаются в сознании современного человека? Возьмем известную и почитаемую икону Тихвинской Божьей Матери. По преданию, эта икона, одна из трех российских, была написана святым евангелистом Лукой. В 1838 году она исчезла из Константинополя, словно перенеслась по воздуху, и тогда же явилась верующим на реке Тихвинке…

— Многих смущают рассказы о перемещении чудотворной иконы в воздухе, о ее неожиданных явлениях в неожиданных местах (на дереве, над источником, над озером), о голосе, который от нее раздавался. Однако известно, что при помощи физического зрения мы видим далеко не все, что существует в действительности.

Какие-то вещи и впрямь могут казаться нам странными, но это не повод их отрицать. Например, мы не видим радиацию, а только ее последствия, но это же не значит, что такого явления не существует.

Икона летает по воздуху — немыслимо. Но если предположить, что ее переносит какая-то сила, невидимая обычному глазу, — ничего удивительного. Сейчас даже именитые ученые признаются, что законами природы невозможно объяснить все существующие в жизни явления.

Современному человеку кажется вполне нормальным верить в то, что барабашка, или домовой, поднимает на воздух мебель. А вот ангел, возносящий чудотворную икону на воздух во время пожара в деревенской церкви, — это уже, извините, выдумки темных деревенских бабок, да и по телевизору этого не показывали…

— Для вас, как священника, сам факт, что ученые пытаются объяснить чудо, — не кощунство?

— Ученые пытаются подменить понятие чуда явлениями мира сего. Тем самым они отрицают факт существования чуда. Верующему человеку не свойственно подходить к иконе с любопытством. Мне, как священнику, кажется нелепостью проверять, откуда и сколько литров миро истекает из иконы…

* * *

Комиссией по описанию чудесных знамений собраны случаи обновления икон. Это такие явления, когда потемневшее от времени изображение на иконе ни с того ни с сего становится ярким и отчетливым, словно новым.


ИЗ АРХИВА СОБЫТИЙ

В 1992 году в Санкт-Петербурге в церкви Богоявления было засвидетельствовано обновление иконы. Сотрудники Государственной инспекции охраны памятников внесли это явление в архивные данные.

Когда-то на стенах храма были сильно испорчены фрески: в советское время их замазали масляной краской, а стоявший в церкви мыловаренный котел закоптил церковь до черноты.

Накануне праздника Крещения прихожане вошли в храм и обомлели: изображения святых проявились на закоптелых стенах, причем так ярко, словно всю ночь их расписывали реставраторы. Сотрудники инспекции Государственной охраны памятников подтвердили, что никаких работ ночью не велось, да и восстановить фрески столь быстро невозможно даже целой бригаде мастеров.

Священник Алексей столкнулся однажды с чудесным явлением в этой же церкви. Он разбирал склад, нашел белую доску с непонятными разводами, лишь по форме напоминающую икону, положил ее между книг, а через два года, взяв книгу, увидел, что доска — действительно икона. Причем лики святых были настолько отчетливыми, что священник недоумевал, почему же он их не заметил раньше.

* * *

Процесс обновления иконы можно сравнить с тем, что происходит с лакированным столом, если поставить на него чашку. Через некоторое время появляется белый круг: лак впитывает воду и меняет цвет. Но если лак отдаст воду, то полировка восстанавливается. Однако в реальной жизни такое невозможно, а с иконами мы наблюдаем подобное явление…

Конечно, чудеса — не прерогатива одной лишь православной церкви и случаются в любых конфессиях. Мироточивость наблюдается не только на иконах, но и на языческих изваяниях и прочих предметах культового искусства разных религиозных направлений. То же самое касается и мистических озарений, видений, пророчеств, исцелений, встречающихся не только в рамках мировых религий, но с адептами сравнительно архаичных с точки зрения религиоведения культов.

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось чудом мироточения. К сожалению, не всегда удается получить точное время происходящих событий. Но они заслуживают того, Чтобы упомянуть о них в этой книге.


ИЗ АРХИВА СОБЫТИЙ

В Брянской области, в пос. Локоть, по улице Школьной, д. 21, проживают врачи-стоматологи Наталья Мурашкина и Виктор Ремизов.

Как-то раз Наталья на прилавке с канцтоварами увидела глянцевый календарь с изображением Божьей Матери «Умиление». Хотела купить, да заметила, что он прошлогодний. Она не стала делать покупку, ушла. Но с полдороги вернулась, как будто что-то потянуло назад, и все-таки купила этот календарь.

Дома Наталья Николаевна отрезала от календаря устаревший численник и прикрепила картинку к стене в спальне. Через некоторое время она попросила мужа сделать для бумажной иконы деревянную рамочку. Когда Виктор снял ее со стены, то обнаружил, что на обратной стороне проступило масляное пятно, очертаниями удивительно напоминавшее образ Божьей Матери. К тому же от него исходило благоухание. Супруги ахнули и побежали за священником.

Чудесное явление продолжалось. Миро стало сходить на образ по субботам и церковным праздникам. Супруги решили, что их миссия состоит в том, чтобы явить чудо как можно большему количеству людей, и открыли свой дом для паломников.

Многие после встречи с иконой исцелились от тяжелых заболеваний. Икона словно помогала в делах, люди чувствовали, что у них решаются те вопросы, которые доставляли боль и неприятности в жизни.

Как-то раз из Орла (Россия) приехала группа верующих, более 50 человек. Перед началом молебна перед иконой Божьей Матери «Умиление» паломники разложили на столах и на полу привезенные с собой образа, надеясь, что миро сойдет и на лики их святых. По окончании молебна хозяева попросили паломников покинуть помещение и вышли сами: мироточение должно происходить в тишине. Минут через пятнадцать почти все приехавшие обнаружили свои иконы «плачущими».

Во время пребывания в доме Виктора и Натальи верующие стали свидетелями еще одного чуда. Пока они ждали мироточения икон, прямо на их глазах масло проступило на буханках хлеба, лежавших на столе.


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Даже если информация не воспринимается нами как подтверждение существования малопонятных проявлений, полезно помнить высказывание Дэвида Юма: «Я должен признать непростительно самоуверенным того человека, который заключает, что какой-нибудь аргумент не существует, только потому, что он ускользнул от него в ходе его личного исследования. Я должен также признать, что если даже несколько поколений ученых тщетно прилагали свои усилия к исследованию какого-нибудь предмета, то все же, быть может, было бы слишком поспешным делать категорическое заключение, что этот предмет свыше человеческого понимания. Хотя бы мы даже рассмотрели все источники нашего знания и заключили, что они не соответствуют такому предмету, у нас все еще может остаться подозрение, что или перечисление было неполным, или наше исследование — недостаточно тщательным».


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!