Восприятие: определение, свойства, виды



Лекция № 2.

Ощущение: определение, классы, виды

На тело человека постоянно воздействуют миллиарды раз­дражителей из окружающего мира. В то же время наш мозг находится в кромешной тьме внутреннего мира. Возникают вопросы: как, с помощью чего образы окружающего мира по­падают в наш мозг? Как мы формируем представления об окру­жающей среде? Как, например, звук флейты, пейзаж на кар­тине или запах духов превращаются в схемы активности нейронных цепей? Всё это первоначально происходит за счет преобразования и кодирования физической энергии внешне­го мира в нервные сигналы. И этот процесс называется ощу­щением. Таким образом, первичный психический процесс в познании окружающего мира — ощущения.

Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий опре­деленных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором. Каж­дый анализатор состоит из трех частей (по И.П. Павлову):

1. рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

2. проводящие нервные пути, по которым нервные сигна­лы передаются в мозг;

3. мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Английский физиолог сэр Чарльз Скотт Шеррингтон (1857— 1952) выделилтри основных класса ощущений:

1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внеш­них стимулов на рецепторы, расположенные на поверх­ности тела; они в свою очередь делятся на дистантные (зрительные и слуховые) и контактные (осязательные или кожные и вкусовые). Обонятельные ощущения за­нимают в этом случае промежуточное положение;

2) 2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);

3) 3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухо­жилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощу­щений'.

«я» зрительные ощущения — составляют 85% всей информа­ции о внешнем мире;

     слуховые ощущения — все слуховые ощущения можно свести к трем видам — речевые, музыкальные, шумы;

вибрационные ощущения — отражают колебания упругой среды;

обонятельные ощущения — органами обоняния являют­ся обонятельные клетки, расположенные в верхней ча­сти носовой полости;

вкусовые ощущения — вызываются действием на вкусо­вые рецепторы, расположенные на

 поверхности языка, глотки, нёба, веществ, растворенных в слюне или воде;

кожные ощущения — в кожных покровах имеется несколь­ко анализаторных систем: тактильная

(ощущения при­косновения), температурная (ощущения холода и теп­ла), болевая.

«я» статические ощущения — сигнализируют о положении тела в пространстве, рецепторы расположены в вести­булярном аппарате внутреннего уха;

     интерорецептивные (органические) ощущения — возни­кают от рецепторов, расположенных во внутренних орга­нах, и сигнализируют о функционировании последних. К органическим ощущениям относят, в первую очередь, чувства голода, жажды, насыщения, а также комплек­сы болевых и половых ощущений.

Ощущения играют одну из ключевых ролей в жизни чело­века, который всё время стремится как можно больше всего «наощущать». И доказательством этого являются эксперимен­ты, о которых не раз писали. Суть этих экспериментов в том, что испытуемым создавали искусственные условия, в кото­рых действие окружающего мира на ощущения сводилось бы к минимуму (темнее помещения, куда не доходили ни звуки, ни запахи). Участники эксперимента часто начинали его с хорошим настроением, так как от них, казалось бы, во-пер­вых, ничего не требовалось (они лишь ложились на кровать, надевали очки для рассеивания света и могли погрузиться в свои мысли), а во-вторых, был шанс легко заработать деньги. Тем не менее через некоторое время у них наступал диском­форт, появлялись галлюцинации, страхи, нарушения функ­ции внутренних органов. И ученые поняли — людям невыно­сим сенсорный голод, ибо субъективно жизнь для человека есть то, что он ощущает. Однако, как уже было отмечено, ощуще­ния не просто отражаются в головном мозге, но и сразу же отбираются, организуются, интерпретируются, формируя оп­ределенный образ. И происходит это с помощью восприятия, которое слито с ощущением в одном непрерывном процессе.

3.2.

Восприятие: определение, свойства, виды

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обо­жгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их раз­личных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности и прошлого опыта носит название апперцепции.

 

Свойства восприятия:

«я» целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный об­раз предмета;

константность восприятия — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относи­тельно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.;

     структурность восприятия — восприятие не является простой суммой ощущений. Например, слушая музы­ку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию;

     осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов;

     избирательность восприятия — проявляется в преиму­щественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Выделяют несколько видов восприятия: восприятие предме­тов, восприятие времени, восприятие отношений, восприя­тие движений, восприятие пространства, восприятие человека.

1. Восприятие движения — сложный процесс, природа которого еще не до конца ясна. Мозг человека, вероятно, рассчитывает движения, основываясь на предположении о том, что сжимающиеся объекты отступают, но не становятся меньшими, а увеличивающиеся объекты — приближаются. Это в том случае, если объект удаляется или приближается. А вследствие чего мы воспринимаем движения по горизонта­ли, вертикали и под разными углами? Скорее всего вслед­ствие того, что движущийся объект выходит из области наи­лучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову с целью фиксации на нем взгляда. Само смещение объекта по отношению к положению нашего тела указывает нам на его передвижение в объективном пространстве. Но всё же определенную роль в восприятии движения играет движе­ние глаз, которое приходится производить, чтобы следить за движущимся предметом. Например, если мы будем кивать головой, то отражение визуального поля на сетчатке глаз бу­дет изменяться, но в реальности окружающие предметы не придут в движение. Наш мозг интерпретирует быструю смену слегка отличающихся друг от друга образов как движение. Это явление, взятое на вооружение мультипликаторами, называ­ется стробоскопическим эффектом. Быстро сменяя 24 картин­ки каждую секунду, мультипликаторы создают видимость дви­жения. Фактически оно происходит не в фильме, где просто с очень быстрой скоростью сменяются картинки, а конструи­руется у нас в голове.

2. Восприятие времени — это субъективное отражение объективной длительности, последовательности и скорости явлений действительности. Во многом оно определяется эмо­циональным состоянием человека (кроме того, достаточно точно установлено, что, например, алкоголь заставляет время течь медленнее, а кофеин ускоряет его, подобно лихорадке) и характером переживаний, которыми они были ознаменованы. Время, заполненное увлекательной и интересной деятельно­стью, кажется намного короче, чем малособытийное время, проведенное в бездействии. Но когда мы через некоторое вре­мя вспоминаем о проведенном времени, то, как правило, наблюдается обратный эффект: время, проведенное в скуке, кажется короче, а событийное — запоминается как более про­должительное.

3. Восприятие пространства представляет собой чувствен­но-наглядное отражение расстояния или отдаления, в кото­ром предметы расположены от нас и друг от друга, направле­ния, в котором они находятся, а также величины и формы предметов. Восприятие пространства является сложным об­разованием, в котором сплетаются разнородные компонен­ты. Значительную роль в нем играют осязательные и двига­тельные ощущения, но наибольшую информацию о простран­стве дает зрение.

4. Восприятие формы предполагает отчетливое различе­ние очертаний предметов и их границ. Оно зависит от четко­сти изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остро­ты зрения, а также от того, что мы в восприятии предметов принимаем за фигуру, а что — за фон (то, из чего мы выделя­ем предмет). Встречаются случаи, когда фигура и фон всё время меняются местами, но мы, тем не менее, всегда орга­низуем наше восприятие по модели — фигура на фоне. Это хорошо подтверждается на примерах так называемых двойствен­ных изображений.

Восприятие человека представляет собой процесс психо­логического познания людьми друг друга в ситуации непос­редственного общения. При восприятии нового человека глав­ное внимание уделяется его внешности, особенно экспрессии лица (в основном глазам и прическе) и выразительным дви­жениям тела, так как они наиболее информативны с точки зрения психических свойств личности.

В восприятии человека человеком особенно важным явля­ется такое качество, как внимательность. Чем более внимате­лен человек, тем адекватнее будет его восприятие другого и тем лучше он его узнает. Но что же такое внимание?


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!