Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих 22 страница



Так Священное Писание показывает немощь и убогость человеческого естества.

Но если человек так убог и ничего не знает, как может он говорить о Божественном промысле: “Долго нет второго Христова пришествия, уже пора ему быть”?

О таковых в Божественных книгах написано: “Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову... Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею. Кто делает зло, на того обратится оно”(Сир. 27, 28, 29 – 30.), кто разжигает пламя, сам сгорит в нем (Ср.: Ис. 50, 11.).

Еретики, рассуждающие о втором Христовом пришествии, как раз и бросают вверх камень, который сокрушит их головы, и разжигают огонь, от которого сгорят. Ибо никто из пророков или апостолов, никто из святых и богоносных отцов наших никогда не думал так и не дерзал произносить языком.

Великий пророк и законодатель Моисей, Божий слуга, сподобился величайшей чести от Бога, и Бог свидетельствует о нем и говорит: “Я знаю тебя по имени”(Исх. 33, 12.), – и еще: “Ты приобрел благоволение в очах Моих”(Исх. 33, 17.). Но за одно маленькое возражение, которое он высказал ропщущим людям, не имеющим воды: “Разве нам из этой скалы извести для вас воду?”(Чис. 20, 10.) – за одно это возражение Моисей не смог войти в землю обетованную, хотя и много молился о том, – не был прощен.

И блаженный Петр, верховный среди всех учеников, ничего не сделал запретного и не сказал ничего оскорбительного, но лишь воскликнул: “Господи! Тебе ли умывать мои ноги?.. Не умоешь ног моих вовек”(Ин. 13, 6, 8.), – и услышал от Господа: “Если не умою тебя, не имеешь части со Мною”(Ин. 13, 8.). Вот как он мог пострадать и за малое возражение и какое получить наказание, если бы не предварил этого покаянием и не усмирил бы гнев скоростью исправления.

Зная это, великий апостол Павел сказал: “А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: “зачем ты меня так сделал?” Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?”(Рим. 9, 20я – 21.) Так и ты, подобно глине, пребывай безгласным, что бы ни делал Бог.

Великий и верховный среди постников, блаженный Антоний, сострадал человеческому и сродному естеству, видя, что одних людей ласкают, других мучают, одни веселятся среди богатства, другие страдают в нищете, одни живут до старости, другие же умирают в юности, – видя это, он не спорил, не многоглаголал, не возражал, но стал молиться о них и услышал глас Божий, говорящий ему: “Антоний, заботься о себе, а о том, о чем Бог не повелел, не спрашивай”.

Подумай, страстный и окаянный, недостойный даже тени упомянутых, кто ты есть и о чем ты спрашиваешь, надоедая Богу рассуждениями! Ибо Он говорит: “Если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?”(Мал. 1, 6.) Ведь благоговеющий не спрашивает, не выпытывает, но поклоняется и прославляет и всему верует.

Как сказал великий Павел об Аврааме и о послушании его: “Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное”(Рим. 4, 20я – 21.). И еще он говорит: “Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя”(Евр. 10, 38.). Ведь мы, братия, живем не для сомнения погибельного, но для веры, спасающей душу: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом... Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое... А без веры угодить Богу невозможно”(Евр. 11, 1, 3, 6.).

И еще говорит апостол: “Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу”(2 Кор. 10, 4 – 5.). Ибо сказано Святым Духом: “Верен Господь во всех словах Своих”(Пс. 144, 13.), в том, что повелевает, или отвергает, или обещает, или запрещает (Ср.: Втор. 7, 9; 32, 4; 2 Тим. 2, 13; Евр. 10, 23.).

И довольно об этом.

 

Слово десятое, против ереси новгородских еретиков, хулящих творения святого Ефрема и говорящих, что творения его ложны. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что творения святого Ефрема истинны и соответствуют писаниям пророческим, евангельским и апостольским

 

Ранее мы уже говорили о творениях святых и божественных апостолов: все, что они написали или сказали, – истинно, полезно и спасительно для душ наших. Теперь скажем то же самое и о сочинениях святых отцов, и прежде всего преподобного и богоносного отца нашего Ефрема: все, что он написал, – истинно, полезно и спасительно для душ наших.

Но еретики, в особенности явившиеся ныне, а именно: Алексей протопоп, Денис поп, Федор Курицын и единомышленники их – отрицая это, хулят сочинения святого преподобного и богоносного отца нашего Ефрема. Они говорят: Ефрем написал, что пророчества и писания уже исполнились и не осталось впереди ничего, кроме второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Но вот уже прошло тысяча сто лет, с тех пор как Ефрем написал это, а второго пришествия нет, – следовательно, писания его ложны.

Говоря так, еретики хотят навязать людям лукавое мнение, чтобы они сочли сочинения преподобного и богоносного отца нашего Ефрема ложными, и таким образом все сочинения святых отцов показались бы им ложными.

Но это не так, и не будет так.

Как святой Ефрем, так и прочие святые преподобные и богоносные отцы наши писали согласно и подобно пророческим, евангельским и апостольским словам.

Святые пророки жили за много поколений до Христова Рождества по плоти: за четыре тысячи и более лет, как праведный Енох, или за тысячу пятьсот лет, как великий Моисей, или за тысячу лет, как святой Давид, да и все прочие святые пророки жили за много лет до Христа, – но все сказали и написали о Господе нашем Иисусе Христе, о суде и о воздаянии; и о том, что будет, они говорили как о уже происходящем.

Также и евангельские, и апостольские, и святого Ефрема, и прочих святых отцов наших писания – все подобны древним и согласуются с ними.

Каждый говорил в свое время, подвигнутый Святым Духом. Поэтому сначала мы напишем о словах пророческих, затем о евангельских, потом об апостольских, а после этого о сочинениях святого Ефрема. И если захочешь, узнаешь, что его слова ничем не отличаются от слов пророческих, евангельских и апостольских.

Прежде всех так говорил об этом древний пророк, праведный Енох: “Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие”(Иуд. 1, 14 – 15.).

Моисей: “Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор”(Втор. 32, 22.).

Давид: “Является Бог, грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой”(Пс. 49, 2 – 4.). И в другом месте пророк говорит: “Ты воссел на престоле, Судия праведный”(Пс. 9, 5.). И еще: “Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде”(Пс. 9, 8 – 9.). И еще сказал Давид: “Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его. Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий”(Пс. 17, 10, 9.).

Исаия: “Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь... Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью”(Ис. 66, 15, 16.). И еще он сказал: “И вот, приду собрать все народы и языки; Я знаю деяния их и мысли их и воздам им”(Ср.: Ис. 66, 18; цитата-пересказ.). “Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дадут света; солнце помрачится, не воссияв, и луна не даст света своего; ибо небо поколеблется и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его... Идут Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю и истребить грешников на ней. Рыдайте, ибо день Господа близок, и придет разрушение от Бога”(См. Ис. 13, 9 – 10, 13, 5 – 6.). “И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они видимы для всякой плоти”(См. Ис. 66, 24.).

Даниил: “Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями... И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное... и царство Его не будет отдано другим”(См. Дан. 7, 13, 14. Небольшое текстуальное отличие цитаты от доступных нам списков славянской Библии. – Ред.).

Иезекииль: “Вот день Господень! вот пришел конец! вот знамение гнева Господня!.. Вне дома меч, а в доме мор и голод... Серебро их выбросят на улицы, и золото их будет презренно; души их не насытятся и утробы их не наполнятся, – и серебро их и золото их не сможет спасти их от гнева Господня”(См. Иез. 7, 10, 15, 19.).

Михей: “Вот, Господь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли, – и горы поколеблются под Ним, и долины растают, как воск от огня”(См. Мих. 1, 3 – 4.).

Амос: “Так говорит Господь Бог... Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: “увы, увы!”(Ам. 5, 16.) “И поколеблются воды от моря до моря и от севера к востоку”(См. Ам. 8, 12.).

Иоиль: “Ибо день Господень близок”(Иоил. 1, 15.), – и: “Потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. И Господь даст глас свой... ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? ...Перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него”(Иоил. 2, 10 – 11; 2, 3.).

Наум: “Господь есть Бог ревнитель и мститель... Господь... страшен в гневе... и не пощадит противников Своих... Запретит он морю, и оно высыхает... Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его... Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним”(Наум 1, 2, 4, 5, 6.).

Малахия: “Придет Господь Вседержитель, и кто выдержит день пришествия Его? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать, как серебро и золото”(См. Мал. 3, 1 – 3.). “Тогда все... поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день... так что не оставит им ни корня, ни ветвей... Они будут прахом под стопами ног...”(Мал. 4, 1, 3.)

Захария: “И явится Господь Бог Вседержитель, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и придет в шуме угрозы Своей”(См. Зах. 9, 14.). “И придет Господь Бог мой и все святые с Ним”(Зах. 14, 5.).

Софония: Да благоговеют все пред Господом, ибо “близок великий день Господа, близок, и очень поспешает. Глас дня Господня горек и жесток; день гнева – день сей, день скорби и беды... день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика... И скорбь охватит людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа... И огнем ярости Его пожрана будет вся земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли”(См. Соф. 1, 14 – 16, 17, 18.).

Итак, это пророческие слова, лишь малая часть из многих.

Послушай же и евангельские слова – подобные пророческим.

От Матфея: “Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого... И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение... Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их”(Мф. 24, 27, 29 – 31.). И в другом месте он говорит: “Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их”(Мф. 13, 40 – 43.). И еще он сказал: “Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы”(Мф. 25, 31 – 32.). “О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один... Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет”(Мф. 24, 36, 42.). И еще: “Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий”(Мф. 24, 44.).

От Марка: “Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть... Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть”(Мк. 13, 7, 19 – 20.).

От Луки: “И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого”(Лк. 21, 25 – 27, 34 – 36.).

Итак, мы выписали лишь немногое из святых Евангелий.

Уразумей же и слова святых апостолов, подобные пророческим и евангельским писаниям.

Иаков, брат Божий: “Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей”(Иак. 5, 8 – 9.).

Петр: “Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят”(2 Пет. 3, 10.). И в другом месте он говорит: “Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах”(1 Пет. 4, 7.).

Павел: “День Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут”(1 Фес. 5, 2 – 3.). В другом месте он говорит: “...В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа”(2 Фес. 1, 7 – 8.). И еще он говорит: “...Соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, Которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете”(1 Тим. 6, 14 – 16.). “Итак заклинаю тебя пред... Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его”(2 Тим. 4, 1.). И еще он сказал: “Еще немного... и Грядущий приидет и не умедлит. Праведный верою жив будет”(Евр. 10, 37 – 38.). “И тем более молитесь, чем более усматриваете приближение дня Господня”(См. Евр. 10, 25. Цитата близка к редакции Острожской Библии. – Ред.). “...Некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников”(Евр. 10, 27.). И: “Господь будет судить народ Свой”(Евр. 10, 30.). И: “Страшно впасть в руки Бога живаго!”(Евр. 10, 31.) “Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет”(Евр. 4, 12 – 13.). И еще говорит апостол: “Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, чт`о не допускает открыться ему в свое время... которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего... Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим”(2 Фес. 2, 3 – 6, 8, 15.).

Итак, это апостольское учение.

Послушай же и написанное святым Ефремом, подобное пророческим, евангельским и апостольским писаниям.

Ефрем: Вот, Господь стоит при дверях, чтобы сотворить кончину веку суетному, и труба небесная, созывающая по повелению Божьему, готова, и силы небесные стоят наготове, чтобы прийти по повелению Грядущего на облаках, с устрашающими явлениями, судить живых и мертвых. И вот, Господь, Спаситель наш, придет как молния, блистающая с неба в облаках, пред славою Его движутся в славе неизмеримой чины ангельские и архангельские, все как пламень огненный, и река огненная исходит от востока с яростью, словно свирепое море, сжигая и сравнивая горы, пожигая землю и все, что на ней. Тогда, братия мои, от огня того источники иссякнут, море иссохнет, воздух потрясется, звезды спадут с неба, солнце исчезнет, луна превратится в кровь, небеса совьются в свиток. Тогда вспыхнут молнии, и за ними двинется полк ангельский, тьмы тем ангелов и архангелов, тысячи тысяч бесчисленного воинства небесного, и херувимов, и серафимов, и многоочитые громким гласом вопиют: “Свят, свят, свят Господь Саваоф, святой Господь Вседержитель”. И труба возглашает грозно, и клич великий с неба раздается: “Вот, Судия приближается, великий Царь является, Бог всех веков грядет судить вселенную и воздать каждому по делам его”. Тогда всякая тварь на небе и на земле и под землей громко возопит: “Благословен Царь, грядущий во имя Господне!” Тогда расступятся небеса, и явится Царь царствующих и Господь господствующих, как молния страшная, с силою великою и бесчисленною славою.

И в другом месте святой Ефрем говорит: как вспышка молнии, будет пришествие Христово, и никто не возвестит, когд`а это будет – в этот день или в тот. И тогда каждый, плача, скажет: “О, горе мне! О, горе мне, грешному, погубившему дни свои!” Ибо вся земля тогда вострепещет, как вода морская, от лица славы Его.

И еще говорит: когда небеса разольются огнем, стихии же истают, опаляемы, и земля и все, что на ней, попалится, когда звезды опадут, словно листья, солнце и месяц померкнут – тогда явится Сын Божий с неба, с яростью и гневом неудержимым, и сядет Он на престоле славы Своей, и призовет землю от востока и до запада, и воздаст каждому по делам его. О, тяжко мне! О, тяжко мне! Где будет тогда злато и сребро? Где красота риз? Где цари и князи и воеводы? Где похоть плотская, греховная и скверная и воистину мерзкая? Где пища и питие?

И в другом месте он говорит: города потонули и селения опустели от гнева Божия, а мы ничем не устрашаемся. Солнце в полдень помрачилось над нами и раз, и два – но и этого не боимся. Войска персидские и варварские пришли и опустошили страну нашу, чтобы мы убоялись Бога и пришли к покаянию, все пророчества и все писания исполнились, при дверях уже час каждого из нас, и все предсказанные знамения явлены, нет больше ничего иного, кроме врага нашего, славы антихристовы. Тогда заплачет горько всякая душа и воздохнет тяжко. И увидят все скорбь безутешную, и будет страх внутри и трепет снаружи, на дорогах плач и в домах рыдание, на дорогах г`оре и в домах г`оре.

Итак, и пророки, и евангелисты, и апостолы, и святой Ефрем говорят одно и то же об одном и том же. Ты же, пренебрегая пророческими, евангельскими и апостольскими словами, исследуешь лишь сочинения святого Ефрема и говоришь: “Тысяча сто лет прошло, с тех пор как написал их святой Ефрем, а второго пришествия нет”. Но почему ты не принимаешь во внимание, что прошло уже пять тысяч лет и более с тех пор, как говорил об этом праведный Енох, и три тысячи лет прошло с тех пор, как сказал о том же великий Моисей, и две тысячи пятьсот лет прошло с тех пор, как написал об этом святой Давид, и две тысячи лет и более прошло с тех пор, как написали об этом святые пророки, и тысяча пятьсот лет прошло с тех пор, как существуют евангельские и апостольские писания! Свидетельство крайнего неразумия, зависти и лукавства – одних хвалить, а других, говоривших то же самое и о том же, укорять.


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!