Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих 16 страница



Точно так же следует почитать святые Божии церкви и с верой и страхом поклоняться им, потому что еще и в Ветхом Завете Бог повелел Моисею устроить скинию, скиния же есть не что иное, как церковь. Так, Бог сказал ему: “Видишь, и сделай все, как Я покажу тебе на горе, образец храма и образец всех сосудов его”(См. Исх. 25, 9. Цитируемый текст близок к редакции Острожской Библии. В Елизаветинской Библии 1751 г. и в Синодальном переводе 1876 г. употреблено слово “скиния”, а не “храм”. – Ред.). И после этого говорит: “Собери все общество ко входу храма собрания, чтобы они услышали слова Мои”(Ср.: Лев. 8, 3; Чис. 10, 3; Чис. 11, 16. Об особенностях цитируемой редакции см. предыдущее примечание.). И в книге Царств сказано: “И Самуил лежал в храме Господнем”(1 Цар. 3, 3.). И Соломон создал церковь по Божественному повелению, ведь Бог сказал Давиду: “Сын твой построит дом имени Моему”(3 Цар. 5, 5.). И Сам Господь наш Иисус Христос говорит: “Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою”(Мф. 16, 18.). И святые апостолы, по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, создали в Иерусалиме церковь, потому что в Деяниях говорится: “В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме”(Деян. 8, 1.). И еще говорится об апостоле Петре: “Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу”(Деян. 12, 5.). Также и Петр и Иоанн в Лиде создали церковь во имя Богоматери. И Климент, ученик Петров, пишет, что когда апостол Петр в Риме исцелил Софию, родственницу царя, то блаженная София, по повелению апостола Петра, создала в своем большом дворце церковь во имя Пречистой Богородицы, которая и доныне существует в Риме и называется “Софией”, и поручила ее Петру; Петр же освятил церковь, взяв мощи первомученика Стефана и положив в ней.

Видишь: Сам Чудотворец Бог повелел созидать святые Божии церкви! Затем святые апостолы и святые отцы и учители, которые были после святых апостолов, заповедали создавать святые церкви и поклоняться им с верою, и почитать со страхом, и нет веры в Господа нашего Иисуса Христа без церкви, но где вера, там и церковь.

Некоторые говорят, что лишь тогда подобает поклоняться святым иконам и святым церквам, если при этом кланяешься на восток, – если же не на восток, то не следует поклоняться. Посмотри – это не поучение, а скорее прелесть! Когда ты видишь царя или князя, то и не на восток кланяешься ему, но как получается. И если царю или князю кланяешься и на запад, и на север, и на юг – то тем более подобает поклоняться и на запад, и на север, и на юг, как когда придется, образу Небесного Царя и изображениям тех, кто угодил Ему от века, а также и Божиим церквам. И святые апостолы и бывшие после них божественные отцы и учители наши заповедали нам писать в святых церквах всечестные и святые образы Бога и Владыки и святых Его и на северной, и на западной, и на всех стенах, заповедали поклоняться этим образам и почитать их.

Божественные апостолы и святые отцы повелели кланяться на восток потому, что Бог есть Свет разума и Солнце правды. И Давид говорит: “Царства земные! пойте Богу... восшедшему на небеса небес на востоке”(См. Пс. 67, 33 – 34.). И Христос в Писании именуется Востоком, как говорит пророк: “Вот муж, Восток имя Ему”(См. Зах. 6, 12. Перевод по славянским редакциям. В Синодальном переводе – “имя Ему ОТРАСЛЬ”. – Ред.). “И насадил Господь Бог рай... на востоке”(Быт. 2, 8.), – чтобы мы, стремясь к первому отечеству и взирая на него, поклонялись Богу. И Господь был распят лицом к западу, и потому мы поклоняемся Ему на восток. И восходя на небеса, Он возносился к востоку – так и апостолы поклонились Ему. Так же придет Он и в последние времена, ибо Сам сказал: “Как молния исходит от востока... так будет пришествие Сына Человеческого”(Мф. 24, 27.). И ожидая этого, мы кланяемся на восток – не просто, не бессмысленно: когда у нас нет Честного и Животворящего Креста, или святой иконы, или не видно святой церкви или других освященных вещей – тогда поклоняемся на восток, как мы объяснили.

И еще говорят некоторые, неправо мудрствующие, что не нужно церкви, но сам человек – церковь, ведь апостол Павел говорит: “Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас”(1 Кор. 3, 16.), – и: “Вы храм Бога живаго”(2 Кор. 6, 16.). И святой Иоанн Златоуст говорит, что церковь – это не стены, но собрание верных и благочестивых людей.

Но, видишь ли, апостол говорит это о святых и богоносных мужах, которые имели в себе Дух Святой: ведь он говорит, что храм (Так в издании 1857 г. Возможно, ошибка публикаторов или повторяющаяся во всех рукописях описка. – Ред.) Божий живет в вас и что вы – храм Бога живаго. О таких и Сам Господь сказал: Я и Отец – “Мы придем к нему и обитель у него сотворим”(Ин. 14, 23. В цитате прп. Иосифа: “обитель в нем сотворим”.). Поэтому апостол назвал их Божиим храмом. Однако именно апостолы заботились о создании церквей и заповедали это всем будущим поколениям, но отнюдь не запрещали.

Когда же Златоуст говорит: “Церковь – не стены, но собрание верных благочестивых людей”, – то говорит это отец наш Златоуст не потому, что запрещает создавать церкви – ибо как он может отрицать то, что Бог повелел творить пророкам и апостолам и завещал святым отцам? Ведь и сам Златоуст говорит в другом месте: “Церковь светлее небес”. Он желает лишь показать, что если мы и создадим церкви и всячески украсим их, но будем осквернять себя грехами и страстями и скверными делами, то Бог, желая обратить согрешающих к страху и целомудрию, не пощадит ни святых церквей, ни Своего изображения, ни Пречистых Таин. Ведь Он не пощадил святого Ковчега, но предал его иноплеменникам с беззаконными священниками. И Соломону говорит: “Если будешь хранить... законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек... Если же... не будете соблюдать заповедей моих... то я истреблю Израиля с лица земли... и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет... притчею и посмешищем у всех народов”(3 Цар. 9, 4 – 7.), – как и случилось при Иехонии и при Седекии: предал Бог и град, и церковь, и дом царский сжег, а все прочее, посвященное Богу – и херувимов славы, и одеяния, и пророчества, и указания, и освященные сосуды, вместе с взбесившимися людьми, – отдал на попрание и осквернение (См. 4 Цар. 24 – 25.); при Зоровавеле же и Иисусе сыне Иоседекове и Ездре церковь и город вновь возродились (См. 1 Езд.). Видишь: когда люди с царем развратились, тогда и церковь, и люди были преданы на попрание и осквернение. Но когда Зоровавель и бывшие с ним умилосердили Бога, тогда и церковь, и люди были Богом воссозданы. Но когда они опять возвратились к скверным делам, то при Антиохе церковь и люди опять были преданы на попрание и осквернение.

И не только тогда так было, но и до последних дней так происходит, как написано в Отечнике. Был в Иерусалиме старец. Он увидел себя в церкви святого Христова Воскресения, и при этом в церкви был великий смрад, и он спросил ангела: “Откуда исходит этот смрад и почему ты не избавляешь от него?” Ангел же отвечал: “Смрад этот исходит от беззаконий церковников, находящихся здесь, и избавиться от него нельзя – только огнем”. И вскоре пришли персы и пожгли огнем и церковь, и тех, кто пребывал в ней недостойно. Когда же они отвратились от злобы своей и от неправедных дел рук своих, Господь Бог умилосердился и помог благочестивому царю Ираклию, который и персов победил, и воссоздал разрушенную церковь.

Смотри, как хорошо говорит Златоуст: церковь – не стены, но собрание благочестивых людей, – чтобы не стали люди лишь церквями гордиться, делами же прогневлять Бога. Следует и угождать Богу благими делами, и создавать Божии церкви, и стоять в них со страхом и трепетом, и почитать Божественное с верой и любовью.

Почитая церковь, икону, святые мощи или Честной и Животворящий Крест и божественные вещи, ты почитаешь того, чья церковь, или икона, или мощи, а кроме того – почитаешь Самого Бога. Если же ты бесчестишь церковь, или икону, или святые мощи, ты бесчестишь Самого Бога и Его истинных служителей.

Ведь если кто обесчестит образ царский, подлежит усекновению главы. Тем более тот, кто обесчестит Небесного Царя, или образы Его святых, или церковь – какой муки он достоин? По Божественным правилам в этой жизни он должен быть казнен через усекновение главы и предан вечному проклятию, по смерти же осужден в огонь вечный, с диаволом и с распявшими Христа иудеями, сказавшими: “Кровь Его на нас и на детях наших”(Мф. 27, 25.).

А тот, кто с верой и любовью, со страхом и трепетом почитает всечестные и Божественные иконы, и Честной и Животворящий Крест, и святое Евангелие, и пречистые Божии Тайны, и освященные сосуды, в которых совершаются Божественные таинства, и всечестные мощи святых, и Божии церкви, и поклоняется им, – тот, как добронравный и благий раб, в нынешнем веке будет жить хорошо и благочестно, в будущем же услышит блаженный и сладкий глас: “Добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего”(Мф. 25, 21.). “Где Я, там и слуга Мой будет”(Ин. 12, 26.), – будет молиться о всех нас преблагословенной Владычице нашей Богородице, всечестной иконе Которой мы с почестями поклоняемся, и всем святым, от века Богу угодившим, язвы которых и страдания за Христа мы, с любовью целуя их иконные изображения, почитаем, ради Христа Иисуса, Господа нашего, Которому подобает слава со Отцом и Пресвятым Духом, ныне, всегда и во веки веков.

Скажем и о том, как следует почитать друг друга, и как следует поклоняться или служить царю, или князю, или властелину, и как следует ныне поклоняться Господу Богу и Ему одному служить.

Вдумайся: мы почитаем друг друга потому, что Бог изначально сотворил человека по образу Своему; поэтому все имеют одинаковую честь и напоминают об общем Владыке.

От древних мы восприняли обычай кланяться друг другу, – ведь книга Бытия говорит: “Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, брат его... и поклонился до земли семь раз”(Быт. 33, 1, 3.). И еще: Иаков увидел Иосифа, сына своего, и поклонился на верх жезла своего; и братья Иосифовы, увидев Иосифа, упав ниц, поклонились ему (См. Быт. 42, 6; 47, 31; ср.: Евр. 11, 21.). И Моисей, увидев Иофора, поклонился ему до земли (Ср.: Исх. 18, 7.).

Еще и потому мы кланяемся друг другу, что братья наши – члены тела, во Христе, “возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго”(1 Пет. 1, 23.), и принявшие божественное крещение в одной купели. Ведь Бог сказал: “Люби ближнего твоего, как самого себя”(Лев. 19, 18.), – и в Евангелии Господь говорит: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”(Ин. 13, 34.), – и еще: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”(Ин. 13, 35.), “в почтительности друг друга предупреждайте”(Рим. 12, 10.). И еще: как Христос “положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев”(1 Ин. 3, 16.). И святые божественные отцы наши говорят: если ты видел брата своего – видел Господа Бога своего. Даже если и враждуют, или укоряют, или обижают, или ранят, – да не отлучит нас ничто от любви их, как говорит Господь: “Любите врагов ваших... благотворите ненавидящим вас”(Мф. 5, 44.).

Если же кто-то возбраняет исполнять заповеди Господни или провозглашает еретические учения, то от такого следует не только отворачиваться, но и убегать, как от змеи. На такого следует и гневаться, по пророческому слову: “Гневаясь, не согрешайте”(Пс. 4, 5.). И Господь наш Иисус Христос говорит: “Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь”(Мф. 18, 17.). И еще: “Если... правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя”(Мф. 5, 29.). И апостол говорит: “Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте”(Еф. 5, 11.). И еще: “Извергните развращенного из среды вас”(1 Кор. 5, 13.), “ибо какое общение праведности с беззаконием?”(2 Кор. 6, 14.) И еще говорит апостол: “Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся”(Тит. 3, 10.). И много сказано об этом в Священном Писании.

Вот как следует кланяться друг другу. Еретику же не то что кланяться, но следует отворачиваться от него.

Если ты поклоняешься или служишь царю, или князю, или начальствующему, то следует поклоняться и служить потому, что это угодно Богу – оказывать властям покорность и послушание: ведь они пекутся и думают о нас. Ибо написано: “Начальника в народе твоем не поноси”(Исх. 22, 28.). И апостол говорит: “Бога бойтесь, царя чтите”(1 Пет. 2, 17.), – и: “Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом”(Еф. 6, 5.), – как людям, которым Бог оказал предпочтение и наделил их властью и которые могут благодетельствовать и мучить тело, но не душу. Поэтому следует поклоняться и служить им телом, а не душой, и воздавать им честь как царю, а не как Богу, ибо Господь говорит: “Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу”(Мф. 22, 21.). Если ты так поклоняешься и служишь, это не будет для тебя в погибель души, но ты таким образом еще более научишься бояться Бога: ведь Царь “есть Божий слуга”(Рим. 13, 4.), для милости и наказания людям.

Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего – неверие и хула, – такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей: “Пойдите, – говорит Он, – скажите этой лисице”(Лк. 13, 32.). И пророк говорит: “Царь надменный погибнет, потому что пути его темны”(Ср.: Иез. 28, 17 – 19; Дан. 5, 20. Точного соответствия приводимой прп. Иосифом цитате обнаружить не удалось. – Ред.). И три отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим на всей земле (Дан. 3, 32.). И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению.

Вот как подобает служить царям и князьям. И довольно об этом.

   Скажем далее о том, как ныне, при Новом Завете, следует поклоняться Господу Богу и Ему одному служить.

Прежде всего истинный христианин должен знать, из Святого Писания, что такое Бог и как следует ныне думать о Боге, – и тогда он воистину узнает и о том, как следует ныне поклоняться Господу Богу и Ему одному служить. Не так, как иудеи, которые исповедуют Бога в одном Лице и в одной Ипостаси Отца, а Сына и Святого Духа отвергают, и не так, как эллины, которые почитают многих богов, – но следует исповедовать и почитать три Лица и три Ипостаси, Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого.

Когда ты слышишь, что Отец родил Сына и Дух исходит от Отца, не думай, что Бог Отец сотворен, как мы, и не думай, что Он родил Сына сотворенного, как мы рожаем, и что Дух Святой расходится по воздуху подобно нашему дыханию: неизреченна и несказанна тайна Святой Троицы и непостижима ни ангельским, ни человеческим разумом. Бог постижимый – не Бог: ведь если мы не можем постичь или описать ангела или свою тварную душу, то тем более подобает быть непостижимым Творцу всего! И все, кто пытался постичь Бога – пытался измерить бездну горстями; и чем глубже они спускались, тем более они уклонялись во вражеские ереси, потому что тайна эта – неизреченна и несказанна. Не говори: “Как?” – потому что она больше всякого “так”. Не спрашивай: “Каким образом?” – потому что Божий Образ больше всякого образа.

То, что мы узнаем из Священного Писания о Боге, не соответствует мере Божественного естества, но соответствует немощи слушающих. И сейчас, так как время торопит, мы скажем о Нем вкратце, соответственно нашей немощи, словами Священного Писания, которое говорит так: Бог вечен, Он есть и будет. Вечен – значит не имеет ни начала, ни конца. Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, в трех Лицах, в трех Ипостасях, свят в трех Лицах, присносущен в трех Лицах, Творец в трех Лицах, Царь в трех Лицах, Владыка в трех Лицах, в трех Лицах Единое Естество, трисолнечный, трисиянный, трисветный, Единый Бог в трех Ипостасях, Единое Существо в трех Ипостасях, Единое Естество в трех Лицах.

Когда ты слышишь о трех Лицах, трех Ипостасях, не думай, что это три Бога – Отец, Сын и Святой Дух, но проповедуй Единого Бога – Святую Троицу.

Следует добавить, что Отец, Сын и Святой Дух – не общие имена, но у каждой Ипостаси Свое Имя. Отца не называют Сыном, и Сына не называют Отцом, и Духа Святого не называют ни Отцом, ни Сыном. Бог всегда именуется Троицей; хотя Он и имеет три Ипостаси и три Лица, но – единое Существо, единое Естество, единое Божество, единую премудрость, единую силу и единую волю. И не была одна Ипостась до времени, а другая после: Отец, Сын и Святой Дух неразделимы; Лица Бога не отделяются друг от друга ни годами, ни нравом, ни волей, ни намерением, ни действием, ни страстью – ничем из того, что мы видим у людей. Потому Бог един: не три Бога, но один в трех Ипостасях, то есть Лицах. И ничто из Божественной Троицы не было раньше или позже другого, не было ни растущего, ни умаляющегося, ничто не начиналось и не кончалось.

И первый великий истинный свет есть Бог Отец, нерожденный, нетленный, невидимый, бесплотный, неописанный, неизреченный, непостижимый, Творец Неба и земли, всего видимого и невидимого. И Сын есть свет, как Сам Он сказал: “Я свет миру”(Ин. 8, 12.). Свет истинный от Света истинного, Бог истинный от Бога истинного, подобие и образ Бога, Слово действенное, Премудрость, содержащая всех, Ипостась и сила, творящая всю тварь, Тот, через Которого все стало существовать, и все, что имеет Отец, принадлежит Сыну, как Сам Он сказал: “Все, что имеет Отец, есть Мое”(Ин. 16, 15.), – и: “Видевший Меня видел Отца”(Ин. 14, 9.), – и: “Я в Отце и Отец во Мне”(Ин. 14, 10.), – ибо Он родился от Отца прежде всех веков, неизреченно, несказанно, непостижимо, без страсти, без сочетания, без смешения, бесплотно, вне времени, как лучи от солнца, как пламя от огня, как протока от реки. И не так, как родившиеся люди, которые не могут уже находиться в родивших их, но как луч, исходящий от солнца и в солнце же пребывающий, просвещающий мир и не разлучающийся с солнцем; и как пламя и свет, исходящие от огня, подающие людям чувственный свет и пребывающие в огне; и как протока, отходящая от реки, напояющая людей и не разлучающаяся с рекой. Слово, вечно пребывающее в Отце и от Отца и с Отцом нераздельно, неразлучно, неизменно.

Сказав вкратце о Божественном Естестве Христа, скажем немного и о Его человеческом Естестве, которое Он воспринял ради нашего спасения. Ведь будучи Богом, Он стал, ради нас, и совершенным Человеком, стал в последние дни, родился от Святой Девы Богородицы Марии, Бог великий, превечный, безначальный, невидимый, непостижимый и неописанный, ведающий сердца всех людей. Есть, таким образом, два Его Рождения. Первое – от Отца, превечно, вневременно, бесплотно: Он воссиял, как свет от солнца. Второе же – от святой Девы Марии, бессеменно от Святого Духа. Поэтому Он познается в двух Естествах, в Божественном и человеческом. И имеет одну Ипостась, ибо Он един – Сын Божий и Сын Девы. Он и Бог, и Человек, в двух природах: ибо Он единосущен Отцу по Божеству и единосущен Матери по человечеству. И два действия в нем – Божеское и человеческое, и две воли, то есть желания. Так, имея Божественную волю, Он ею, как Бог, творил Божественное, воскрешая мертвых, давая прозрение слепым и творя множество других несказанных знамений и чудес. Но Он имел и человеческую волю, или желание; ибо Он воспринял человеческую плоть и душевные действия и страсти, чтобы показать истинное вочеловечение, а не видение, – отметая злые страсти, оскверняющие нашу жизнь, как недостойные Пречистого Божества. Он пострадал, имея два Естества: ибо Плотию Он висел на Кресте, Плотию страдал, Плотию умер, в то время как Божество Его пребывало бесстрастным. Хотя Он и умер, Бессмертный, Плотию, и Божественная Его Душа отошла от Пречистого Его Тела, но Божество оставалось неразлучным с Плотию; Он, Сам всесильный Бог, был с Отцом на Престоле, телом во Гробе, а Душою сошел во ад и проповедовал всем душам, находящимся во аде, путь, ведущий к вечной жизни, и веровавших во Отца и Сына и Святого Духа вывел с Собой, а неверовавших оставил во аде, и то же сотворил и на земле: веровавших спас, а неверовавших осудил. И явился ученикам в уже нетленной и обоженной, после воскресения, Плоти, и на небеса вознесся с Плотию, и сел одесную Отца в обоженной Плоти, а не в тленном разложении, как мы. И опять придет в славе, чтобы судить живых и мертвых, и царству Его нет конца.


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!