Провал модернизации католической церкви



 

История Католической церкви в Ирландии с начала 70-х до 90-х годов XX века — повесть об организации, которую так и не удалось реформировать. Руководство ею оказалось крайне неэффективным и конфронтационным. В 70-х и 80-х годах в рядах церкви произошел радикальный раскол по поводу легализации контрацепции, разводов и абортов. Быстрое социальное преобразование ирландского общества из сельского в городское, скачок от сравнительной бедности 50-х к беспрецедентному достатку 90-х способствовали подрыву народного авторитета официальной католической церкви. Поскольку руководство ирландской католической церкви отказывалось в начале XXI века признавать свои проблемы, доверие простых верующих к церкви как организации упало до беспрецедентно низкого уровня. Католическая церковь не оказывалась перед лицом подобного кризиса доверия за всю историю ирландского государства. Но худшим следствием этих церковных проблем было то, что у простых верующих сложилось впечатление, будто многие преступления утаивались в течение десятилетий. В заключительном десятилетии прошлого века открылся ряд случаев сексуального насилия священников над малолетними. Вскрылись также факты частого применения телесных наказаний и сексуального насилия в принадлежащих государству, но управляемых церковью колледжах, приютах и домах для одиноких матерей.

После целой серии подобных откровений встал вопрос: кому можно верить? Возможно, то уныние, которое овладело обществом из-за того, что церковное руководство оказалось не в состоянии действовать компетентно, если не сказать профессионально, отчасти объясняет ту теплоту, с которой в Ирландии приняли ковчег с реликвиями св. Терезы из Лизье во время семидесятичетырехдневного «паломничества благодати» с 15 апреля по 1 июля 2001 года.

Согласно его координатору в Ирландии, отцу ордена кармелитов Лайнусу Райану, почти 75 процентов всего населения Ирландии вышли почтить ковчег, который провезли по стране в так называемом «терезомобиле», который за время паломничества посетил двадцать шесть ирландских епархий, пересек государственную границу и сделал официальную остановку в более чем 150 различных мест. Такие цифры могут показаться несколько преувеличенными. Тем не менее, люди собирались десятками тысяч, чтобы взглянуть на мощи святой, которая в течение многих десятилетий пользовалась огромным почитанием в народе.

Огромные массы людей, собиравшиеся по всей стране, не были чем-то случайным. О. Райан приписывал это популярности св. Терезы и хорошей организации визита. Сам визит описан в двух книгах. Планирование его заняло более двух лет. Первая просьба отправить ковчег в Ирландию была послана в 1996 году, но была потеряна в офисе в Лизье. Просьба была направлена вновь и, при поддержке конгресса ирландских епископов, визит был назначен на начало 2001 года. Был создан организационный комитет. Благотворитель пожертвовал новый «мерседес» и заплатил за его переделку, чтобы фургон удовлетворял самым высоким требованиям безопасности. В нем же было устроено небольшое помещение между водителем и самим ковчегом. В то же время организация визита была проведена чрезвычайно эффективно. Информационные буклеты были разосланы по всем школам. Информацию распространили по всем государственным и общественным организациям, было подключено национальное и местное телевидение и радио. О. Райан и другие члены организационного комитета установили очень хорошие отношения с видными журналистами, предоставившими газетные полосы и эфирное время. По прибытии ковчега в Ирландию такие журналисты, как Джо Даффи и Джерри Райан освещали ход визита. Размер собиравшихся толп вызывал удивление и служил очень хорошим материалом для новостей.

Ковчег перевозили между двенадцатью и тремя часами дня, но обычно от графика отставали и вынуждены были делать множество остановок, поскольку люди выстраивались вдоль дорог и собирались на перекрестках. О. Райан вспоминал, что, когда фургон проезжал через деревни, он видел в окнах маленькие алтари, выцветшие изображения и потрескавшиеся статуэтки св. Терезы. Понадобились два водителя, работавшие попеременно. Ирландская армия предоставила почетный эскорт на все время посещения страны. Полиция предоставила два мотоциклетных эскорта, сопровождавшие ковчег, пока тот не пересек границу. Там, в Карлингфорде, эстафету приняли два мотоциклиста Королевской полиции Ольстера, сопровождавшие ковчег на всем пути следования через Северную Ирландию в Донегол. Они управляли движением процессии по территории Ольстера.

На каждой остановке люди имели возможность увидеть ковчег в течение всей ночи, а также исповедаться. Опытные исповедники, отпускавшие грехи многие десятилетия, вспоминали старые времена, когда они просиживали в кабинках до шести или семи часов кряду.

Ковчег пересек Северную Ирландию без происшествий. В Белфасте был посещен монастырь конгрегации пассионистов в Ардойн (Ardoyne), а также монастырь конгрегации редемптористов в Клонарде. Были предприняты решительные усилия, чтобы избежать «горячих точек» — так, процессия окольным путем обогнула Ларган. За все время, проведенное в Северной Ирландии, не произошло ни одного инцидента. О. Райан убежден, что среди толп, вышедших засвидетельствовать свое уважение к святой, было очень много протестантов. По его оценке, почти каждая и 135 остановок по ту и другую сторону границы собирала в среднем по двадцать-тридцать тысяч человек. Ковчег побывал в 26 епархиях и во всех заведениях ордена кармелитов. Он также побывал в крупнейших тюрьмах в Дублине, Лимерике и Корке.

О. Райан описывает этот визит как «великое событие благодати», коренящейся в давней традиции почитания этой святой, пустившей глубокие корни в ирландской душе. Брендан Комиски, бывший епископ города Фернс, назвал это «революцией роз». Однако был данный визит «революцией роз» или нет, он не отражал точного положения дел с католицизмом в Ирландии.

Ежегодная новена в Голуэе проводится с 1982 года. Организованная отцами-редемптористами, она, по словам ее руководителя о. Тони Фланнери, собирает примерно 12 — 15 тысяч человек каждый день в течение всех девяти дней новены. Примерно тысяча дополнительных стульев доставляется в кафедральный собор на время новены. В этом случае собор может обеспечить 3200 сидячих мест. Как минимум два раза в день все они заняты. Обычно в день проходит шесть богослужений, однако в прошлом году их число увеличили до семи в день. Согласно тому же источнику, эти цифры остаются неизменными вот уже более двадцати лет. Похожая ежегодная новена проходит в храме на горе св. Альфонса в Лимерике. В Корке братья-августинцы проводят новену в честь Девы Марии Доброго совета, что практикуется уже более пятидесяти лет. В зависимости от даты Пасхи, она обычно проводится с 24 апреля до начала мая. В день проходят три богослужения — в одиннадцать, в четыре часа дня и в 7.30 вечера. Общая посещаемость составляет порядка 12 тысяч человек. В честь Девы Марии Доброго совета проводится также трехдневное богослужение в церкви на Сейнт Джеймс Лейн в Дублине. Также августинцы Корка и Дублина особо почитают св. Риту, ежегодно проводя особые церемонии в день ее праздника. В Корке среди братьев-капуцинов почитают Падре Пио, культ которого там очень популярен. Дома и больницы для престарелых, содержащиеся церковью, по-прежнему принимают множество людей.

Другой вопрос — судьба орденов и конгрегаций. К примеру, Третий регулярный орден св. Франциска, оставаясь сильным и влиятельным, все же страдает от существенного сокращения своих рядов. Это же касается и ежегодно сокращающегося числа приходских священников. Организованная редемптористами Архиконгрегация Святого Семейства существенно сократилась в размерах. Основанная в храме на горе св. Альфонса в Лимерике 20 января 1868, эта сугубо мужская организация привлекла в свои ряды 1 400 человек за первый год своего существования. Число ее членов росло и к 1877 году составляло 3500 человек, а к 1886 — 5 тысяч. В 1928 году, когда архиконгрегация праздновала свой бриллиантовый юбилей, среди ее членов было 8 тысяч человек. После реорганизации, осуществленной ее новым руководителем, о. Джеком Корбеттом в 1958 году, в ее рядах насчитывалось 10 тысяч человек, однако с 1966 и по 1986 год число ее членов упало до приблизительно 4 тысяч. На настоящий момент ее членами числятся 325 человек. Встречи членов архиконгрегации проходят ночью по понедельникам, и присутствует на них обычно порядка двухсот человек. Нынешний ее руководитель, о. Патрик Уолш, констатирует: «Можно сказать, что если на еженедельную встречу в церкви собирается примерно двести человек, это уже чудо. Наши братья действительно верны своему делу. Замечательные люди!»

Паломничества на гору Кроу Патрик в графстве Мэйо и на озеро Лох-Дерг в графстве Донегол по прежнему остаются популярными, но число участвующих в них значительно сократилось по сравнению с 50-ми и 60-ми годами. Подъем на 2510-футовую вершину Кроу Патрик обыкновенно проходил ночью в последнее воскресенье июля. В 1973 году ночное восхождение заменили дневным. Подъем занимает примерно два-три часа, и является обычным делом совершать восхождение босыми. Последние несколько сотен футов к вершине очень круты и особенно тяжелы. По пути отмечены остановки для молитвы.

В докладе, составленном для Туамской архиепархии, число паломников, ежегодно отправляющихся на Кроу Патрик в последнее воскресенье июля, оценивается в 20 тысяч. Согласно тому же источнику, в течение года на вершину горы восходит 100 тысяч паломников.

В случае озера Лох-Дерг, ежегодное число паломников возросло с 13 846 в 1940 году до 34 039 в 1954-м. Это количество сохранялось в среднем на уровне двадцати с лишним тысяч человек до середины 60-х годов. Число паломников упало до порядка 18 тысяч в 1969 году, и колебалось вокруг той же цифры в 70-е годы. Количество паломников вновь увеличилось в 80-х, достигнув в 1984-м 29172-х. Далее наблюдается устойчивое снижение с 25 390 в 1990 году до 9 312 в 2002-м.

Паломники посещают храм Девы Марии в г. Нок начиная с 21 августа 1879 года, когда пятнадцать человек засвидетельствовали там явление Святой Девы в сопровождении св. Иосифа и св. евангелиста Иоанна. Нок имеет статус международно признанного санктуария Девы Марии. В 1979 году, в ознаменование столетия явления Марии, Папа Иоанн Павел II посетил Нок и тем самым дал на это санкцию Ватикана. Мать Тереза Калькуттская посетила храм в июне 1993 года. Согласно цифрам, предоставленным церковью, Нок посещает полтора миллиона паломников ежегодно. Визит папы в 1979 году собрал к храму за один день 450 тысяч человек. Примерно 50 тысяч человек побывало на церемониях, устроенных по случаю визита матери Терезы.

Прибытие ковчега св. Терезы, молитвы и паломничества не обязательно противоречат тому, что положение католической церкви в Ирландии существенно пошатнулось. Такие действия предпринимаются на основании личного выбора, и отражают приверженность не столько церковной власти, сколько церковной набожности.

Процесс секуляризации значительно продвинулся в 90-х годах. Обнадеживающая статистика о том, что мессу еженедельно посещают порядка 60 % населения, не заслуживает доверия. Непосредственные свидетельства как клириков, так и мирян говорят нам о коллапсе — особенно в тех приходах, где высок уровень безработицы среди всех возрастов. Посещаемость церкви составляет там около трех процентов от всего взрослого мужского населения.

Десятилетие, ознаменовавшееся чередой скандалов, в центре которых оказалась церковь, совпало с периодом огромного роста благосостояния ирландцев. Ирландская экономика, прозванная «кельтским тигром», вышла на одно из первых мест в Европейском союзе. Этот рост благосостояния еще больше способствовал ускорению процесса секуляризации. При этом, однако, крах церковной религиозности в Ирландии сочетается с набожностью, культом почитаемых святых, священных гор и Девы Марии. Этому явлению трудно дать оценку. Но, так или иначе, объяснение лежит на поверхности. Официальный институт церкви уже не пользуется прежним доверием. Но религиозная вера и личная духовность все еще сильны в определенных кругах. Тот факт, что некоторые науки не могут объяснить этот парадокс, говорит больше о неадекватности самих этих наук, чем о «двуличности» ирландского народа, который не видит существенного противоречия между современностью, религиозной верой и набожностью.


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!