Социальные изменения 60-90-х годов



 

Несмотря на экономическую депрессию и культурный застой 50-х годов, ирландская католическая церковь не была представлена одним лишь архиепископом Джоном Чарльзом МакКуэйдом. Были реформисты и среди духовенства, и среди мирян. Многие клирики отнюдь не являлись поборниками авторитаризма и тем более антиинтеллектуализма. Например, в журнале The FurrowБорозда»), основанном в 1950 году, работал талантливый и либеральный церковный редактор Сесил МакГарри. Журнал обладал широкой аудиторией среди клириков и мирян. Его название было позаимствовано у журнала, некогда издававшегося во Франции до тех пор, пока у него не возникли проблемы с властями. В нем давался очень глубокий анализ сущности религиозной жизни, обсуждались недостатки ирландского общества и необходимость изменений внутри самой церкви. В противоположность ему, солидный Ирландский церковный журнал (Irish Ecclesiastical Record), также издаваемый Колледжем св. Патрика в Мэйнуте, сохранил более уравновешенный и консервативный подход. Ирландский теологический ежеквартальник (Irish Theological Quarterly), возобновленный в 1951 году после почти тридцатилетнего перерыва, в своей редакционной политике выдвигал на первый план новые тенденции в современной теологии.

В середине 50-х годов о. Остин Фланнери стал редактором журнала ирландских доминиканцев Доктрина и Жизнь. Прежде орден издавал Ирландский Розарий, журнал, тон которого отличался несдержанностью и нетерпимостью. О. Фланнери сыграл прогрессивную роль в жизни ирландской католической церкви. Он лично перевел документы Второго Ватиканского Собора и сделал их доступными в подходящей форме. Это издание заложило фундамент для дискуссий по всем основным вопросам, поднятым на Ватиканском Соборе. Сам о. Фланнери сыграл видную роль в диалоге с диссидентами и разочаровавшимися католиками. Он внушал большое уважение во многих кругах ирландского общества и высоко ценился даже теми из левых политических кругов, кто разорвал все отношения с католической церковью.

Ирландские иезуиты издавали свой религиозный журнал, Посланник Святого Сердца ( Sacred Heart Messenger ). Он выходил очень большими тиражами в 50-х и 60-х годах. Можно, однако, поставить под вопрос, читали ли его во всех домах, куда его доставляли. Иезуиты также издавали Исследования ( Studies )  - ежеквартальный журнал, существующий с 1912 года. Он придерживался очень осторожной линии, но в 60-х открыл свои страницы и для многих прогрессивных католических авторов, таких, как бывший студент иезуитского колледжа, будущий министр иностранных дел и премьер-министр д-р. Гаррет Фитцджеральд.

Упомянутые выше журналы отражали желание радикальных перемен в католической церкви, отход от набожности, антиинтеллектуализма и авторитаризма. В начале 60-х это желание перемен было подкреплено прогрессивной политикой правительства под руководством Шона Лемасса (Seán Lemass). Он сменил Эмона де Валеру в 1959 году и оставался на посту премьер-министра до 1966. Хотя оба они являлись ветеранами восстания 1916 года, Лемасс был значительно моложе своего предшественника. Однако ему было лишь немногим более шестидесяти и он обладал склонностью мыслить радикально. С непоколебимой с 1932 года, священной для Фианна Фойл доктрины протекционизма Лемасс переключился на поддержку политики свободной торговли, и ратовал за как можно более скорое присоединение Ирландии к Общему рынку. В 1963 году вето генерала Шарля де Голля на вступление Англии помешало планам Ирландии войти в ЕЭС. Следующий отказ Дублин получил в 1967 году. Готовясь к возможному членству, ирландская экономика была открыта для внешних инвестиций и либерализации торговли. Результатами стали экономический рост и новоприобретенное благосостояние. Многие эмигранты возвратились домой и получили работу в строительной промышленности и на новых заводах, построенных американскими и европейскими транснациональными корпорациями. Усиливающаяся индустриализация способствовала все большему оттоку населения из деревни. Много народу переезжало в города и в особенности в столицу — Дублин. Реформа образования 60-х годов привела к введению всеобщего среднего образования. Это открыло доступ к образованию беднейшим социально-экономических группам и означало, что многие, кто, едва достигнув четырнадцатилетнего возраста, в противном случае отправился бы после школы прямиком на работу или в эмиграцию, получили возможность к восемнадцати годам закончить свое образование. Это, в свою очередь, увеличило спрос на места в университетах. Надежды, возлагавшиеся на образование, росли, и к концу 60-х годов страна встала на путь массового высшего образования.

Между тем само содержание среднего образования тоже изменилось — для того, чтобы обеспечить новые отрасли промышленности хорошо подготовленной рабочей силой, стране были нужны люди с новыми экономическими, предпринимательскими и техническими навыками. Эта революция в образовании происходила на фоне повышения открытости ирландского общества и роста чувства личной свободы. Ослабление цензуры книг и телепередач возложило больше ответственности на ирландских граждан. Учреждение Национальной телерадиокомпании (RTÉ) в 1962 году укрепило тенденцию к пересмотру взаимоотношений церкви и государства. Переселение в города подорвало влияние сельского духовенства. Церковь в городе никогда не имела таких же возможностей влиять на мирян, живущих в очень больших приходах городов и предместий. Молодежь, работавшая в Дублине, часто жила как бы между двумя мирами. На выходные они возвращались домой в деревню, чтобы пообщаться с друзьями. Однако рост числа личных автомобилей привел к тому, что молодежь теперь могла отправиться на танцы за пределы своего прихода, да и новыми устроителями танцев все чаще становились миряне, а не сельские священники. 60-е годы в Ирландии отмечены и началом массовых выездов на отдых на средиземноморские курорты, подальше от опеки родителей и священников.

Именно в контексте улучшения экономической ситуации, растущего чувства оптимизма и надежды в стране следует оценивать последствия Второго Ватиканского Собора. Не желая романтизировать 60-е годы, следует признать, что ирландская церковь в это десятилетие частично характеризовалась растущей открытостью и готовностью к изменениям. Конечно, все не так однозначно, и я не желал бы представлять события этого десятилетия одномерно. Но Второй Ватиканский Собор обязал всех — как консерваторов, так и либералов — признать необходимость изменений. Однако переход от образа мыслей гегемона к концепции церкви в плюралистическом обществе стал непреодолимой преградой для тех, кто вырос и сформировался в рамках традиционной модели ирландской церкви. Идеи Второго Ватиканского Собора о религиозной свободе подрывали основы клерикализма, легализма и триумфализма. Эти идеи были подхвачены в Ирландии тем новым поколением богословов, которые изучали теологию в Соединенных Штатах, где католики были религиозным меньшинством.

Джон Чарльз МакКуэйд, престарелый архиепископ дублинский, продолжал цепляться за старое, и его представления о церкви демонстрировали еще большую стойкость и твердость, чем вся та обильная и ожидаемая критика, которая звучала в его адрес в 60-х годах. По возвращении с Ватиканского Собора архиепископ МакКуэйд заверил свою паству, собравшуюся перед его кафедрой в 1965 году: «Как бы там ни было, но Святой Дух направлял наши помыслы». Обращаясь к тем, мог быть обеспокоен, он сказал: «Позвольте мне заверить вас: никакие изменения не поколеблют спокойствия вашей христианской жизни». Если учесть укоренившийся в сознании ирландцев мажоритаризм, то неудивительно, что сама страна воспринималась как католическая. Это было отражено и в законах — как следствие компромисса, достигнутого между церковью и сменявшими друг друга ирландскими правительствами. При упомянутом образе мыслей доминирующее положение церкви в ирландском обществе могло бы быть сохранено только в том случае, если бы практика политики неофициального консенсуса была продолжена и впредь. Отношения церкви и государства были игрой с нулевым счетом. Не могло быть никаких уступок, поскольку государству нельзя было доверять. Да и не должно было быть никаких уступок.

В первой половине 60-х годов католическая церковь переживала свое возрождение — столь много людей стремилось в семинарии и становилось монахами. Это было время наибольшего оптимизма в отношении будущего ирландской церкви, которая вновь доказала, что является исключением во всей Западной Европе. Перепись 1961 года показала, что страна на 94.9% является католической. В начале 60-х профессор Джон Уайт полагал, что «для Ирландии вероятна фактическая величина в 90%". В Северной Ирландии перепись 1961 года показала число католиков на уровне 34.9 %. По данным опроса 1968 года 95 % католиков утверждали, что ходят в церковь по крайней мере раз в неделю. Уайт склонен снизить эту цифру примерно до 90 % — до того же уровня, что и в Ирландской республике. Процент посещаемости церквей в других «католических» странах был существенно ниже. По оценкам Уайта, в Австрии максимум около 40% верующих посещали мессу еженедельно. В Бельгии эта цифра составляла 50 %; во Франции, по его расчетам, приблизительно 25-26%; в Италии, согласно Уайту, фактическую величину составляют примерно 45%; в Западной Германии и Австралии примерно 50 %; в Новой Зеландии примерно 60 %; в Соединенных Штатах и англоговорящих провинциях Канады 65%. В Квебеке, как утверждал Уайт, цифра составляла 85 %.

«Благополучная ситуация» в Ирландии убеждала таких, как архиепископ МакКуэйд, вести свой корабль все тем же устойчивым консервативным курсом. Однако существенная часть ирландских католиков, оспаривая политику глухой обороны, которую церковь занимала в предыдущем десятилетии, бросила вызов консервативному крылу. В то время как внутри церкви существовали силы, выступавшие против изменений и составлявшие мощный арьергард, новые силы, казалось бы, освобождали церковь от пережитков старого изоляционистского менталитета. Церковные реформаторы нашли сильную поддержку и подспорье в постановлениях Второго Ватиканского Собора.

Правительство Шона Лемасса стремилось справиться со многими нерешенными конституционными проблемами, затрагивавшими принцип паритета в отношениях между конфессиями в глазах государства. Его комитет по конституции, состоявший из представителей всех партий, к середине 60-х годов подготовил доклад, взявшись за решение множества нелегких проблем, которые все еще будоражили ирландское общество и в середине 90-х. Доклад рекомендовал изменить третью статью конституции, чтобы она выглядела следующими образом: «Сим ирландский народ провозглашает свою твердую волю, дабы ее территория воссоединилась в гармонии и братской любви между всеми ирландцами». Относительно развода комитет счел возможным заявить, что статья 41.3, провозглашавшая, что «не должно быть принято никакого закона, предусматривающего возможность расторжения брака», является «насильственной», а также «излишне резкой и жесткой и могла бы, по нашему мнению, быть признана противоречащей общепринятыми принципами свободы совести, декларируемым Ватиканским Собором и повсеместно».


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!