НОВАЯ ВОЛНА ИНТЕРЕСА к БУДДИЗМУ



В 1970-х интерес к буддизму новой волной распространяется в среде мыслящей молодежи Ленинграда, Москвы, городов Прибалтики. Молодые люди жадно впитывали любую информацию о тибетских буддийских школах, об индийской Махаяне и ее китайской разновидности Дзэн. Они съезжаются со всего СССР в Ленинград, чтобы послушать полуподпольные лекции Бидии Дандарона.

Б. Д. Дандарон родился в Бурятии, высшее образование получил в Ленинграде. Историк и философ, пытавшийся синтезировать идеи буддизма с концепциями европейских умов, составитель тибетско-русских грамматического словаря и словаря философских терминов.

Именно Дандарон не побоялся в своё время написать Сталину письмо, которое навело «вождя народов» на мысль разрешить легальное существование буддизма, пусть ограниченное и подконтрольное.

При Л.И.Брежневе в 1972г. Дандарон был арестован в очередной раз и обвинён в «организации буддийской секты». Вместе с ним были арестованы четверо его учеников, у остальных взяли подписку о невыезде. Среди них были видные ученые, кого-то уволили с работы, кто-то попали в психиатрические больницы, но осужден в итоге был только он.
В 1974 году Дандарон умирает в лагере в возрасте 60 лет. По свидетельству его сокамерников, он по собственной воле остановил дыхание, войдя в состояние самадхи.

В заключении (в тюрьмах и лагерях) он провел около 18 лет, в том числе по обвинению в шпионаже на Японию в 1937 году... Через 30 лет в Бурятии был создан и освящён посвящённый Дандарону мемориальный субурган.

Лозунгом Дандарона был призыв «Тантра на Запад!». Стараниями его учеников формировались собственные школы, многие из их воспитанников станут русские, украинцы и жители Прибалтики.

 

ПЕРЕСТРОЙКА, как крушение социалистического строя

В 1980-х, точнее во второй половине, буддизм начинает возрождаться в эпоху перестройки. Формально советская власть еще является официальной основой государственности,  но, словно, сквозь открывшиеся шлюзы проходят легитимность все виды религий -  от основных (христианство, мусульманство, иудаизм) до новомодных течений порой сомнительного толка, хлынувших из-за рубежа.

В 1988 г. буддийские общины зарегистрируются в Тыве и Калмыкии.

Следом о своих правах заявляют ленинградские буддисты. Вскоре им вернут дацан, который во время Великой Отечественной войны и до конца 60-х использовался как военная радиостанция, а затем — как Зоологический музей. Для освящения его из Индии приехал лама Кушок Бакула Ринпоче, почитаемый всеми буддистами тибетской школы.

Появились буддийские общины в Москве и Самаре.

В июне 1988г. в Ленинграде проходит первая встреча подпольных русских буддистов с учителем Бакулой Ринпоче.

Тогда же в Иволгинском дацане Ринпоче даровал посвящение класса ануттара-йога тантры — дженанг «Тайной практики Дамдина» русским буддистам.

 

1990-ые - либерализация религиозной политики в СССР и РФ позволила российским буддистам различного происхождения выйти из подполья и открыто заниматься своей деятельностью.

Восстанавливаются уцелевшие буддийские храмы и открываются новые в Бурятии, Калмыкии, Туве, Санкт-Петербурге, при монастырях создаются учебные заведения, приглашаются тибетские учителя. Только за один 1990г. открылось более 10 дацанов и начинается строительство ещё нескольких.
Бакула Рипоче проводит первую проповедь в 1990г. в возвращённом буддистам Буддийском храме.

В 1991 году буддийские регионы посетил Далай-лама XIV. В калмыцкой столице Элисте он провел молебен на ипподроме. Дорогу учителю устлали пятьюстами коврами, поверх которых разбрасывали гладиолусы, хризантемы и астры.

В 1996г. принимается новый Устав, в соответствии с которым центральным органом управления становится Буддийская традиционная Сангха России (БТСР), которая является
- членом Всемирного братства буддистов,
- одной из буддийских общин России, наряду с рядом других,
- правопреемником Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ), существовавшего в период СССР.

Религиозная организация «Центральное духовное управление буддистов», которая "создается заново", не являющаяся правопреемником организации ЦДУБ в СССР.
Она объединила в себе
- некоторые буддийские религиозные организации,
- общины и центры Бурятии, Калмыкии, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Помимо БТСР и ЦДУБ, базирующихся на Бурятии, в России действовали другие территориально-ориентированные централизованные буддийские организации:
- «Объединение буддистов Калмыкии»,
- «Объединение буддистов Тувы».

В настоящее время централизованная организация, которая бы объединяла всех буддистов России, отсутствует. Кроме того, действуют централизованные организации разных буддийских традиций — тхеравады, дзэн, школ тибетского буддизма и пр.
Тем не менее,
в 1989 году создается группа буддологии Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН под руководством В. И. Рудого — первое со времен Щербатского официально оформленное буддологическое направление.
Появляются и закрепляются официально отделения и кафедры буддологии в нескольких университетах, процесс восстановления востоковедческой науки пошёл быстрее.
В 1997г. БИОН СО РАН переименован в Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИМБТ СО РАН).


2000-ые

Пропустим организационные перипетии становления музея им.Рериха и конфронтации с Международным фондом Рериха (об этом чуть ниже/позже), уделим внимание Первому форуму «Дни традиционного российского буддизма», что проходил 18-19.05.2009г. в Москве. В рамках форума на площадке Международного центра-музея им. Н.К.Рериха состоялся диалог различных школ буддизма, практикующих буддистов и представителей российской буддологической школы.


На сегодняшний день в России представлены многие буддийские школы:

- тхеравада,

- несколько направлений махаяны, в том числе японский дзэн,

- корейский сон,

- практически все школы тибетского буддизма.
Буддизм в РФ провозглашён одной из четырёх традиционных для России религий, наряду с православием, исламом суннитского толка и иудаизмом.
Власти признают буддистское духовенство, иногда оказывают ему содействие.

По состоянию на 01.01.2011г. в системе ФСИН официально действовали 9 дуганов и 6 молитвенных комнат для буддистов. Численность этнических буддистов по регионам Бурятии, Забайкальского края, Калмыкии, Тувы, Алтая составляет около 900 тысяч человек. Численность буддистов, выполняющих практику в России, составляет не более 500 тысяч человек.

Буддийская община возникли и в Самаре, а также в др. крупных городах РФ, не связанных с традиционными регионами буддизма. Сегодня число буддистов в этих городах, согласно официальных опросов, составляет около 1% их жителей. Официально тот же % составляет число буддистов в масштабе всей страны. Я бы посомневалась, так как даже в моём #ближнем_кругу досточно много людей если не являющихся горячими сторонниками по вероисповеданию, то хорошо подкованными в вопросах буддизма в интеллектуальном плане.

Число последователей дзэн в России очень невелико, как и число общин дзэн.
Дзэнской школой, имеющей наибольшее число последователей в России, является корейская школа Кван Ум.

 

РЕРИХ и СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ
Очень показательным примером в плане сложных переплетений судеб России и буддизма служат взаимоотношения семьи Рерихов и Советской власти с многократными поворотами на 180 градусов.

После октябрьской революции Николая Константинович Рерих стоит в открытой оппозиции к Советской власти.
Будучи за границей, он пишет обличительные статьи в эмигрантской прессе.

Впрочем, у Николая Константиновича и с Далай-ламой не всё ладится. На Тибет изначально планировалось отправить Агвана Доржиева и Лама превосходно относился к нему и «ургинским друзьям» Козлову, но совсем не доверял «Западному далай-ламе», каковым самопровозгласил себя Рерих. Далай-лама так и не допустил к себе художника в 1923г., и тот вынужден был вернуться из многолетнего путешествия ни с чем.
НО вскоре взгляды Рериха по отношению к Советской России меняются, большевики становятся идеологическими союзниками. Осенью 1924г. Николай Константинович встретился с полпредом Н.Н.Крестинским и его помощником Г.А.Астаховым в представительстве СССР в Берлине. И его идеологическая близость к коммунизму находит проявление в литературе. Монгольское издание «Общины» 1926г.изд. (одна из книг Агни-Йоги) содержит частые упоминания о Ленине, проводятся параллели между коммунистической общиной и буддийской. Когда же Рерихи вновь отворачиваются от коммунизма, все абзацы о Ленине исключаются из рижского переиздания книги 1936 года. Так в параграфе 64 «Общины» 1936г. уже нет слов, что были в издании 1926г.: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса».
В Хотане у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина».
Дары Рерих вручает лично наркому Чичерину в июне 1926г., тот передал их в Институт Ленина. В число даров входило несколько картин и «Община» 1926г.изд. - одна из книг Агни-Йоги, в которой автор неоднократно обращается к образу В.И.Ленина в ключе «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса». На картине «Гора Ленина» зритель видит чётко прорисованный облик Ленина меж двух крыльев белого хребта. Позже её переименуют в «Явление срока», однако в Москве она фигурировала под названием, собственноручно прописанным в дарственной самим Рерихом - "Гора Ленина"...
"Гора Ленина высится конусом между двух крыльев белого хребта. Лама шепчет: «Ленин не был против истинного буддизма»"

 

МУЗЕЙ РЕРИХА в Москве.
Вместить всю сложность общения Рерихов с Советской властью в мизерные объемы одной статьи невозможно.
Тем не менее,
неоспоримым является тот факт, что Агни-Йога долгие годы находилась вне доступности, то есть в забвении для широких масс. Следующий виток актуализации наследия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов случился в 1987г., когда сын Святослав поднял вопрос о необходимости создания музея и в 1989г. получил одобрение московских властей на размещение экспозиции в особняке Лопухиных в Малом Знаменском переулке г.Москвы.

В этом же году создаётся Советский фонд Рерихов. Впрочем, учредителями фонда становится такое множество юридических лиц, что в последствии приведёт к тяжбе за наследие художников.
В 1990 году Святослав Рерих передает фонду коллекцию картин, архивных документов и личных вещей.

После смерти Святослава Рериха (30.01.1993г.) его супруга Девика Рани Рерих  подаёт запрос правительству России об организации в усадьбе Лопухиных Музея Рерихов в качестве филиала Музея Востока.

04.11.1993г. председатель правительства В. Черномырдин подписывает указ «О создании Государственного музея Н.К.Рериха», согласно которому Музей Востока откроет свой филиал в помещениях усадьбы Лопухиных.

В начале своей деятельности музей располагает коллекцией, принадлежавшей Советскому фонду Рерихов, и находится в ведении Международного центра Рерихов. Первая экспозиция состоялась 12.02.1993г.

НО из-за проблем с финансированием и нестабильности политической власти музей не удалось открыть в нужные сроки, и в усадьбе размещается уже не Музей Н.К.Рериха, а общественная организация Международный центр Рерихов - МЦР. Спонсором центра становится меценат Борис Булочник, по инициативе которого была проведена полная реконструкция здания особняка. Так же на реставрацию внутренних помещений особняка денежные средства собирались общественностью.
В 1997г. при МЦР открылся музей Н.К.Рериха, первым директором которого становится востоковед Людмила Шапошникова.

Увы, с начала 2000-х между Музеем Востока и Международным центром Рерихов начались судебные тяжбы по оспариванию права на владение коллекцией картин Николая и Святослава Рерихов и правомерность занятие особняка Лопухиных. МЦР оспаривал входящие в состав музея 282 картины, выставляемые в передвижной выставке Святослава Рериха в 1980-е.
После смерти художника коллекция осталась бесхозной и собрание работ перешло на хранение в музей.
Согласно судебным решениям, с 2014г МЦР лишился права претендовать на имущество Советского фонда Рерихов, вместе с этим он лишился и права на владение принадлежавшими фонду картинами.
В 2017 году в центре прошли обыски по делу Бориса Булочника, экс-главы «Мастер-банка», члена правления МЦР, изъятые при этом картины были отправлены на экспертизу в Музей Востока.
В том же 2017 году по решению суда центр был выселен из занимаемых помещений усадьбы Лопухиных...

С 2016г. является филиалом Государственного музея Востока.

С 2019 года Центр-Музей им.Рериха располагается на ВДНХ в павильоне № 13 (в прошлом павильон «Здравоохранение»). Музей обладает одной из крупнейших в России коллекций картин Николая и Святослава Рерихов, а также крупнейшим в России архивным фондом о деятельности семьи Рерихов.
Экспозиция состоит из более чем 800 художественных и графических произведений Николая и Святослава Рерихов. Представлено так же собрание предметов декоративно-прикладного искусства России, Тибета, Монголии, Египта и Индии, мемориальные вещи, а также обширный архивный фонд литературного наследия семьи Рерихов, включающий в себя документы рериховских учреждений и организаций.
Собрание было сформировано на основе нескольких источников:
- дары Музею Востока от искусствоведа Кэтрин Кэмпбелл (1977, 1979),
- коллекции картин Николая и Святослава Рерихов, поступившей в Музей Востока в 1993г.,
- коллекции бывшего Советского фонда Рерихов, поступившей в Музей Востока в 2017г.

 

КТО КРОМЕ…   Рерихов?

Глубоко ошибочно полагать, что только стараниями семьи Рерихов сохраняется интерес к буддизму. Точнее было бы сказать, что трудами и стараниями одного из первых буддологов Федора Ипполитовича Щербатского сохранены многие знания. Потомкам осталось в наследие воплощение его проектов.

Существует обстоятельство, благодаря которому имя Ф.Щербатского должно стать путеводным для многих из востоковедов и адептов буддизма. Дело в том, что «восточный проект», некогда вынашиваемый им и его единомышленниками, остался неосуществленным, несмотря на свою заманчивость и прекрасную альтернативу, оказавшемуся тупиковым после «западного выбора» России. Разумеется, сегодня речь должно вести не столько о протекторате, сколько о равноправном партнёрстве с государствами, принадлежащими к буддийской цивилизации. Той самой цивилизации, частью которой  является и Россия с её буддийскими народами, населяющими Сибирь, Поволжье и центральную часть страны, и прекрасной востоковедческой школой.

Федор Ипполитович заслуживает отдельного внимания, даже в качестве обычной статьи, что непременно будет.

Увы, 2022 год внес разобщенность не только между странами, но даже внутри семей формируются «лагеря» оппозиционеров, рвущих ЦНС друг другу и сотрясая воздух в политических баталиях...

Военные действия никогда не способствовали продвижению культурных межэтнических связей,

когда забываются не только дружественные связи, но и корни, объединяющие славянские народы,

когда оскверняются храмы и боевики считают возможным разграбление только по принципу «Русский православный храм или Украинская церковь?»,

когда обстрелы ведутся на протяжении 8 лет по жилым домам, детским садам и школам, но и по больницам, по машинам с символикой мед.служб,

когда намеренно и неоднократно провоцируются сбои в работе систем охлаждения атомных реакторов на ЧАЭС, имеющих глобальные последствия, куда более серьезные чем авария 26.04.1986г.,

когда с ужасом вникаешь в суть разработок 33 биологических лабораторий, запущенных практически у порога и/или под окнами твоего дома…

… Втрое сильнее хочется погрузиться в работу по изучению чего-то мирного, приносящего благо людям, но ни как всё вот это…

 

Хочется верить, что научная школа, созданная Ф.Щербатским, не канула в пустоту и небытие.

Во-первых, остались его труды — свыше 60 обстоятельных и кропотливых работ, в их числе 6 монографий.

Во-вторых, не все ученики Фёдора Ипполитовича были расстреляны или сгинули в ГУЛАГе.

И так жаль упущенного  времени, когда были  живы

не только тибетолог, индолог, буддолог Борис Владимирович Семичов (увы, 08.11.1900 – 15.01.1981г.),

но и филолог Иосиф Абгарович Орбели (20.03.1887-02.02.1961г.), ставший академиком и директором Государственного Эрмитажа,

индолог Алексей Баранников (09.03.1890г – 04.09.1952г.), основатель школы изучения современных индийских языков в СССР, возглавивший в 1938 году Институт востоковедения (его не коснулись репрессии),

лингвист Борис Александрович Ларин (05.01.1893 – 26.03.1964г.), специалист по истории русского языка, санскриту, литуанистике, социолингвистике,

монголовед Борис Иванович Панкратов (12.03.1892 – 28.08.1979г.), сделавший русский перевод «Сокровенного сказания монголов»,

обожаемая мною Светлана Васильевна Жарникова (27.12.1945-26.11.2015г.)

и другие прославленные учёные, кто желал и мог работать в своих направлениях, расширяя границы миропонимания людей.

Ваша #Ива NN овна


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!