ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ОБНОВЛЕНЦЫ



Коснёмся точечно некоторых

ПЕРЕПЛЕТЕНИЙ ИСТОРИИ БУДДИЗМА с ИСТОРИЕЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

- Все знакомы со сказаниями о Белом Царе? - Ну, в большей или меньшей степени. Правда никто так и не смог обозначить четко территории и границы его правлений, как и годы этого правления.

- При чем тут Белый Царь? - Терпение, друзья мои.

В 1741г. благодаря Указу, изданному местным сибирским органом власти от лица верховного монарха, буддизм в Российской империи получил косвенное  признание. Указ скорее имел ограничительный характер (в нем фиксировалось количество буддийских монастырей и лам). На деле данный документ не нес официального признания буддизма в Российской империи, но давал привилегии ламам и «фактически легитимировал буддийское духовенство».
Авторитетный историк Н.В.Цыремпилов высказывает мнение, что указ был написан в период регентства Анны Леопольдовны, а вот сведения о том, что был издан от лица Елизаветы II, являются «либо ошибочными, либо обусловленными политической конъюнктурой».
В 1764 году Екатерина II учреждает пост Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. И скорее именно это событие считается признанием буддизма одной из государственных религий России.
Спустя два года, в 1766г. буддийское духовенство объявило императрица Екатерину II воплощением Белой Тары на земле - земным воплощением одной из главных бодхисатв. Первый пандита-хамбо-лама, Дамба Доржи Заяев, на аудиенции поклонился ей в ноги, как божеству, и с той поры все хамбо-ламы приносили специальную присягу на верность «Белому царю», при личной встрече простирались перед ним/ей.
Убежденность в проведении такой церемонии прошагала с буддистами через века, и даже в нашем XXI веке, точнее в 2009г., перед визитом Д.Медведева (тогда президенту РФ) в Иволгинский дацан близ Улан-Удэ в Бурятии ламы сообщили, что собираются признать Медведева воплощением одного из самых почитаемых божеств буддийского пантеона — Белой Тарой... От обряда простирания президент решил отказаться, но уверил лам, что относится с уважением к традициям буддистов.

После возведения Императрицы в ранг Белой Тары сведений о судьбах буддизма в России крайне мало. Даже Википедия даёт лишь сухую ремарку между 1746г. и началом ХХ века:

«Манифестом императора Павла Петровича от 18.03.1797г. и указом императора Александра Павловича от 22.07.1822г. вновь было подтверждено разрешение свободного исповедания и распространения буддизма»

Проведем  краткий ЭКСКУРС в ИСТОРИЮ

В Российскую Империю буддизм пришел в XVII—XVIII веках, когда началось завоевание Бурятии, а в Забайкалье и низовьях Волги осели многочисленные группы баргу-бурят и калмыков (ойратов).

Закрепилось мнение, что на территории современной Российской Федерации  именно Бурятия, Калмыкия, Забайкальский край, Алтай, Тыва, Иркутская область - исконные буддийские регионы.

Буряты, которым учение принесли соседние монгольские народности, наиболее близки к канонической школе Гелуг (Гелугпа). Они верят в то, что наиболее достойные духовные учителя (тулку) переходят, заново рождаясь, из одной земной жизни в другую.

Алтайская разновидность буддизма, сформировавшаяся под влиянием шаманизма и православия, по сути представляет собой даже не двоеверие, а троеверие. С шаманскими верованиями сплетался буддизм и в религиозных представлениях калмыков и тувинцев.

В ходе археологических раскопок на землях, где раньше проживал бохайский народ (Бохайское царство – земли сегодняшнего Приамурья и Приморья) найдены многочисленные статуэтки Будды, бодхисатв и пр. предметы, имеющие прямое отношение к буддизму.

 

НА РУБЕЖЕ XIX- XX ВЕКОВ

Популярность буддизма в Петербурге, Москве и других крупных городах была значимее, чем просто мода. Во второй половине XIX столетия древнее восточное учение буквально заворожило творческих людей и служителей науки – от молодого поколения студентов и аспирантов до преподавательского эшелона мужей почтенного возраста и опыта.

Наличие трёх буддийских регионов в составе империи и непосредственная близость других стран с буддийской культурой способствовали формированию одной из самых сильных в мире востоковедческих школ именно в России.

Благодаря в первую очередь профессору Федору Ипполитовичу Щербатскому зарождалась блестящая отечественная школа русской буддологии. Санскрит и тибетологию начали изучать не только в Московском, Петербургском, Казанском и даже Харьковском университетах, но и в других крупных научных центрах. Открывались кафедры санскритологии, тибетологии, синологии, переводились важнейшие буддийские трактаты, снаряжались экспедиции в буддийские регионы Империи и страны Азии.

Труды В.П.Васильева (1818-1900г.) и Ф.И.Щербатского (1866-1942г.), Е.Е.Обермиллера (1901-1935г.), других выдающихся отечественных востоковедов до сих пор служат образцами для учёных всего мира.

В 1915г. при активном содействии ведущих буддологов, при поддержке царского правительства бурятский лама Агван Лобсан Доржиев (духовный наставник и посол Далай-ламы XIII) построил Буддийский храм в Санкт-Петербурге. Дацан Гунзэчойнэй, что по-тибетски означает «Источник святого учения Будды, сострадающего всем».Дацан возведен по проекту одного из главных зодчих петербургского модерна, Г. В. Барановского, который в этой своей работе следовал канонам тибетской храмовой архитектуры. Храмовые витражи выполнены по рисункам Н. К. Рериха. Гунзэчойнэй стал первым в европейской части России буддийским храмом. Долгие десятилетия он был самым северным буддийским храмом в мире, пока в 2014г. не открылся дацан в Якутске.

Кроме того, лама Агван  Доржиев активно знакомил с буддизмом широкие слои просвещённого общества европейской части России и западных европейце. Вспомните стихотворение «Буддийская месса в Париже» Иннокентия Анненского, написанные под воздействием священно служения ламы Дорджиева в столице Франции.

К 1917г. буддизм занимал одно из господствующих мест в духовной жизни народов Забайкалья. Его исповедовало почти всё проживающее здесь бурятское население (около 160тыс. человек). Действовало 44 дацана, 144 малых храма, в которых насчитывалось около 16тыс. монахов-лам.

Кажется, что в начале ХХ века буддизм переживает эпоху расцвета в России.

Увы, скоро всё рухнет, и только в 1989г. будет создана группа буддологии в Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН под руководством В.И.Рудого — первое со времен Щербатского, официально оформленное буддологическое направление. Вновь появятся отделения и кафедры буддологии в нескольких университетах, и процесс восстановления востоковедческой науки активизируется с новой силой. В 1997 г. БИОН СО РАН переименуют в Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИМБТ СО РАН).

 

Какие разные периоды и колоссальные перепады во взаимоотношений буддистов в Российской империей ожидают адептов этой религии в годы Советской власти? - Будет всё
от повальной увлеченности в среде творческих людей и служителей науки,
до массовых репрессий, разграбления дацанов и ступ, подпольное существование буддизма и умелое варьирование со стороны официальных властей духовными ценностями буддистов в угоду политике государства - по несколько витков за один только ХХ век.

ЕСЛИ
во второй половине XIX века древнее учение захватывало умы, люди увлеченно изучали его, приветствовалось открытие отечественная школа русской буддологии, санскрита и тиббетологии, шло возведение дацанов и ступ, отправлялись экспедиции в буддийские регионы

ТО
Октябрьская революция обострила назревающий внутренний раскол и грянула репрессиями чуть не до полного уничтожения буддизма, впрочем, как и других официальных религий на территории СССР (христианства, иудаизма, мусульманства).

 

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ОБНОВЛЕНЦЫ

В нач.XX века в среде бурятских буддистов возник раскол, как попытка реформировать, «обновить» буддийскую общину. Нескольких лам и просветителей, в том числе и Агвана Доржиева призывали вернуться к «древним идеалам чистоты нравов и бескорыстия».

Октябрьская революция обострила конфликт. Теперь обновленцы доказывали, что коммунизм и буддизм идейно близки - оба учения провозглашают равенство людей и призывают к альтруизму и бескорыстию. Впрочем, у них была и вполне практическая, даже жизненно важная задача — сторонники Доржиева стремились реорганизовать структуру духовенства так, чтобы и сам буддизм, и те, кто его исповедуют, сумели уцелеть при новой власти.

Первый Всесоюзный собор буддистов СССР в январе 1927г. ознаменовал практически полный триумф обновленцев, но традиционалистам удалось провалить предложение учредить Всесоюзное духовное управления буддистов СССР. Вместо этого было создано временное представительство буддийского духовенства с резиденцией в ленинградском дацане.

В  августе 1928г. в Верхнеудинске (сегодня Улан-Удэ) был созван Третий съезд буддистов Бурятии. Его постановление содержало поистине верноподданнические слова: «…поддержка Советской власти и выполнение принятых ею мероприятий являются священной обязанностью всех буддистов и монашествующих». Но ни реформы, ни заверения в преданности не уберегли буддистов от обрушившихся на них в скором времени бед.

 

ГОНЕНИЯ НА БУДДИСТОВ в СССР

Массовые репрессии на буддистов начались около 1929г. В «пятилетку безбожия» (в 1930-ые) правительство СССР предприняло меры по борьбе религиями, в том числе и с буддизмом.

Дацаны и ступы захватывали, подвергали разграблению и разрушениям, сжигалось всё, даже священные изображения и книги. К 1936г. из 200 храмов действовали едва ли несколько десятков. В Тыве и Калмыкии сожгли все дацаны. К 1941г. в стране не сохранилось ни одного действующего дацана. Огонь не смог уничтожить только каменный Хошеутовский хурул князей Тюменей в Калмыкии и отдельные фрагменты кладки стен Чаданского хурэ в Тыв, но проводить службы в дацанах было некому - лам арестовывали, ссылали, расстреливали, объявляя врагами народа и шпионами. Репрессиям подверглись примерно 25 тысяч представителей буддийского духовенства. 85-летний Агван Доржиев не избежал общей участи, через несколько месяцев после ареста он умер в тюремной больнице Верхнеудинска в январе 1938г.

В 1930-е годы наступил период гонений как на буддизм, так и на буддологию. Почти на два десятилетия в России прекратились буддологические исследования.

Частичное возрождение буддизма и буддологической традиции началось в 1950-1960-е годы, но на официальном уровне они были реабилитированы лишь на рубеже 80—90-х годов.

Бидия Дандарон смог в семидесятые годы организовать среди учёных-буддологов небольшую буддийскую группу, против которой начался судебный процесс. В 1972 году Дандарон был осуждён, и власти стали относиться к буддологии с большой подозрительностью. Но об этом чуть позже.

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!