О герое рассказа Мопассана «В полях»



Прежде всего надо ответить на вопрос: кто же из персонажей является героем (героями)?

В начале рассказа на эту роль как будто могла бы претендовать дама из города: именно она тот человек, который остро ощущает определенную недостачу — ей нужен ребенок. Но, получив желаемое, она исчезает из нашего поля зрения и появляется, да и то на короткое время, лишь в конце. Вообще, как мы установили выше, основной объект изображения в новелле — крестьянская среда, причем изображается она изнутри, а не извне; следовательно, эпизодически появляющаяся дама на роль героя не годится.

Согласно концепции Ю.М. Лотмана, некоторые элементы которой мы изложили выше, относительная свобода и подвижность героя реализуются в том, что он пересекает запретную для всех остальных границу, разделяющую два подпространства текста: «Подвижный персонаж — лицо, имеющее право на пересечение границы. Это Растиньяк, выбивающийся снизу вверх, Ромео и Джульетта, переступающие грань, отделяющую враждебные «дома», герой, порывающий с домом отцов, чтобы постричься в монастыре и сделаться святым, или герой, порывающий со своей социальной средой и уходящий к народу, в революцию. Движение сюжета 15, событие — это пересечение той запрещающей границы, которую утверждает бессюжетная структура» 16.

Следуя этой концепции, надо было бы признать героем Жана Валлена — того самого, которого купили и увезли в город и который возвращается двадцать лет спустя в коляске, с золотой цепочкой от часов на жилете. Но он не может быть героем по тем же причинам, что и дама — его приемная мать. То есть он мог бы быть героем другого произведения, возможно целого романа, о том, как взятый из деревни мальчишка превращается в этого самого молодого человека с золотой цепочкой, как складываются его отношения с приемными родителями, что он думает о своем положении, как этот «человек не на своем месте» ощущает себя в городском мире, и т.д. Но рассказ-то не об уехавших, а об оставшихся в деревне!

Тогда, может быть, герой новеллы — тот мальчишка, которого не отдали (хотя могли отдать) и который в самом конце уходит из дома — «пересекает границу»? Это уже ближе к истине. Но для героя, он, пожалуй, слишком поздно появляется на авансцене.

Пожалуй, наиболее точный ответ будет звучать так: героями рассказа являются семьи, обе семьи. Хотя вначале они ровным счетом ничем не отличаются от окружения (и почти не отличаются друг от друга), они, и только они, обладают теми признаками, которые, согласно нашему определению, отличают героя от других персонажей: они все время в поле зрения, они суть субъекты конфликтной ситуации и они действуют, пусть не по своей инициативе, но совершая при этом акт свободного выбора, определенный поступок: одна семья отказывается уступить ребенка (а могла бы согласиться), а другая соглашается (а могла бы отказаться). Этим они и отличаются от окружения. Если уж надо выбирать между семьями, то та, которая отказалась, в несколько большей степени может рассматриваться как герой рассказа, поскольку больше, чем другая, «испытывает недостачу»: помимо материальной нужды, от которой другая семья избавилась, она остро переживает конфликт, который возник между семьями.

Что же значит, что Мопассан берет именно таких героев и именно так организует исходный конфликт? Каков художественный смысл этих авторских решений? Пока на эти вопросы ответить трудно, надо будет внимательно проанализировать развитие фабулы, поведение персонажей, его мотивы и конечный итог — развязку. Сейчас же можно сформулировать лишь сугубо предварительные соображения. Крестьяне как будто предстают в этом рассказе как пассивная и до поры до времени внутренне однородная среда — и движение, и внутренние противоречия возникают в результате контакта с городским пространством. Кроме того, тот факт, что герои — семьи, может навести на мысль, что, с точки зрения автора, крестьяне в их «естественном» состоянии, до контакта с городом, еще не заражены тем индивидуализмом, который разъедает городскую буржуазную семью.

Из сказанного в этом параграфе следует сделать два вывода, важных для понимания не только самого рассказа, но и структуры фабулы вообще:

1. Героем литературного произведения может быть не только отдельный человек, но и группа персонажей.

2. Среди персонажей художественного текста нередко встречаются «двойники» — люди (или группы), в ряде отношений очень сходные друг с другом, но различающиеся в каком-то одном, весьма существенном. Они как бы проигрывают два варианта одной и той же судьбы — «двойник» героя показывает, что могло бы получиться, если бы герой пошел по другому пути (как в рассказе, который мы рассматриваем), или своей схожестью и одновременно несхожестью с героем подчеркивает различие. Так, в нашем литературоведении высказывалась мысль, что если бы в «Герое нашего времени» не было Грушницкого, Печорин мог бы быть принят за него, т.е. за пародию на самого себя, тогда как он настоящий.

А в «Утраченных иллюзиях» Бальзак дает сразу три варианта судьбы поэта: это Люсьен Шардон, главный герой, Эжен Лусто, бывший поэт, ставший продажным журналистом, т.е. прошедший до конца тот путь, по которому Люсьен делает первые шаги, и Даниэль д'Артез, сохранивший в чистоте свой идеал.

Типы коллизий

Противоречие, испытываемое героем и лежащее в основе фабульного действия, полезно охарактеризовать еще с одной точки зрения. Герой кому-то или чему-то противостоит — это ясно. Но при этом борется он с враждебными силами один (пусть даже поддерживаемый своими личными союзниками) и только за себя или же в составе какой-то большой социальной группы за ее интересы? Преследует ли он свои сугубо личные цели, или его цели в общем совпадают с целями группы?

Коллизии того и другого типа, индивидуальные и коллективные, частные и общественные, можно обнаружить в литературе самых разных эпох. Общественные конфликты характерны в первую очередь для произведений о войне и революции. Думается, что примеры приводить нет надобности — каждый легко найдет их сам. Ясно, что общественные коллизии в литературе могут нести самую различную идеологическую нагрузку. Они имеют большое общественное звучание в те исторические эпохи, когда впервые осознается или с особой силой вновь переживается общность интересов народа или класса. Можно предположить, что такое звучание должно было иметь «Слово о полку Игореве», в котором выражается сознание единства русского народа и формулируется призыв к объединению княжеств против общего врага. Нет необходимости специально говорить о той общественной роли, которую сыграла советская литература в годы Великой Отечественной войны, а также французская литература Сопротивления. А для развития общественного сознания в последней четверти XIX — начале XX в. огромное значение имели произведения, которые ввели в художественную литературу тему борьбы рабочего класса, такие, как «Жерминаль» Золя и «Мать» Горького.

Что касается сугубо частных коллизий, то их всегда было много во всех жанрах французской литературы (кроме, пожалуй, эпической поэмы). В XVII—XVIII вв. они особенно типичны для «буржуазных жанров» — комедии и романа, а в XIX в. решительно преобладают и в прозе, и в драматургии, независимо от того социального пространства, которое изображается. Все это легко, объяснимо, так как индивидуальные коллизии, когда герой борется только за себя, непосредственно отражают жизненные конфликты, типичные для дореволюционной буржуазной среды и утвердившегося буржуазного общества. Поэтому, в частности, так характерны для французского романа XIX в. герои-карьеристы, враждующие со всем миром.

Не было бы недопустимым упрощением считать, что сугубо частный конфликт в литературе всегда имеет своей подоплекой «буржуазный индивидуализм», иначе нам пришлось бы зачислить в буржуазные индивидуалисты и Гамлета, и Дон Кихота, и Ромео и Джульетту, и Анну Каренину, и князя Мышкина, и Жана-Кристофа, и многих других, без которых человечество было бы духовно неизмеримо беднее. Нельзя забывать и то, что частный конфликт может иметь большое общественное звучание; классический пример тому — постановка «Женитьбы Фигаро» в 1784 г. в Париже, ставшая настоящей предреволюционной манифестацией.

Если сугубо индивидуальный конфликт — явление частое, то общественные коллизии в чистом виде встречаются относительно редко, они, как правило, осложнены индивидуальными. Уже в «Илиаде» на фоне общего конфликта — Троянской войны — разыгрывается частный — между Ахиллом и Агамемноном (Агамемнон отнял у него пленницу Брисеиду, и обиженный Ахилл перестал сражаться на стороне ахейцев); В «Песни о Роланде» противостоят друг другу не только франки и сарацины (общественный конфликт), но и (внутри лагеря франков) безрассудно храбрый Роланд и благоразумный Оливье, не говоря уже о предателе Ганелоне, замыслившем погубить Роланда. Со своим окружением постоянно конфликтует Григорий Мелехов — и тогда, когда он с белыми, и тогда, когда с красными. В романе Р. Вайяна «Бомаск», где основной конфликт — борьба рабочих с хозяевами предприятия, и в том, и в другом лагере есть персонажи, в некоторых отношениях противостоящие своему окружению; к ним относится и главный герой, по имени (точнее, прозвищу) которого назван роман.

Другая оппозиция, в определенном смысле подобная только что описанной, может быть сформулирована так: является ли конфликт целиком внешним или же, хотя бы в какие-то моменты действия, также и внутренним? Борется ли герой только с другими или также с самим собой?

Герой сказки обычно не знает сомнений и во всяком случае не терзается внутренними противоречиями; то же можно сказать, хотя и с некоторыми оговорками, о типичном герое авантюрного романа. Но в произведениях более сложной структуры уже с очень давних времен внутренний конфликт если не обязательный, то во всяком случае частый элемент фабулы.

Конфликт между субъективными чувствами и устремлениями, с одной стороны, и долгом, с другой, — непременный атрибут трагедии; примером мог бы служить любой текст Расина или Корнеля из названных в § 45. Внутренний конфликт — явление, типичное и для «серьезного» романа нового и новейшего времени. Пожалуй, именно колебания и сомнения примиряют нас с героями-карьеристами и делают их интересными, в какой-то мере даже близкими нам: Жюльен Сорель, не знающий сомнений и не преодолевающий себя на каждом шагу, был бы отвратителен.

Почему нас привлекают внутренние противоречия литературных героев? Почему «железобетонный» герой, никогда не колеблющийся, не сомневающийся в правильности своих решений и не испытывающий угрызений совести, обычно не волнует? Возможно, это объясняется тем, что внутренние конфликты вообще свойственны человеку, во всяком случае, подавляющему большинству людей, и это самое сложное, с чем нам приходится сталкиваться. Кроме того, они, надо думать, универсальны: обстоятельства, в которых протекает внешняя, практическая деятельность героя и сама эта деятельность, могут быть нам глубоко чуждыми; но субъективное переживание любой деятельности и ее результатов, в частности внутренне противоречивый по самой своей природе процесс принятия решения, протекает по каким-то единым схемам у людей разных эпох и культур. Конфликт между чувством и Долгом, переживаемый трагическим героем XVII в., может быть понятен и близок читателю XX в. Общечеловеческое содержание литературного образа проявляется прежде всего на уровне душевных движений.

А теперь, как обычно, два слова о коллизии (или о коллизиях) в рассказе Мопассана. Прежде всего, сколько их? Будем считать, что три: между людьми из города и крестьянами, между двумя семьями и, наконец, между сыном и родителями. Забегая несколько вперед, скажем, что главная из них — вторая; первая выступает как предпосылка ее возникновения, а третья — как окончательное разрешение. Как главную, так и обе ей подчиненные следует рассматривать как частные, хотя героями выступают семьи (как было сказано выше, общественный конфликт характеризуется вовлеченностью в него большой социальной группы — народа, класса, коллектива предприятия, экипажа корабля и т.п.).

Эти коллизии в основном являются внешними, по крайней мере, таково первое впечатление. Лишь в первой коллизии присутствует намек на внутренний конфликт: Ils gardèrent longtemps le silence, torturés, hésitants. He исключено, однако, что в дальнейшем нам придется пересмотреть это суждение. Поэтому с выводами пока подождем.


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!