Противоречие как источник действия и членение фабульного пространства



Итак, мы рассмотрели возможные ответы на вопрос кто? в одном, социологическом аспекте. Этим аспектом характеристика героя и остальных персонажей отнюдь не исчерпывается; однако, прежде чем говорить о других сторонах этого компонента фабулы, необходимо рассмотреть ряд вопросов, связанных с самим действием, ведь персонажи имеют смысл и интересны нам в первую очередь как актанты, субъекты каких-то деятельностей, какого-то поведения. Человек определяет себя в действии, это верно и в жизни, и в литературе.

Как было сказано выше, практически любая фабула сводится к тому, что с человеком или с людьми происходит что-то интересное. А что бывает интересно читателю? Интересное в литературе должно быть созвучно тому, что волнует людей в жизни.

В жизни нас волнуют прежде всего противоречия, конфликтные ситуации с заранее неизвестным исходом. В этом, видимо, психологический смысл и интерес таких сугубо условных и отвлеченных от реальной жизни зрелищ, как футбольный и хоккейный матчи. Почему игрокам интересно играть, а зрителям — смотреть? В конце концов, от того, что мяч (шайба) пересечет или не пересечет какие-то условные линии и сколько раз это произойдет, в практическом плане ровно ничего не изменится! Игра интересна лишь потому, что она моделирует жизнь, жизненные конфликты, противоборства с их напряжением, их перипетиями, неожиданными поворотами. Так и в литературе — нам интересны человеческие противоречия и пути их преодоления. Поэтому в основе фабульного построения эпических текстов всегда какой-то конфликт, какая-то коллизия.

К этому можно добавить еще одно соображение. Если, как об этом говорилось выше, искусство несет гармонию в мир, преодолевает хаос, дает образ закономерного мира, то вполне естественно, что фабула строится вокруг какого-то «беспорядка», какого-то противоречия, которое вначале возникает, а затем закономерно разрешается. Готовая, а не добытая (причем дорогой ценой!) гармония не убеждает, нужно, чтобы она спорила с хаосом и побеждала.

Коллизия, лежащая в основе фабулы, как правило, имеет общественное — в широком смысле слова — значение. Интересен не сугубо единичный случай, не то, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (у Гоголя это пародия на настоящий конфликт 6), а что-то такое, что может произойти со многими. Поэтому часто за героем — субъектом конфликтной ситуации — стоит какая-то группа, какой-то тип людей или тип отношения к миру, какое-то «пространство» (в том числе нередко, но далеко не всегда, социальное), противопоставленное другому. Как пишет Ю.М. Лотман, «в основе внутренней организации элементов текста, как правило, лежит принцип бинарной семантической оппозиции: мир будет члениться на богатых и бедных, своих и чужих, правоверных и еретиков, просвещенных и непросвещенных, людей Природы и людей Общества, врагов и друзей. В тексте эти миры... почти всегда получают пространственную реализацию: мир бедняков реализуется как «предместья», «трущобы»,: «чердаки», мир богачей — «главная улица», «дворцы», «бельэтаж». Возникают представления о грешных и праведных землях, антитеза города и деревни, цивилизованной Европы и необитаемого острова, богемского леса и отцовского замка» 7.

Как, на какие пространства членится микрокосм фабулы и соответственно какого рода конфликты в нем являются ведущими, составляет очень важную характеристику текста. Мы уже говорили в предыдущем параграфе, что социальная характеристика героев и среды имеет первостепенное значение для реализма, и в этом смысле рассказ Мопассана «В полях» дает классический пример двух противопоставленных друг другу социальных пространств — деревенского и городского. Но, как видно уже из только что приведенной цитаты, общее фабульное пространство текста может члениться и на совершенно иных основаниях. Так, например, пространство русской волшебной сказки отчетливо делится на два подпространства: «дом» и «лес» 8; в «Илиаде» противостоят друг другу греки (ахейцы) и троянцы; в «Песни о Роланде» — франки и сарацины; в «Окассене и Николетт» влюбленные (и те, кто им помогает) противостоят враждебному любви миру, в «Манон Леско» мир плутовства противостоит миру «порядочных людей», а в «Госпоже Бовари» романтические фантазии героини сталкиваются с буржуазной и вдобавок провинциальной повседневностью; в романах Мориака мир обычно членится на одержимых (ardents) и равнодушных (tièdes), но к этой оппозиции добавляется другая, более поверхностная, — между верующими и неверующими.

Вообще простая бинарная оппозиция далеко не всегда охватывает с достаточной полнотой структуру фабульного пространства текста, особенно если речь идет о произведении большом, многоплановом; да и в небольшом рассказе, как мы увидим чуть ниже, система противопоставлений бывает достаточно сложной. Кроме того, первоначальное деление фабульного пространства в ходе развития действия может быть опровергнуто, снято и заменено другим. Так, например, в «Современной истории» Анатоля Франса противопоставление монархистов республиканцам, вначале представляющееся основным, постепенно снимается и заменяется тем, которое отражает поляризацию французского общественного мнения в период дела Дрейфуса: с одной стороны, националисты, реакция, включающая как заговорщиков-монархистов, так и представителей высшей республиканской администрации, а с другой — прогрессивные силы страны; причем в трактовке Анатоля Франса реакционеры, как правило, глупы и слепы, рабы инстинктов и предрассудков, а прогрессисты, дрейфусары — мыслящие, внутренне свободные люди.

Важно понять, что членение фабульного пространства, т.е. задаваемая текстом система противопоставлений отдельных персонажей, людских групп, идей, принципов, мироощущений, — это одна из основополагающих характеристик произведения, в которой непосредственно проявляется авторский взгляд на изображаемый отрезок действительности и на мир в целом. И очень существенно, что эти оппозиции не навязываются писателю извне — автор должен сам выявлять и воплощать в фабуле ведущие противоречия, точно так же как он сам выбирает внешние рамки и социальное пространство действия.

Итак, на этом этапе интерпретации текста нам необходимо понять, во-первых, кто, кому (или чему), по какому признаку противостоит и, во-вторых, что значит, что авторское членение фабульного пространства именно таково.

Рассмотрим с этой точки зрения выбранный нами текст Мопассана. Как уже было отмечено, в этом тексте обнаруживается прежде всего четкая оппозиция двух социальных пространств: деревенского (оно же пространство бедняков) и городского (в данном случае пространство богатых и праздных людей). Реалистический и демократический характер такого членения фабульного пространства очевиден. В предыдущем параграфе мы говорили также, что для того времени изображение крестьянской среды было в известной степени новаторством. С другой стороны, мотив столкновения людей городской культуры с «людьми природы» во французской (да и не только во французской) литературе был уже в то время глубоко традиционным.

Но это столкновение не определяет собой всю фабулу, хотя и лежит в основе действия (в том смысле, что все начинается с него); ведь с определенного момента возникает новое противопоставление уже внутри крестьянского пространства — вражда между двумя семьями, а затем, в самом конце, конфликт внутри одной из семей. Эта вражда (а затем и внутрисемейный конфликт) возникает на этической основе: одна из семей считает, что соседи поступили аморально, уступив за деньги своего ребенка людям из города. К этой ссоре мы еще вернемся, а сейчас важно отметить сам факт того, что Мопассан, преодолевая традиционную схему, изображает крестьянское пространство, изнутри — не только внешнюю противопоставленность его городскому, но и его внутренние конфликты.

Герой

Итак, в каждом эпическом тексте обнаруживается более или менее сложное членение фабульного пространства. Но оно существует не само по себе, а воплощается в персонажах — они выступают как носители разных противостоящих друг другу или совпадающих друг с другом статусов, позиций, устремлений.

Персонажи, если их несколько, обычно не одинаковы по степени внимания, которое им уделяется в тексте, и по той роли, которую они играют в событиях. Как правило, в каждом произведении имеется один или несколько персонажей, которые являются ведущими и по тому, и по другому признаку — героем или героями; рядом с ними есть персонажи второго плана, также играющие более или менее активную роль в развитии действия, но не стоящие в центре внимания автора и читателей; и, наконец, есть персонажи третьестепенные, более или менее эпизодические, играющие в основном роль окружения по отношению к герою или героям. Конечно, это деление не абсолютно: в большом романе, где сплетается несколько фабульных линий, персонажи могут меняться функциями — герой одной из линий может оказаться второстепенным персонажем в другой и наоборот; в таких отношениях находятся, например, Пьер Безухов, Андрей Болконский и Наташа Ростова.

Второстепенные персонажи занимают различные позиции по отношению к герою: одни выступают как союзники или помощники, другие — как противники 9; нередко встречаются ложные друзья (предатели) и неожиданные союзники (например, в «Капитанской дочке» соответственно Швабрин и Пугачев). В текстах с любовной интригой обязателен персонаж, воплощающий желаемое. Один персонаж может совмещать или выполнять последовательно две (и более) функции, например, сначала союзник, а потом противник, или наоборот.

Герой произведения (для простоты будем рассматривать наиболее распространенный случай, когда герой один) — это тот персонаж, о котором сообщается все существенное (с точки зрения данной фабулы), тот, кто чаще всех остальных выступает темой (в лингвистическом смысле слова) повествования. В рассказе о судьбе других, даже важных персонажей, тесно связанных с героем, могут быть пробелы, которые мы воспринимаем как нечто естественное; в судьбе же героя никак не заполненных больших лакун обычно не бывает.

Строго говоря, выбор героя — область не только фабулы, но и сюжета: если два персонажа играют в фабуле примерно одинаковую по важности роль, героем в принципе можно сделать как того, так и другого. Теоретически рассуждая, можно было бы переписать «Анну Каренину» или «Адольфа» Бенжамена Констана так, чтобы героями были соответственно не Анна и Адольф, а Вронский и Элеонора. Подобная трансформация, называемая конверсией, широко распространена в естественных языках: одну и ту же референтную ситуацию, где имеется не меньше двух актантов, можно описать при помощи минимум двух различных предложений, сделав темой (и одновременно подлежащим) либо одного, либо другого: Jean a vendu à Pierre son vélo ↔ Pierre a acheté à Jean son vélo 10. Первая фраза как будто взята из рассказа о Жане, а вторая — из рассказа о Пьере. Конечно, в результате такой трансформации вместо «Анны Карениной» получилось бы совершенно другое произведение, что лишний раз доказывает важность точки зрения повествователя. Но об этом позже.

Помимо того, что герой находится в центре авторского и читательского внимания, он обладает следующими свойствами:

1) герой — основной субъект конфликтной ситуации (коллизии), тот, кого исходное противоречие касается наиболее непосредственно; по определению В.Я. Проппа, герой — это человек, ощущающий «какую-то недостачу» 11; действительно, если понимать «недостачу» достаточно широко, то под эту формулу можно подвести любого литературного героя (читатель сам легко подберет примеры);

2) герой, как правило, активен, он является действователем, «агенсом» семантической структуры текста — отчасти поэтому он и находится в центре внимания; этот признак, однако, менее обязателен, чем первые два.

Интересную точку зрения высказывает по этому поводу Ю.М. Лотман. Он делит всех персонажей на два класса: неподвижных, привязанных к своему пространству, и подвижных; герой-действователь как раз и отличается подвижностью, обусловленной тем, что между ним и окружающим его пространством устанавливаются «отношения отличия и взаимной свободы» 12. «Подвижный персонаж отличается от неподвижных тем, что обладает разрешением на некоторые действия, для других запретные. Так, Фрол Скобеев (герой русской повести XVII в. — К.Д.) обладает другой нормой поведения, чем люди его окружения: они связаны определенными нравственными нормами, от которых Фрол Скобеев свободен. С их точки зрения, Фрол «плут», «вор», и его поведение — «плутовство» и «воровство»... Действующий герой ведет себя иначе, чем другие персонажи, и он единственный имеет на это право. Право на особое поведение (героическое, безнравственное, нравственное, безумное, непредсказуемое, странное, но всегда свободное от обязательств, непременных для неподвижных персонажей) демонстрирует длинный ряд литературных героев от Васьки Буслаева до Дон Кихота, Гамлета, Ричарда III, Гринева, Чичикова, Чацкого» 13.

Сходную мысль, имея в виду прежде всего отличие героя от его окружения, высказывает В.Б. Шкловский: герой — «человек не на своем месте» 14 (хотя он-то, может быть, как раз на своем месте, только другим до поры до времени кажется, что не на своем).

К. большинству известных литературных текстов идея особенности героя, его отличия от окружающей среды прикладывается довольно хорошо; список, который дает Ю.М. Лотман, можно было бы пополнить целым рядом как русских, так и французских героев; среди них нашли бы место и Жюльен Сорель, и Растиньяк, и Люсьен Шардон, и Эмма Бовари, и Жорж Дюруа, и Саккар, и Эварист Гамлен, и Жак Тибо, и Мерсо — герой «Постороннего», и многие другие. Может быть, поэтому среди литературных героев относительно много плутов и карьеристов (из только что названных больше половины принадлежит к последней категории), ведь и те, и другие отличаются тем, что стремятся выбиться из первоначально окружающего их пространства.

Не исключено также, что этим объясняется молодость подавляющего большинства героев: молодости свойственна социальная и иная подвижность, поиск. Наконец, с этим, несомненно, связано то обстоятельство, что действие очень многих произведений начинается с приезда героя в какое-то новое, чужое для него место (характерно, что делающие карьеру герои французских романов XIX в. чуть ли не все провинциалы, приезжающие в Париж). Приезжий по определению является чужим, не таким как все, в том пространстве, где он оказывается.


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!