VIII . ГИДАЦИЙ И ЗАВОЕВАНИЕ ИСПАНИИ 39 страница



"" Ibid. VII. 8. 1. Похожий случай, когда авары проявили милосердие к гражданам Сир-мия, см.: Иоанн Эфесский. VI. 32.

102  Procopius. BG. VII. 35. 9.

103  Ibid. VII. 21. 6sq.

104  Ibid. V. 11. 26; 26. 1. О другом массовом убийстве сенаторов см.: VIII. 34. 3.
1115 Ibid. VI. 21. 39; ср. Вигу. II. Р. 204.

106 Ibid. VII. 20. 23. 107См.:Йе;л.П. Р. 581 п.

me procopius BG. VII. 15. 14. См. также: VII. 19. 34, где описан другой случай мести; ср. VII. 6. 26. Пример непристойной жесткости см.: VII. 30. 21.

109   Ibid. VI. 18. 14; 28. 17.

110   Так у Bury. II. Р. 178.

111   Procopius. BG. V. 7. 30; VI. 7. 17 f.; 12. 17; 24. 14; 28. 6; ср. VII. 15. 9 sqq.; 18. 11; etc.
Но несмотря на Bury. II. P. 236, нет уверенности в том, что у Прокопия (Procopius. BG. VII.
15. 1) упомянуты корабли.

112   Ibid. VII. 9. 4.

113   Ibid. VIII. 31. 18 sqq.
114Ibid. VIII. 35. 24 sqq.

"'Agathias. I. 20 (P. 172. 20 sqq. / Ed. Dindorf), cp. 174. 13.

VII. КОНЕЦ НОРИКА

1 Bury J. B. The Life of St. Patrick. London, 1905; Binchy D. A. St. Patrick and His
Biographers: Ancient and Modern // Studia Hibernica. II (1962). P. 7-173; Hanson R. P. C. St.
Patrick: His Origins and Career. Oxford, 1969.

2   LotterF. Severinus von Noricum: Legende und historische Wirklichkeit. Monographien zur
Geschichte des Mittelalters. Bd. 12. Stuttgart. 1976. S. 201 ff. вслед за ними Wirth G.
Anmerkungen zur Vita des Severin von Noricum. Quaderni Calanesi di Studi Classic! e Medievali.
1,1(1979). S. 217-266, 224, n. 16.

3       Удивительное количество произвольных толкований относительно деятельности Се­
верина можно найти: hotter. Op. cit. 218, 241, 246, 251, et al. Даже Wirth (Op. cit.), который
во многом следует за Lotter'oM, иногда теряется, напр, на с. 265. Критику см.: Prinz F. Zur
Vita Severini // Deutches Archiv. XXV (1969). S. 531-536. Те, кто собирает странные и неве­
роятные теории, не потратят время зря, если прочитают также Kaplan F. Zwichen Antike
und Mittelalter (Miinchen, n. d.). S. 119, где разбойники, известные под именем скамары,
представлены подпольной разведывательной сетью Северина!

* Ом..: Loiter. Op. cit. S. 67 и критическое замечание см.: NollR. Eugippius: DasLebendes heiligen Severin: lateinisch und deutch. Berlin, 1963. Процитированный латинский текст пе­реводится так: «Когда умер Аттила, король гуннов, обе провинции Паннонии и другие места, прилегающие к Дунаю, находились в замешательстве и неуверенности, и как пер­ вый акт, великая борьба разразилась между его сыновьями за контроль над королевством. Эти люди, пораженные болезнью деспотизма, думали, что смерть их отца подходя-


щий случай для совершения преступлений. В это время Северин, идя с востока, пребывал в маленьком городке под названием Астурис».

5 Так же у Vetter E. II Noll. Op. cit. S. 35.

6 Jordanes. Get. 259-263 о Недао, однако точная дата не указана.

7 Летописец Виктор Тоннонснский (Victor Tonnonensis. s. a. 453. 2 (Chron. Mm. II. 185),
если верить ему, относит эту битву к 453 году. Вшу (I, р. 296), Stein (I, p. 336), Ensslin W.
(Theoderich Der Grosse2. Munchen, 1959, 9) точно датируют битву при Недао 454 годом, а
Maenchen-Helfen (The World of the Huns. P. 145-147) показывает, что битва не могла состо­
яться позже, чем летом 455 года.

8 В этой главе цифры в скобках относятся к главам и разделам «Жизни» Эвгиппия.

9 Cons. Italica, 577 (Chron. Min. I. 304); но Моммзен доказывает, что с этим текстом
что-то не в порядке, так что вряд ли стоит продолжать спор.

111 Isidoreus, Etym. XI. 2. 4. О значении этого слова см. Thesaurus Linguae Latinae. I. 797. 61 sqq.; ср. 1126. 29 sqq.

" Iohannes Antiochenus. Frag. 214a (FHG V. 29).

12      Jordanes. Get. 282 sqq.; cp. Schmidt. Ostgermanen 277; Stein. P. I. 356. О дате и месте
остроготского поселения в Паннонии см.: Ensslin W. Die Ostgoten in Pannonien. Byzantinisch-
neugriechische Jahrbucher. VI (1927-1928). S. 146-159.

13      Напротив, hotter. Op. cit. S. 166. 207 ff. 253.

14      В этой работе я не ставлю своей целью идентифицировать древние топонимы. Ана­
лиз на английском языке см.: Haberl J. или Hawkes С. и Greeks S. Celts and Romans.
Archaeology into History. London, 1973. P. 97-149. J. Haberl позже написала работу «Wien-
Favianis und Vindobona» (Leiden, 1978). Археологические заметки об этих городах на анг­
лийском см.: Vetters H. в книге: Barley M. W. European Towns. Their Archaeology and Early
History. London; New York, 1977. P. 261-290. Существование топонима Батавис-Пассау
подтверждает непрерывность городской жизни не более, чем существование топонима
Лондиниум-Лондон.

15      Так, и совершенно справедливо, у Aljoldy G. Noricum. London, 1974. P. 216.

16      loifoedus, который заключили граждане Тибурнии с остроготами (XVII. 4), носил
совершенно иной характер. Это был просто мирный договор, положивший конец войне.
Он не предусматривал расселения федератов в Тибурнии. Schmidt (Op. cit. S. 120) и Stein
(Op. cit. P. 397), считают, что несколько городов Норика приняли федератов и одним из них
был Коммагенис. У Эвгиппия нет и намека на это.

17      Cod. Theod. VI. 8: «de metatis» [лат. о расквартировании].

18      Wirth (Art. cit. P. 232) (в прим. 2) считает «возможным», что солдат нанимали горо­
жане, но не видит, что означает такая «возможность». Bieler в книге: Bieler L. и Krestan L.
Eugippius: The Life of St. Severin. (The Fathers of the Church. Vol. 55). Washington, 1965,
основываясь на I. 3 sq., утверждает, что город «удерживался варварами согласно догово­
ру». Это — неправильное прочтение текста.

19      См.: Cod. Justin. IX. 8. 5; Digest. XLVIII. 4. 3, etc.

20      Так в Vita XXXIII. Ho Schmidt (Op. cit. S. 20) считает, что федераты были ругами, в то
время как Е. Norden (Alt- Germanien. Leipzig; Berlin, 1934. S. 75, Anm. 1) осторожно пред­
полагает, что они могли быть остроготами.

21      Bieler (Op. cit. 59) переводит эту фразу как «их враждебные соседи», и это верно.
Однако Нолл (Op. cit. (см. прим. 4 выше). S. 61) переводит это как «Feinden aus der
Nachbarschaft» [нем. враги по соседству], что подразумевает присутствие третьей сторо­
ны, не считая граждан Коммагениса и федератов. То же самое недоразумение привело Лот-
тера (Р. 211) к серьезным трудностям, и его аргументы звучат еще менее убедительно, ког­
да он обсуждает тот же эпизод на с. 136, 156.

22      De Excidio. XXIII.

23      Нет оснований соглашаться с Лоттером (Op. cit. S. 33 (ср. 166, 270,107), что Авит был
«bewaffheter Gefolgsmann des Rugierfursten Ferderuch» [кем. вооруженный сопровождающий
князя [Rugierfursten] Фредерика]. Эвгиппий не говорит о том, что Авит был членом какого-


250


Дополнения


Примечания


251


 


либо comitatus или что у него была постоянная связь с Фредериком. Варади (Das letzt Jahrhundert Pannoniens (376-476). Amsterdam, 1969. S. 348 ff.) считает, что Фелефей, а после него Фредерик имели должности в римской армии и в Фавианисе командовали римскими воинскими подразделениями. Работа Varady была раскритикована llarmatla J. The Last Century of Pannonia//Acta Antiqua Acad. Scient. Hungaricae. XVIII (1970). P. 361-369.

24      Я не знаю, почему Лоттер (Op. cit. S. 193) хочет придать Северину воинский отряд,
которым тот якобы в этом случае командовал.

25      Послание Эвгиппия.- Paschasius, 8; Noll. Ad loc.

26      Hydatius. 93. 95 (Chron. Min. II. 22); Sidonius. Carm. VII. 233.

27      Возможная аналогия — восстание hostes в Паннонии см.: Eusebius Hieronymus. Ep.
123. 16. Различные теории по этому поводу см.: Varady. Op. cit. S. 218.

28      Priscus. P. 310 sqq. (ed. Dindorf); Varady. Op. cit. S. 319 f.

29      О них см. Schmidt. Op. cit. S. 117-128. Об отношении Эвгиппия и Северина к варва­
рам см.: Uytfanghe M. van. La Bible dans la «Vie de saint Severin» d'Eugippius // Latomus.
XXXIII. 1974. P. 324-352, 337 etc. Я сомневаюсь, что Сидоний (Sidonius, carm. V. 46) может
служить надежным источником информации о том, что Майориан включил в свое войско
ругов. Поэт просто включил сюда все известные ему названия северных народов.

30      Procopius. BG. VII. 2. 1.

31      Vita V. 1. Это не значит, что острого™ в это время захватили Норик Прибрежный,
ср., впрочем: Schmidt. Op. cit. S. 120, хотя, возможно, они контролировали подходы к нему.

32      В рукописях Класса I — turba latrocinantium barbarorum [лат. толпа разбойничающих
варваров] и Noll справедливо отвергает barbarorum [лат. варваров], которого нет в рукопи­
сях Класса II. Но в своих заметках ad loc. (с. 125) Noll говорит о ругах, страдающих «unter
den Raubereien eines anderen germanischen Stammes, dessen Name leider nicht gennant ist» [нем.
от разбойных набегов другого германского племени, имя которого, к сожалению, не назва­
но]. Однако эти разбойники не были варварами — факт, который приводил в растерянность
переписчиков Класса I и заставлял превратить их в варваров. Schmidt (Loc. cit.) и Lotter (Op.
cit. P. 202) сохраняют barbarorum, считая, что latrones [лат. разбойники] были остроготами
из Паннонии. Но если они были готами, то почему Эвгиппий об этом не сказал?

33      Я не могу согласиться с Wirth (Art. cit. P. 256), что Флаккифей просто хотел совер­
шить набег на Италию, а не эмигрировать вместе со всем своим народом. На самом деле
большое число ругов служило в императорской армии в Италии в 476 году: Jordanes. Get.
291; Ennodius. Vita Epif. 118 (p. 99); 119 (p. 99). Мы не знаем, когда они туда попали и
почему они оставили своих соплеменников.

34      Procopius. BG. VII. 2. 1 и 18; Marcellinus Comes, s. a. 541. 2; 542. 2 (II. 106 f).

35      Procopius. BG. VII. 21. 3. Так было принято и у везеготов: см.: Legg. Visig. III. 1. 1.

36      Ennodius. Vita Epif. P. 361. 25: «qui parere regibus vix dignantur» [лат. которые едва ли
считают достойным подчиняться царям].

37      Vita IV. 12 ecclesiae hostes haeretici: VIII. 1. et al.

38      Op. cit. 121.

39      Cm. Saria B. Volker und Kulturen Siidosteuropas // Schriften der Siidosteuropa-Gesellschaft.
Bd. 1. Munchen, 1959. S. 17-31, с хорошим библиографическим материалом в примечани­
ях. О жизни церкви во времена Северина и особенно о вечерней мессе см.: Gamber К. Die
Severins-Vita als Quelle fur das gottesdienstliche Leben in Norikum wahrcnd des 5 Jh. // Romische
Quartalschrift fur christliche Altertumskunde u. Kirchengeschichte. LXV (1970) S. 145-157, a
также: Bieler. Op. cit. S. 41.

40      См. особенно XXXI. 3. Согласно Лоттеру (Op. cit. S. 193,204) они были даже в более
дружеских отношениях, чем мы могли бы предположить. Так, когда Северин предсказал
набег варваров, это не было ясновидением: вожди варваров намекнули ему об этом зара­
нее! Святой также не предсказал (в V. 2) отход готов из Паннонии около 472 года: готы
посвятили его в свои тайные планы!

41      См. замечания Zeiller J. Les origines chretiennes dans les provinces danubiennes. Paris,
1918. P. 563.


42      Zeiller. Op. cit. P. 541, полагает, что Гибульд, возможно, исповедовал арианство. У
Эвгиппия нет и намека на это. Аламанны не были знакомы с христианством до :

43      Н. Janichen в книге: Hoops J. Reallexikon der germanischen Altertumskunde^ Berlin. 1973
I.
S. 140, выводит отсюда «Einkonigtum», но вышеприведенные варианты также возможны.

44      Нет никакого оправдания утверждению //. Baldermann (Die Vita Severini des Eugippius
(II Teil) // Wiener Studien. 1964. LXXVII. S. 162-73, 171): «Die Rugierkonigin, eine eifernde
Arianerin, verfolgt die Provinzialen, weil sie katholisch sind» [нем. королева ругов, ревност­
ная арианка, преследует провинциалов за их принадлежность к католической вере]. Лот­
тер (Op. cit. S. 191) также говорит о насильственном обращении в арианство.

45      См., соответственно: Bieler. Op. cit. P. 24 и Zeiller. Op. cit. S. 562.

46      Vita XLIX. 1-3. Язычник Гунумунд убил священника в баптистерии церкви: XXII. 4.

47      Вандалы при Гундерихе осквернили церковь св. Винцента Мученика в Севилье в 428
году: Hydatius. 89 (П. 21); Isidore. Hist. Vand. 73 (II. 296). См. с. 194 выше.

48      Vita. XI. Есть сведения об уничтожении христианами языческих святилищ, статуй и
т. п. в конце IV века в Норике: см:. Alfoldy. Op. cit. (прим. 15 выше) Р. 210, но не во времена
Св. Северина.

49      Lotter (Op. cit. P. 194 п. 61) склонен считать, что сорок стражей были солдатами numerus
в Батависе, о котором упоминается в XX. 1. Слова viros oppidi не подразумевают солдат.

50      Другие упоминания об этих предосторожностях см.: Thompson. EG. 141, п. 3. Также
Procopius. BG. V. 14. 17.

51      Note XXII. 4 «Hunumundus paucis barbaris comitatus» [лат. Гунумунд в сопровожде­
нии немногих варваров], etc. Напротив, в XXV. 3 «Alamannorum copiosissima multitudo»
[лат. огромнейшее множество аламаннов], т. е. огромное множество аламаннов, которые,
впрочем, не захватили ни одной крепости — castella [лат. крепости] — значит, это термин
относительный (огромное множество). Их типичным оружием, видимо, были лук и меч
(XXXI. 5) или «tela» [лат. наступательное оружие] у Иордана (Jordanes. Get. 26). Были
они пешими или конными? Кроме королевской семьи, среди них были и другие вожди
(XXXIII. 1).

52      Ср. XXVII. 1: «mansores oppidi Quintanensis, creberrimis Alamannorum incursionibus
iam defessi, sedes proprias relinquentes in Batavis oppidum migraverunt» [лат. жители города
Квинтана, уже уставшие от бесчисленных набегов аламаннов, оставляя свои места, пере­
селились в город Батавис], хотя, видимо, это единственный отрывок, где Эвгиппий гово­
рит об этом ясно. Я не совсем понимаю в XXVII. 2: «quamvis ex duro barbarorum imperio
famis angustias sustinerent» [лат. сколько бы они ни переносили суровый голод от жестокой
власти варваров]. С другой стороны, нет слов о том, что жестокий голод в Фавианисе (III.
1) был вызван набегами.

53      Vita XXXI. 5: «ne tanti exercitus compulsione vastentur potius quam migrentur» [лат.
чтобы в результате столкновения с таким большим войском не было больше опустошения,
чем переселения]. Я считаю эту акцию Северина «неудачей». Если жители города были
готовы сражаться за него, то эта акция была почти предательством.

54      Procopius. BG. VI. 14. 9 и 24.

VIII. ГИДАЦИЙ И ЗАВОЕВАНИЕ ИСПАНИИ

1 Hydatius. 65, 108а, 191. Наш текст Гидация датирует смерть Августина 436 годом вместо 430. Вся эта запись отсутствует в В; и Courtois (Byzantion, p. 25, 27) считает ее позднейшей интерполяцией. Несомненно, это так. Но разве не было бы странно, если бы Гидаций уделил этому выдающемуся святому меньше места в гл. 53, чем он уделил Паули­ну из Нолы в гл. 81 или св. Иерониму в гл. 59? Заметим, что с точки зрения Гидация основ­ной заслугой св. Августина было осуждение донатизма. Тот факт, что этот святой боролся также с присциллианством, Гидаций ни разу не упоминает. Знал ли он об этом?


252


Дополнения


Примечания


 


2 Courtois // Byzantion, p. 51, п. 6. Я принял его видоизмененную хронологию. Мало интересного можно найти в работе Torres С. R. Hidacio, el primer cronista espafiol // Rivista dearchivas, bibliotecas, у museos. LXII. (1956). P. 755-794; или в Sirago V. A. Galla Placidia e la trasformazione politica dell'Occidente // Universite de Louvain: recueil de travaux d'histoire et de philologie. Ser. 4, fasc. 25 (Louvain, 1961). P. 15 f.

'CILII. 2517.

4 Strabo. III. 1. 2; 3. 5 и 7 f. Заметим, что св. Фруктуоз из Браги пишет Браулио (Braulio.
Ер. 43; Migne. PL LXXX. 691): «nos longe positos occidentis tenebrosa plaga depressos» [лат.
нас, расположенных далеко и уставших от темной западной области].

5 Hydatius. 40.

''Idem. 215, хотя Моммзен (ad loc.) без видимой причины полагает, чтоIsauriae написа­но с ошибкой; ср. Greg. Tur. HF. IV. 40. Некоторые замечания о Гидации и Исрониме см.: Giunla F. Idazio ed i barbari // Anuario de estudios medievales. I. 1964. P. 491-494.

7 Hydatius. Praef. 6 sq., 130; Leo. Ep. 15 § 17 (Migne. PL LIV. 692).

8 Idem. 96. Какие результаты принес его визит к Аэцию? Аэций в следующем, 432 году,
послал к свевам Графа Цензория. То, что Аэций не сделал этого сразу, было, видимо, вызва­
но тем, что его беспокоили франки, однако только после возвращения Цензория ко двору
Гермерих заключил мир с галисийцами, да и то только потому, что в дело вмешался епископ
или несколько епископов: Idem. 100. Цензорий, возможно, принимал участие в переговорах,
но неизвестно, достиг ли он какого-либо результата. Аэций практически ничем не помог.

»Hydatius. 201.

10 Мы вряд ли можем согласиться с его утверждением на с. 13. 5 в издании Моммзена (Mommsen): Моммзен, «quae secuntur ab anno primo Theodosii Augusti, ut comperi, et descripsi» [лат. то, что произошло начиная от первого года правления Феодосия Августа, как я до­подлинно узнал и описал], так как в первый год Феодосия I он еще не родился. А как объяснить его утверждение в главе 175: «regnum destructum et finitum est Suevorum» [лат. Царство свевов было разрушено и прекратило существование], относящееся к 456 году? Только два года спустя, в 458 году, и готы, и вандалы решили, что стоит направить своих послов к свевам: Hydatius, 192. Даже Исидор (Isidorus. Hist. Goth. 32 (II. 280) вынужден вставить «раепе» [лат. почти], а затем говорит, что когда Малдрас был назначен королем, «regnum reparatur Suevorum» [лат. царство свевов восстанавливается]. Складывается впе­чатление, что Гидаций написал главу 175 вскоре после битвы в Кампус Парамус в 456 году, когда он был уверен, что власть свевов подорвана. Позднее, когда свевы частично восста­новили свои силы, он забыл исправить эту запись. Некоторые интересные замечания см.: Тгапоу. I. Р. 51.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!