VIII . ГИДАЦИЙ И ЗАВОЕВАНИЕ ИСПАНИИ 7 страница




стью везеготскими (интересы его народа ограничивались получением зем­ли и платы за службу), а состояли в том, чтобы самому достичь определен­ного положения в правительстве Империи»34.

После смерти Алариха в 410 году его место занял Атаульф, брат его жены35, и трения между везеготскими вождями и рядовыми членами пле­мени разгорелись с прежней силой. И знаменитое заявление Атаульфа по поводу перемены его отношения к Римской империи мы должны рассмат­ривать, помня о послании Фритигерна Валенту накануне битвы при Ад­рианополе и об убийстве Эриульфа Фравиттой в первые годы правления Феодосия. Атаульф постоянно сотрудничал с римлянами, которые входи­ли в его ближайшее окружение36, и свое заявление он много раз повторял в присутствии одного римского гражданина, жителя Нарбонны. По сло­вам этого римлянина, Атаульф часто заявлял, что его первоначальной це­лью (как и целью Эриульфа) было искоренить само слово «римляне», пре­вратить Римскую империю в Готскую, заменить название, самому стать тем, кем когда-то был император Август. Однако позже его планы измени­лись: он решил, что с помощью военной силы везеготов он вернет Риму былую славу и величие и останется в памяти потомков как «отец Римской империи»37.

Атаульф не скрывал причины этой перемены. «Когда он на собственном опыте убедился, что готы не в состоянии повиноваться законам (leges) по причине своего варварства, и вместе с тем, что государственные законы нельзя не исполнять, так как без них государство не является государством, он принял решение» выработать новый план возрождения Римской импе­рии. Как и Фритигерн (см. с. 39), Атаульф не мог справиться с варварством готов. Он решил возродить то римское государство, которому верно служил Фравитта и которому Фритигерн когда-то пытался принести пользу. Ата­ульф жаловался, что его соплеменники не хотят подчиняться законам, и в этом он видел суть проблемы. Дело в том, что в племенном обществе нет «законов». Военный вождь союза племен всего лишь выполняет волю кон­федеративного совета, он не правитель и сам не создает законы. Племенное общество управляется не законами, а обычаями, традиционным правом, обязанностями и разделением ответственности, и в нем нет другого аппара­та принуждения, кроме общественного мнения.

До того как был составлен первый готский кодекс законов, готское общество управлялось только mores, «привычками», и consuetudo, «обы­чаями». Даже в VI веке, по-видимому, еще были известны некоторые из старинных готских belogines, «правил», записанных на готском языке39. Образ мыслей Атаульфа, по сути дела, уже не был образом мыслей вождя племенной общины или просто человека, стремившегося сохранить тра­диционную общественную систему. Вследствие этого он стремился тран­сформировать везеготское общество и приобщить своих соплеменников к социальной организации Римской империи, где их варварство будет пре­секаться.


 


44


Часть первая. ГАЛЛИЯ


III. Везеготы от Фритигерна до Евриха


45


 


Таким образом, Атаульф задумал свои грандиозные преобразования с тем, чтобы укрепить свое положение среди соплеменников. В отличие от Алариха он видел, в каком направлении развивается везеготское обще­ство, и решил ускорить ход истории. Он не мог навязать везеготам свои единоличные «законы» при старой системе общинных и конфедератив­ных советов, когда вожди имели не столько власть, сколько влияние. По­этому он решил сделать своих готов частью государства, в котором власть будет принадлежать ему. Он прекратил вражду с римским правительством и стремился к миру с ним именно потому, что только таким образом он мог установить личную власть над своими соплеменниками и отменить те общественные институты, которые уже потеряли свое значение при постоянном обогащении племенной знати40. Он не делал секрета из своих намерений. Он рассказывал о них открыто, возможно, некоторым вождям и, что нам точно известно, одному римлянину-христианину из Нарбонны. Сохранилось яркое описание его бракосочетания с римской принцессой Плацидией, которую везеготы захватили в Риме в 410 году. По совету некоего римлянина по имени Кандидиан — и при Атаульфе, и при Алари-хе римляне часто влияли даже на важнейшие политические решения го­тов — Атаульф, облаченный в римские одежды, сочетался браком с Пла­цидией в доме галло-римского декуриона по имени Ингенуус в Нарбонне. Во время брачного пира он прослушал эпиталаму, которую декламировал низложенный римский император. Эта свадьба привела в восторг гостей-римлян. Огромное личное богатство Атаульфа позволило ему сделать рос­кошные подарки невесте: он подарил ей пятьдесят красивых юношей в шелковых одеяниях, каждый из которых нес два блюда. На одном было золото, а на другом — драгоценные камни, похищенные в Риме в 410 году. Эта свадьба должна была продемонстрировать всем народам, что готы и Империя стали единым целым. За время жизни одного лишь поколения везеготские вожди проделали долгий путь и далеко ушли от простоты времен Атанариха41.

Атаульф находился в Нарбонне в конце 413 года, и, очевидно, именно тогда он принял окончательное решение не разрушать Романию. В январе 414 года он женился на Плацидии, а когда она родила сына, он дал ему императорское имя Феодосии42. После этого он еще более настойчиво стре­мился заключить мир с римским правительством. Даже когда в 415 году Констанций заставил его покинуть Бордо и другие города южной Галлии, он все еще надеялся договориться с императором. Но предпринятая им смена политического курса, его стремление служить интересам вождей за счет простого народа — все это привело к тому, что в 415 году в Барселоне Атаульф был убит. Как оказалось, смерть Эриульфа не была напрасной43.

Борьба между теми, кто стремился войти в состав Римской империи, и теми, кто стоял за независимость, не прекратилась со смертью Атаульфа. Смертельно раненный Атаульф обратился с последними словами к своему брату. Он советовал ему вернуть Плацидию ее царственным родственни-


кам и стремиться к тому, чтобы везеготский народ жил в дружбе с Римом. Иными словами, он советовал брату продолжать ту политику, которая сто­ила ему жизни44. Видимо, Атаульф надеялся, что брат станет его преемни­ком, но этому желанию не суждено было сбыться. Власть беззаконным пу­тем захватил некто Сегерих. Обычно при выборах нового военачальника соблюдалась определенная процедура, однако Сегерих ею пренебрег. Воз­можно, он пытался установить режим личной власти без проведения выбо­ров, но выборы не были пустой формальностью, которую можно было от­бросить без всякого риска для себя45. После того как Сегерих совершил оскорбительные действия по отношению к Плацидии и укрепил (как ему казалось) свое положение зверским убийством детей Атаульфа, он, не те­ряя времени, начал переговоры с римским правительством. Судя по всему, Рим стал еще более притягательным для везеготской знати. Планы Атауль­фа и политика Сегериха, который, как выяснилось, стремился к той же цели, что и его предшественник, говорят о том, что солидарность везеготов была не так крепка, как прежде. Но свободолюбивый дух народа был еще не сломлен, и на седьмой день своего тиранического правления Сегерих был убит. Поводом для убийства стало не то, что Сегерих узурпировал власть, а то, что он пытался договориться с римлянами46.

Теперь, помня о судьбе Атаульфа и Сегериха, новый везеготский вождь был вынужден скрывать до поры до времени свое стремление достичь со­глашения с правительством Империи. Осенью 415 года вождем был избран Валия. Большинство везеготов сделало свой выбор, считая, что Валия по­ложит конец мирным отношениям с Римом47. Неизвестно, жили ли еще в памяти народа слова старинной клятвы, принесенной на берегах Дуная в 376 году, но дух той клятвы был еще жив. Однако везеготы плохо знали своего избранника: Валия пошел знакомым нам путем. Похоже, среди везе­готов уже не было ни одного вождя, который был бы бескомпромиссно враждебен Риму, и Валия пошел по стопам Атаульфа и Сегериха. После неудачного нападения на Африку, где он, как когда-то Аларих, надеялся поселить свой народ, Валия, избранный для борьбы с Римом, уже в начале 416 года стал просить римлян о мире48. Очевидно, его соплеменники пона­чалу не возражали против такого решения, так как к этому времени уже были доведены до отчаянного положения патрицием Констанцием (см. с. 26). Договор 416 года, означавший капитуляцию перед имперским правитель­ством, был единственным средством остановить массовый голод, который Констанций сумел искусственно создать. В последующие два года Валия действовал так, как будто он тоже стремился стать «отцом возрождения Римской империи»: в интересах римлян он сражался с другими варварами в Испании и одержал над ними победу49. Мы не знаем, как долго люди готовы были его поддерживать, ибо в 418 году, когда везеготы все еще зна­чительно уступали римлянам в военной силе, Валия умер. Незадолго до смерти он получил от римлян земли около Тулузы, на которых его народ обосновался и прожил следующие девяносто лет.


46


Часть первая. ГАЛЛИЯ


III. Везеготы от Фритигерна до Евриха


47


 


Доминирующей чертой везеготской истории в период между правле­ниями Атанариха и Валии было нарастание конфликта между интереса­ми вождей и рядовых членов племени. К сожалению, имеющиеся свиде­тельства крайне фрагментарны, однако попробуем обобщить то, что нам известно:

1. Слова вождя, приведенные в «Житии св. Саввы» в качестве реакции
на сообщение о том, что у Саввы нет имущества: «Такой человек не мо­
жет ни помочь, ни навредить нам», указывают не только на то, что люди,
не имевшие собственности, до 376 года не имели никакого политического
влияния, но и на то, что собственники к этому времени уже обладали
непропорционально огромной силой воздействия на политические дела и
племенную жизнь50. Другими словами, правящий класс зарождался внут­
ри такой социальной организации, которая была к этому неготова и кото­
рую он неминуемо должен был разрушить.

2. Двусмысленное поведение Фритигерна в 378 году говорит о том,
что по крайней мере один из членов этого зарождающегося класса при­
шел к убеждению, что соглашение с правительством Империи больше
соответствует его интересам, нежели вражда, и это несмотря на то, что
именно это правительство в предшествующие годы подвергало его народ
бесчисленным страданиям.

3. После Адрианополя далеко не вся везеготская знать была солидарна
с Фритигерном. На это указывает история Эриульфа, причем на стороне
Эриульфа было большинство вождей. Тем не менее Феодосии, который,
видимо, знал, что делает, поставил своей целью привлечь на свою сторо­
ну «тех вождей племени, которые выделялись положением и знатностью»,
а среди них Эриульфа и Фравитту. Осыпая их щедрыми дарами, он наме­
ренно увеличивал ту пропасть, которая уже существовала между ними и
их соплеменниками. Феодосии полагал, что класс собственников будет
более отзывчив к вниманию со стороны Рима, нежели рядовые везегот-
ские воины. Но почему вожди так охотно принимали эти предложения?
На чем основывалось их непреходящее стремление жить в мире с Римом?

4. Атаульф, Сегерих и Валия так же легко откликались на внимание со
стороны римлян, как и Фравитта со своими сторонниками. Атаульф сам
объяснил причину этого: его люди не хотят повиноваться «законам», а без
этого не может быть «государства». У везеготов не существовало средств
общественного принуждения, адекватных способов защиты имуществен­
ного и социального статуса вождей, таких средств, которыми меньшин­
ство могло бы диктовать свою волю большинству. И когда Атаульф пы­
тался установить мир с Римом, он тем самым пытался интегрировать своих
воинов в социальную структуру Империи. В этом он видел единственный
способ заменить прежнее эгалитарное общество новой формой социаль­
ной организации, которая больше бы соответствовала новым социальным
отношениям внутри племени. Из этого можно сделать вывод, что в тех
случаях, когда везеготские воины убивали своих вождей, для того чтобы


не позволить им заключить мир с Римом, они тем самым не только сопро­тивлялись Риму, но и защищали свой традиционный общественный строй.

5. У нас есть все основания считать, что действия Атаульфа были вызва­ны теми же причинами, что и действия других вождей в годы, предшество­вавшие расселению в Тулузе в 418 году. Когда Атаульф говорил о своих мотивах, он говорил и от имени других вождей. Сколько бы они ни спорили о том, кто из них возглавит новое везеготское государство, они сходились в одном: такое государство должно быть создано. И если в первые годы прав­ления Феодосия эта политика пользовалась поддержкой лишь нескольких вождей, то во втором десятилетии V века уже большинство из них были на стороне этой идеи. В конце IV века везеготы не могли найти лидера для борьбы с Римом, но у нас нет свидетельств того, что в 410-418 годы многие из вождей были настроены так же, как Эриульф за тридцать лет до этого или как Атаульф в первые годы своего правления.

Таким образом, мы наблюдаем плавный, а затем и стремительный распад изжившего себя племенного строя и ряд попыток заменить этот строй новой формой общественной организации. Чем мог народ отве­тить на политику своих вождей? Согласно клятве 376 года, он должен был продолжать борьбу с Римом до тех пор, пока не овладеет Империей. Но такая политика в конце концов привела бы везеготов к самоуничто­жению. У везеготов не хватало военной мощи для того, чтобы сокру­шить римлян, даже если бы вожди действительно этого хотели. В тече­ние нескольких веков римской истории многие племена варваров стояли перед подобной дилеммой, и вплоть до 476 года не существовало ни одного северного народа, который бы мог в одиночку справиться с Ри­мом51. Даже если бы везеготам удалось отвоевать у римлян часть земель и удержать их за собой навсегда, они уже не смогли бы вернуться к той жизни, которую вели до 376 года. Сложные социально-экономические условия, в которых они оказались бы, не позволили бы им вернуться к прошлому. Такого человека, каким был Атаульф, никогда бы не устрои­ло то положение, какое занимал в свое время Атанарих. А у рядовых везеготских воинов, по сути дела, не было да и не могло быть своей политики, которую они могли бы противопоставить политике вождей. Как только везеготы вступили в Римскую империю, у них уже не было альтернативы честолюбивым планам Атаульфа.

3. Соглашение 418 года

После того как везеготы в 416 году сдались Констанцию, они воевали против варваров — врагов Рима в Испании. Но в 418 году, несмотря на то что они еще не одержали окончательной победы, Констанций их отозвал и поселил в провинции Аквитания II на западном побережье Галлии меж­ду устьями рек Гаронны и Луары. Этот странный поступок, по моему


48


Часть первая. ГАЛЛИЯ


III. Везеготы от Фритигерна до Еврнха


49


 


мнению, можно объяснить следующими причинами (сразу оговорюсь, что моя версия оспаривалась другими исследователями):

Еще до появления везеготов в западных провинциях там уже разгора­лись мятежи. В 417 году имперские войска подавляли восстание армори-ков. По примеру восставших жителей Британии арморики изгнали римских чиновников, землевладельцев превратили в рабов и пытались утвердить­ся как независимое государство вне Римской империи. Это восстание пред­ставляло такую опасность, что римские власти, возможно, предпочли уступить часть богатой Аквитании везеготам, которых они могли контро­лировать, нежели вовсе ее потерять в борьбе с арморикацами52. Плодо­родная долина Гаронны сделала некоторых местных землевладельцев бо­гатейшими людьми и обеспечивала продовольствием рейнскую армию. Римлянам необходимо было во что бы то ни стало сохранить этот район под своим контролем. Однако Констанций не пытался использовать везе­готов для подавления армориков, так как в этом случае они могли присо­единиться к врагу, вместо того чтобы бороться с ним; у везеготов была давняя, уходящая корнями в III век традиция сотрудничества с угнетен­ными слоями римского населения. Но как только римская армия сокру­шила армориков, Констанций поселил в Аквитании везеготов. Условия выделения земель были таковы, что везеготы, защищая собственные ин­тересы, тем самым вынуждены были бы защищать интересы местных землевладельцев-римлян. Констанций выделил каждому везеготскому вож­дю часть (sors) земельного владения римского сенатора (более мелкие поместья не были затронуты), причем sors состояла мз двух третей пахот­ной земли и половины пастбищ и лесов, принадлежавших сенатору. Та­ким образом, каждое поместье теперь кормило двух consortes, или совла­дельцев, одним из которых был римлянин, а другим — варвар. В 443 году Аэций на таких же условиях поселил бургундов в Савойе, к югу от Же­невского озера, а позже эта система была перенесена везеготами в Испа­нию, где они в конце концов и осели. Такой способ расселения варваров назывался hospitalitas".

Если верить политическому заявлению Атаульфа, сделанному в Нар-бонне, то вожди варварских племен не собирались после завоевания ка­кой-либо римской провинции наделять землей своих менее состоятель­ных соплеменников. Маловероятно также, что в Аквитании хватало сенаторских поместий для оказания «гостеприимства» каждому из варва­ров. Но хотя землевладелец-сенатор делил свою землю только с одним «совладельцем» (consors), нам известно, что на самом деле в поместье жил не один варвар, а больше54. Какие отношения были между варваром-consors и теми варварами, которые также жили в поместье, но не были consortes? Безусловно, права собственности на «варварскую» часть поме­стья передавались римлянами одному варъару -consors, а не целой группе варваров, живших в этом поместье55. Таким образом, можно предполо­жить (хотя вопрос этот не вполне ясен), что варвары-поселенцы жили на


земле, принадлежавшей одному из их вождей. Скажем, бургундские кла­ны еще существовали как таковые в начале VI века, и в одном из бургун­дских законов упоминается, что члены клана, или faramanni, как их назы­вали, все жили в одном поместье. Правда, faramanni лишь однажды упоминаются в кодексе законов бургундов, однако это не означает, что родство не имело большого значения. Скорее, это означает, что авторы кодекса не хотели это открыто признавать. Если родство не имело значе­ния, тогда зачем законодатели вообще о нем упоминают, пусть даже один-единственный раз56? Поэтому многие исследователи убедительно до­казывают, что бургундские вожди поселяли родственников в качестве арен­даторов в своих новых савойских поместьях57. Что касается везеготов, то мы не располагаем свидетельствами о том, что в 418 году родство все еще имело для них большое значение, поэтому вполне возможно, что рядовые поселенцы, жившие на землях везеготской знати, были связаны не кров­ным родством, а чем-то другим. Кроме того, они, как и бургунды, могли быть арендаторами вождей-землевладельцев58. Возможно, конечно, что вождь содержал своих «товарищей» (comites) за свой счет или он распре­делял между ними доходы с земельных участков четырех или пяти коло­нов59; во всяком случае, он вполне мог себе позволить наделить их зем­лей60. Более того, король мог наградить своих приближенных, передав им часть римских владений, которые теперь ему принадлежали61. Но в ос­новной своей массе варвары-поселенцы, как представляется, стали арен­даторами у своих собственных вождей. Везеготская и бургундская знать, как и их римские партнеры, стала теперь землевладельческой аристокра­тией, и их связь с бывшими родственниками приобрела экономический характер.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!