VIII . ГИДАЦИЙ И ЗАВОЕВАНИЕ ИСПАНИИ 8 страница



Так Констанций и Аэций одним махом разрешили сразу четыре про­блемы. Они превратили враждебно настроенных кочевников в оседлых и в целом довольных своим положением земледельцев. В качестве союзни­ков-федератов они жили по своим собственным законам и под управлени­ем своих вождей, но при этом обязаны были оказывать военную помощь императору по его призыву. Они не могли иметь никакой власти над рим­лянами, жившими среди них. Во-вторых, римские власти разорвали воз­можный союз между захватчиками-варварами и недовольными из мест­ных крестьян. Хотя многие римляне по-прежнему бежали на «свободу» в везеготское королевство в Аквитании62, везеготские землевладельцы вряд ли стали бы теперь поддерживать крестьянские мятежи. В-третьих, рим­ское правительство получило эффективную военную силу, которая могла защитить южную Галлию от восстаний рабов и их союзников в Арморике и в других местах. В начале V века эти восстания наносили Риму огром­ный ущерб. И наконец, если наша гипотеза верна, то сами варвары оказа­лись разобщенными. Интересы знати разошлись с интересами их сопле­менников. Вожди, которые были людьми, ведущими народ за собой, теперь стали землевладельцами, чей образ жизни будет все больше отличаться


Часть первая. ГАЛЛИЯ


III. Везеготы от Фритигерна до Евриха


51


 


от образа жизни их племени. Их взаимоотношения с соплеменниками больше не были взаимоотношениями родственника с родственником или соплеменника с соплеменником, теперь это были взаимоотношения зем­левладельца и арендатора. Таким образом, поселившись в качестве парт­неров на римских землях в Аквитании, везеготские вожди тем самым воп­лотили в жизнь мечты Атаульфа. Атаульф считал, что для достижения целей ему необходимо договориться с Римом. У его преемников цели были те же, и после 418 года они смогли проводить в жизнь законы, не совету­ясь со своими соплеменниками. Позже мы подробно поговорим о том, как они это делали, о созданном ими государственном аппарате. Однако вопрос, который мучил везеготское общество начиная с 378 года, а имен­но вопрос взаимоотношений с Римом, так и не был решен. Если боль­шинство вождей и пришли к компромиссу с Империей, то о народе этого сказать было нельзя.

4. От Теодориха до Евриха

В 418 году Констанций столкнулся с одной неожиданной проблемой. Как только договор с везеготами был подписан и началось распределение земли в Аквитании, Валия умер. Политика Валии к концу его правления свидетельствовала о том, что он будет послушным орудием в руках рим­лян, поэтому смерть его наверняка была для Констанция жестоким уда­ром. К тому же он, вероятно, почти ничего не знал о преемнике Валии, Теодорихе. Теодорих I царствовал целых тридцать три года (418-451), и сам факт его долголетнего правления говорит о том, что он умел лави­ровать между обеими частями народа: так, с одной стороны, он был дос­таточно враждебен к Риму, чтобы не разделить участи Атаульфа и Сегери-ха; с другой стороны, ему удалось умиротворять везеготскую знать и упрочить ее положение как земледельческой аристократии и правящего класса. То, что мы знаем о его деятельности, говорит о том, что к Риму он относился с избирательной и осторожной враждебностью.

В годы его царствования везеготы все еще значительно уступали рим­лянам в военной силе, и Теодорих никогда не совершал нападений на римскую территорию, не убедившись сначала, что римляне заняты в это время чем-то другим. Когда их руки были связаны борьбой с узурпатором Иоанном в 425 году63, с вандалами в начале 30-х годов64 или с бургундами и багаудами в 436-439 годах65, Теодорих сделал попытки захватить доли­ну в нижнем течении Роны. Правда, как только римляне смогли уделить ему свое безраздельное внимание, они без труда заставили его вернуться в пределы его королевства. И хотя в 439 году, понеся большие потери, Теодорих одержал победу над гуннами Литория, он тут же оказался ли­цом к лицу со свежим войском Аэция и в итоге вынужден был согласить­ся на весьма выгодные для римлян условия66. Таким образом, в течение


почти всего его царствования договор 418 года, по которому везеготы ста­ли союзниками — федератами Рима, оставался в силе. Вероятно, договор не действовал во время войн 425 года и 436-439 годов, а также какое-то время около 430 года, когда некий везеготский вождь по имени Анаольс действовал в районе Арля. Правда, Анаольс мог быть одним из членов окружения Теодориха, действовавшим без его явного одобрения67. Одна­ко все остальное время царствования Теодориха везеготы оставались со­юзниками — федератами Римской империи, признавали верховную власть императора и подлежали призыву на военную службу Рима. Правда, за все эти тридцать три года они оказывали Риму военную помощь всего три или четыре раза, но это не означает, что решение поселить их в Аквита­нии было ошибочным. Римляне никогда не делали попыток пересмотреть это свое решение68 и никогда не проводили военных операций против везеготов, кроме тех случаев, когда те первыми нападали на города в до­лине Роны. Лишь однажды в 439 году Литорий, желая затмить военную славу Аэция, перешел от обороны к наступлению и преследовал везего­тов вплоть до городских стен Тулузы. Однако это было его личной акци­ей, и вряд ли Аэций ее одобрял. Можно сделать вывод, что в планы офи­циальной римской политики не входило выселение везеготов из Тулузы и прекращение действия договора 418 года. Напротив, римляне были на­столько довольны результатами этого договора, что они продолжали доб­ровольно расселять другие варварские племена в других частях Галлии практически на тех же условиях, на которых были расселены везеготы в Аквитании.

События, последовавшие за смертью Теодориха в 451 году, весьма крас­норечивы. Сразу после смерти старого короля вопрос, мучивший везего­тов со времен Фритигерна, об их взаимоотношениях с Римом встал с пре­жней остротой. Трон Теодориха унаследовал его старший сын Торисмуд. Еще при жизни отца между ним и его пятью братьями69 существовало взаимное недоверие. Во всяком случае, Аэций знал об их ссоре уже во время битвы с Аттилой на Каталаунских полях. В этой битве Теодорих I был убит, и Аэций сразу после победы над Аттилой посоветовал Торис-муду поспешить домой в Тулузу, так как его братья Теодорих и Фредерик могли сместить Торисмуда и занять его место70. Торисмуд вернулся в Ту­лузу и, как ему казалось, прочно утвердился на троне. В 452 году, когда Аэций бился с гуннами в Италии, он напал на аланов, живших в Орлеане, и разгромил их71. Это нападение было антиримской акцией по своей сути, так как аланы были римскими федератами, поселенными в Орлеане (как и везеготы в Аквитании). Очевидной целью его было отрезать Арморику от остальной Галлии72. Затем Торисмуд заинтересовался Арлем, который занимал важное место и в планах его отца73. Казалось, Торисмуд собира­ется продолжить ту же политику, которую пытался проводить и его отец в первое десятилетие своего правления, — политику, направленную на за­хват плодородной долины Роны, принадлежавшей римлянам. Однако То-


 


Часть первая. ГАЛЛИЯ


III. Везеготы от Фритигерна до Евриха


53


 


рисмуд, процарствовав всего год, был убит своими братьями Теодорихом и Фредериком. Братья считали, что действия Торисмуда угрожают мирно­му сосуществованию с Римом, и это послужило причиной убийства. От­ношения между римлянами и везеготами с 439 года, когда Теодорих вер­нулся к договору 418 года, оставались вполне дружественными. Когда Торисмуд разгромил аланов, федератов Рима в центральной Галлии, и го­товился напасть на Арль, были сделаны попытки убедить его отказаться от такой политики, но все они оказались безуспешными. Вот почему бра­тья расправились с ним74.

Словом, Торисмуд был убит по причине, противоположной той, по ко­торой были убиты Атаульф и Сегерих. Они погибли, потому что желали договориться с Римом, а Торисмуд — из-за своей враждебности к Риму. Хотя результат в 453 году был иным, чем в 415 году, но проблема осталась прежней. И в 415 году, и сорок лет спустя борьба внутри везеготского общества велась вокруг одного и того же вопроса — отношений с Римом. Но за этим вопросом, в свою очередь, скрывался еще более глубокий и насущный вопрос. Атаульф и Сегерих были убиты потому, что конечной целью их проримской политики было создание в племенном обществе государственной машины принуждения (с. 44 и далее). В 453 году такая машина уже существовала: везеготские правители теперь имели соци­альный и политический статус римских землевладельцев и унаследовали римский государственный аппарат западной Галлии. Следовательно, убий­цы Торисмуда стремились сохранить status quo и утвердиться в своем но­вом положении. Однако в массе своей везеготы все еще питали старую ненависть к Риму, и это нашло свое отражение в политике Торисмуда. Трудно, правда, отделаться от впечатления, что Торисмуд направил на­родный гнев на такие цели, которые вряд ли бы понравились убийцам Атаульфа и Сегериха. Те двое погибли, потому что их попытки навязать своему народу «законы» встретили сопротивление. Но теперь основы для такого сопротивления не было. Государственное принуждение уже суще­ствовало, и условия поселения везеготов в Аквитании делали сопротив­ление невозможным. Следовательно, возрождение Торисмудом антирим­ской политики не было возрождением тех идей, которым служили убийцы Атаульфа. Внешняя форма прежней политики (оппозиция к Риму) в 453 году еще существовала, однако внутреннее содержание (сохранение старинных свобод) исчезло. Вероятно, по-другому быть и не могло. Про­должать вражду с Римом было бессмысленно. Как и во времена Фрити-герна и Атаульфа (с. 48 и далее), у народа не было своей политики, кото­рую он мог бы противопоставить политике своих вождей.

Место Торисмуда на троне занял один из братоубийц, Теодорих, вто­рой сын Теодориха I. Начальные годы его правления не менее примеча­тельны, чем царствование его предшественника. В свое время Теодорих I никогда не привлекался римлянами (и никогда не выражал такого жела­ния) для подавления восстаний багаудов. При этом римская политика


hospitalitas была настолько успешной, что за время царствования Теодо­риха в Аквитании не случалось крестьянских восстаний. Более того, ког­да багауды восстали в Галлии в 435 году, Теодорих воспользовался этим, чтобы напасть на долину по нижнему течению Роны, и Аэцию пришлось привлечь других римских союзников для подавления восстания. Что ка­сается Торисмуда, известного своими антиримскими настроениями, то, конечно, никто и не думал призвать его для участия в подавлении мятеж­ников вне границ его владений. Но теперь, в 453 году, у римского прави­тельства появилась такая возможность. Теодорих II и его брат Фредерик были всецело на стороне римлян. И с чего же они начали свое правление? Еще до убийства Аэция 21 сентября 454 года войско везеготов под коман­дованием Фредерика атаковало и разгромило багаудов в Тарраконскои провинции в Испании, и произошло это от имени и по повелению рим­ского правительства75. Теперь и только теперь римляне могли призвать везеготского короля на помощь в подобных делах, и они сразу же ухвати­лись за эту возможность.

В 462 году везеготы Теодориха II сражались на стороне нового импе­ратора Ливия Севера против мятежных римских войск. Те захватили Нарбонну и, вероятно, большую часть провинции Нарбонна I76. Брат ко­роля Фредерик вытеснил мятежников из южной Галлии, преследовал их до Луары, но погиб в битве при Орлеане в 463 году77. Теодорих II пошел дальше, чем кто-либо из его предшественников: со времени образования королевства в 418 году мы не знаем ни одного случая, когда бы везеготы принимали участие во внутриримских гражданских войнах (исключая войну с багаудами в Испании). Теодорих II получил начатки римского образования от Авита до того, как последний стал императором Западной империи. Он немного изучал римское право, Виргилия. Его учитель не упустил возможности заложить в него стремление жить в мире с Римом78. В последние годы правления, между 462 и 466 годами, один из галльских землевладельцев называл Теодориха II «превзошедшим своего могуще­ственного отца, славой готов, столпом и спасением римской нации»79. В эти годы Теодорих, очевидно, защищал не только везеготскую аристо­кратию, но и галло-римскую аристократию вообще и готов был считать их войну своей войной. Он был достойным продолжателем дела Атауль­фа и Сегериха и окончил свою жизнь так же, как они. Он был убит своим братом Еврихом, который навсегда положил конец договору 418 года. В 475 году, за год до падения Ромула Августула и самой Западной Рим­ской империи80, он провозгласил полную независимость везеготского ко­ролевства. С тех пор и вплоть до 507 года, когда королевство Тулузы было разрушено франками, римская знать жила в относительной гармонии со своими правителями-варварами и даже играла заметную роль в королев­ской администрации. Впрочем, полного смешения римлян и везеготов не произошло даже к 711 году, когда мусульмане уничтожили последние ос­татки готов.


Часть первая. ГАЛЛИЯ


Вопрос взаимоотношений с Римом часто был основным политическим вопросом у народов, населявших приграничные районы Империи в I веке нашей эры. Был ли он таковым для везеготов до 376 года, мы не знаем, так как наши сведения об их политической жизни в этот период слишком скудны. Однако в последующий период, о котором у нас имеются более достоверные сведения, этот вопрос выходит на первый план; и вплоть до исчезновения Западной империи он остается стержнем политической ис­тории везеготов. На наш взгляд, в V веке происходила борьба между везе-готским народом и везеготской знатью, численно возраставшей и дей­ствовавшей заодно с римским правительством. Причем эта борьба велась не только вокруг вопроса об отношении к Риму, но и того, какая форма власти должна быть у самих везеготов.


Часть вторая

ИТАЛИЯ


IV. 476 ГОД И ПОСЛЕ НЕГО

Летом 449 года группа, состоящая из нескольких римлян и их спутни­ков, пересекла границу Империи на нижнем Дунае к северу от Наисса (Ниша). Они вступили в страну варваров и продолжали свой путь верхом по равнинам Валахии1. Группу возглавлял римский посол, направлявшийся на встречу с Аттилой. С ним были его советники и слуги, а также несколько представителей гуннов. Эти гуннские представители весной приезжали в Константинополь с дипломатической миссией и теперь возвращались к сво­ему господину. Среди них были двое из наиболее доверенных приближен­ных Аттилы. Один из них, как ни странно, был римлянин. Он был родом из Паннонии и, служа секретарем у Аттилы (вся бумажная работа в гуннской империи находилась в руках латиноязычных секретарей), поднялся до вы­сокого положения в империи варваров. Его звали Орест. Второй, который в этот момент был гораздо более влиятельным человеком, был гунн. Это был Эдика, один из наиболее могущественных людей, близких к Аттиле, знаме­нитый воин, командовавший одной из частей гуннской армии.

По странной прихоти судьбы два сына этих двух попутчиков, Ореста и Эдики, позднее сыграют значительную роль в истории Европы. Через не­сколько лет после того, как Орест путешествовал в качестве посла, у него родился сын, которого он назвал Ромулом, в честь своего тестя. Этот ре­бенок станет известен в истории как «маленький Август», Ромул Авгус-тул, последний император Западной Римской империи. Тот человек, кото­рый в августе 476 года лишит его трона и станет de facto первым варваром-правителем Италии, был сыном попутчика Ореста, Эдики2. Это был Одоакр, которому было шестнадцать лет в то время, когда его отец Эдика вместе с Орестом ехали по пустынным равнинам Валахии3.

После смерти Аттилы в 453 году и распада его империи через один или два года после этого (см. с. 111) Орест не превратился в бродягу или


Часть вторая. ИТАЛИЯ


IV. 476 год и после пего


5 7


 


         



30*  20' 10' 0" 10'    20'   30' 40'


во -


SO"


Карта З. Европа около 526 года нашей эры

бездомного разбойника, скитающегося по дунайскому приграничью Рим­ской империи, хотя такая участь постигла многих из бывших приспешни­ков Аттилы, включая и его сыновей. Орест вернулся на запад и проявил себя как выдающийся военачальник, так как через двадцать с небольшим лет (в 475 году) император Западной империи Юлий Непот сделает его патрицием с правами верховного командующего своей армии. Но в том же году новый патриций поднял мятеж в Равенне и посадил своего сына Ромула на трон вместо Юлия Непота. Таким образом, Ромул, хотя мы и называем его последним западным императором, на самом деле был узур­патором, а настоящим последним западным императором был Юлий Не­пот. По замечанию Бари, эти имена на страницах хроник — Юлий, Авгу­стул, Ромул — появляются перед нами как призраки, восставшие вновь из давно прошедших дней римской истории4.

Эдика был не столь удачлив, как Орест. С падением Гуннской империи в 453-454 годах толпы голодных и неприкаянных людей заполнили сред-


недунайское приграничье Римской империи (см. с. 21). Гунны разрушили нормальный уклад жизни этих народов и вытеснили некоторых из них с мест их прежнего обитания. Так, когда гунны около 370 года впервые появились в Европе, они оккупировали земли остроготов на Украине, но когда империя гуннов рухнула, остроготы оказываются на среднем Ду­нае: они переместились, пройдя половину Европы. Прежние подданные гуннов были расколоты, разделены и переделены. У них было мало скота и не было земли, и они проводили свою жизнь в разбоях, угоняя скот, устраивая засады и даже сражаясь в битвах с такими же бездомными и голодными людьми, как они сами. В годы суматохи и беспорядка, после­довавших за падением империи гуннов, мы лишь однажды встречаем Эди­ку. В 469 году во время битвы на реке Болиа (современное название не установлено) в Паннонии мы видим его и его сына Гуноульфа (но не Одо-акра) во главе войска скиров, когда они и их союзники атакуют острого­тов. Но остроготы победили, и мы больше никогда не услышим об Эди­ке5. Гуноульф уехал в Константинополь, где быстро поднялся до чина магистра армии в Иллирике, а Одоакр с бандой таких же обездоленных варваров, не принимавших участия в этих событиях, направился в Ита­лию с тем, чтобы попытать счастья в качестве наемника на службе Запад­ной империи. На пути в Италию около 461 года (см. с. 105) Одоакр посе­тил св. Северина в его келье в Фавианисе в провинции Норик. На святого католического отшельника Одоакр произвел благоприятное впечатление, хотя сам был христианином арианского исповедания. Теперь ему было двадцать с лишним лет, он был бедно одет, очень высок ростом — во время беседы с Северином ему приходилось нагибаться, чтобы не задеть головой потолка кельи, — и, очевидно, был из тех людей, которых трудно забыть. «Иди в Италию, — сказал святой, когда варвар с ним прощал­ся, — иди, и хотя сейчас ты в рубище, но скоро ты осыплешь многими дарами множество людей». Очевидно, варвар глубоко поразил его. Одо­акр тоже никогда не забывал Северина. Много лет спустя, когда он стал de facto королем Италии, он написал святому, предлагая выполнить любое его желание. Все, что попросил св. Северин, — это вернуть из ссылки некоего Амвросия, и Одоакр с радостью выполнил это. У нас нет причин сомневаться в том, что Одоакр действительно глубоко почитал св. Севе­рина: ведь Эвгиппий, от которого мы знаем об этих событиях, писал свое сочинение в 511 году, когда и Одоакр, и Северин были давно мертвы и у автора не было оснований их бояться или же льстить им.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!