Составление тезисов доклада на научно-практическую конференцию по теме исследования.



Всероссийское хоровое общество считает, что «развитие хоровой культуры                          является гарантией развития страны в целом, гарантией её независимости, территориальной целостности, высокого международного авторитета». Хоровые произведения представляют собой наглядные образцы для изучения народной и классической музыки, что является важным для приобщения школьников к культурному наследию страны и мира [20].

Видовая, родовая сущность народного музыкального творчества увековечивает различные его формы, раскрывая гуманистические и художественные ценности, то есть русло фольклора, существовавшее сначала в своем исходном бытии, направляется каналами, позволяющими использовать его в познавательных, воспитательных и культурных целях. Народная музыка, проявляясь в виде продуктов творческой деятельности, выступает как свойство бытия человека, его онтологическая характеристика. Для понимания смысла отдельных частей такого сложного социокультурного комплекса, как музыкальный фольклор, необходимо овладеть языком
фольклора, который поможет проникнуть в многомерные исторические глубины народной традиции [23].

Музыкально-творческая деятельность является востребованным направлением внеурочной деятельности среди современных школьников и их родителей, может стать эффективным средством организации интеграционных процессов в образовании и способствовать решению задач социализации личности школьников [22].

Понимание развивающего потенциала музыки, владение игровыми методами воспитательного воздействия на детей, приемами организации музыкально-игровой деятельности, направленной на личностное развитие ребенка, представляется фундаментом профессионального творчества педагога-воспитателя в условиях перехода к ФГОС нового поколения. Для диагностики сформированности у детей умений позитивного взаимодействия с окружающим миром людей и природы были разработаны критерии, показатели и уровни их проявления в музыкально-игровой деятельности.

Образно-содержательному критерию соответствовало наличие у детей эмоционально-образного тезауруса, воплощающего образы красоты и выразительности окружающего мира и мира человеческих чувств, эталонов доброго, чуткого, ответственного отношения к окружающему миру и к внутреннему миру человека; эмоционально-мотивационному — закрепление у детей опыта эмоциональной подстройки к окружающим людям, способности к самовыражению и гармонизации собственных эмоциональных состояний; деятельностно-практическому — идентификация себя с положительными героями, освоение моделей бережного, чуткого, доброго, ответственного отношения к окружающему миру природы и людей, удовольствие от позитивного и ответственного поведения в окружающей среде. По каждому критерию были разработаны диагностические игры-тесты.

Результаты воспитательной работы студентов в процессе проведения практики обсуждались на студенческих конференциях, на методических советах в рамках заседаний кафедры эстетического воспитания. Обобщая выступления студентов, можно сделать следующие выводы.

По образно-содержательному критерию: активное взаимодействие детей с образами красоты и выразительности окружающего мира, очеловеченными образами природы в музыкально-игровой деятельности привело к значительному обогащению у детей эмоционально-образного тезауруса, обогатило представления о мире человеческих чувств.

Трансформация в современные условия традиций народной педагогики и игровых приемов фольклорного творчества «оживила» образы фольклора в сознании детей, способствовала органичному включению детей в культуру своего народа, гармонизировала их отношения в семье и в детском коллективе.

По эмоционально-мотивационому критерию: включение детей в творческое взаимодействие в процессе музыкально-игровой деятельности усилило позитивную эмоциональную реакцию и личностную сопричастность к явлениям окружающего мира, закрепило в опыте детей гармоничные модели поведения в окружающей среде. В процессе игровых воплощений художественных образов у детей оптимизировалось двигательно-координационное и интонационно-речевое развитие - появилась раскованность, свобода, уверенность и адекватность двигательных и интонационных проявлений, что привело к значительному снижению тревожности, скованности, капризности в поведении детей, к преобладанию уравновешенных форм поведения, способствовало развитию эмоциональной

отзывчивости, сопереживания, мотивировало на подражание образным эталонам гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

По деятельностно-практическому критерию: целенаправленное развитие способностей детей к двигательному и интонационному творчеству дало им возможность проигрывать различные ситуации, делать свой выбор по отношению к тому или иному явлению и воплощать его в игровых действиях. Проигрывание образных историй стимулировало желание детей идентифицировать себя с положительными героями художественных произведений, позволило ощутить удовольствие от собственного этического поведения в ситуациях игры, развило навык перенесения игровых ситуаций в свои повседневные занятия. Дети научились давать оценку поведения других детей или героев художественных произведений с помощью соответствующих ситуациям поговорок и пословиц, примеров из сюжетов сказок и образныхисторий, что, стимулировало их способности к анализу собственного поведения в окружающей среде. У детей повысились самооценка, через игровые ситуации появились практические навыки выбора позитивных действий в окружающей среде, ответственного отношения к себе, к окружающим людям к образам природы.

Подытоживая сказанное, сформулируем возможные направления личностного развития детей при обращении в воспитательной работе к музыкальному искусству:

- гармонизация эмоциональной сферы через сенсорное насыщение личности;

- развитие психических процессов в опоре на образные формы познания мира и сенсорный опыт;

- развитие в музыкально-творческой деятельности креативности как основы психологического здоровья самоактуализирующейся личности;

- развитие через эмоциональную отзывчивость к музыке способности чувственно-образного постижения окружающего мира, глубокого переживания его выразительности, ощущения внутренней связи с ним;

- развитие позитивных отношений с окружающим миром через практическую включенность личности в освоение социокультурных функций и ролей в музыкально-игровой деятельности;

- формирование основ нравственности в процессе эмоционального переживания ценностей, явленных в искусстве;

- формирование социокультурных основ личности, приобщенной к культурным ценностям и традициям своего народа и органично входящей в современную художественную культуру [24].

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!