Государство – это историческое явление. Оно появилось как организация, призванная обеспечивать целостность общества, представлять, защищать и удовлетворять его интересы.



Трансформация государства.

В эпоху продолжающейся глобализации и установления постиндустриального общества институт государства претерпевает ряд существенных изменений.

Одним из первых о качественных изменениях положения государства в мире начал задумываться футуролог Э. Тоффлер. В своей книге «Третья волна» он говорит о двух противоположных тенденциях, имеющих место в современном мире: с одной стороны, происходит всё более глубокая децентрализация государств, а с другой – более сильная власть переходит в руки наднациональных корпораций, в условиях чего и намечается кризис государства. Помимо этого, философ говорил и о национальном государстве, которое, по его мнению, становится пережитком прошлого и уже не имеет былых позиций на международной арене.

О кризисе государства свидетельствует не только развитие ТНК и обособление отдельных организаций от него. Внутри самих государств активно нарождаются центры международной торговли, которые всё больше напоминают города-государства — мегаполисы. Такие крупные города как Нью-Йорк, Токио становятся всё более экономически независимыми от какого бы то ни было центра.

Независимость и суверенитет.

Суверенитет (через нем. Souveränität от фр. souveraineté– верховная власть, верховенство, господство) – независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренней политике.

Означает самостоятельность не подчинённость, не подотчетность государства внешним силам. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть может решать вопросы жизни страны исключительно по своему усмотрению согласно мандату народа.

Государственная независимость – политическая самостоятельность, суверенитет, отсутствие подчинённости и зависимости нации, народа, государства.

Уважение суверенитета – основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплён в Уставе ООН и других международных актах.

Понятие государственного суверенитета было введено французским учёным XVI в. Жаном Боденом. Каноническое право, регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе, признавало верховную власть только за римским папой. В 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства. В Вестфальском мирном договоре признавался территориальный суверенитет за государственными образованиями.

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации, и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества.

Национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития.

Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.

В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве, и свободном голосовании.

Международным сообществом выработаны принципы отношений между государствами, которых они должны придерживаться. Общепринято, что состояние дел с соблюдением прав и свобод человека в том или ином государстве может быть предметом международной защиты. В федеративном государстве субъекты федерации могут иметь ограниченный суверенитет (суверенитет в определённой сфере), который в совокупности с суверенитетом федеральной власти (он также ограничен) образует полный суверенитет. Ограничение суверенитета федеральной власти и власти субъекта федерации происходит благодаря разграничению сфер, в которых соответствующие органы власти обладают исключительными полномочиями на принятие решений. Так, в конституциях субъектов федерации, например, Татарстана, указывается, что Татарстан – государственное образование, имеет суверенитет, который заключается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов полномочий федеральной власти.

Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой – большинство государств добровольно и сознательно идёт на его ограничение.

В 2000 году под эгидой ООН была создана «Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета». В своём докладе комиссия указывает, что суверенитет не только предоставляет государствам право «контролировать» свои внутренние дела, но также налагает непосредственную ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В докладе также высказывается мнение о том, что в том случае если государство не способно защитить людей — будь, то из-за отсутствия возможностей, либо из-за отсутствия воли, — ответственность переходит к широкому международному сообществу. Позиция комиссии нашла отражение в новой норме международного права, получившей название «Обязанность защищать».

Нация и государство.

Нация – это исторически сложившаяся этническая общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.

В ходе исторического развития нация приходит на смену народности и является более высокой ступенью самоорганизации и консолидации этноса, т.е. коренного народа или, как говорят, титульной нации, давшей название себе и своему государству.

Нации и их самоназвание формировалось также не только на основе единения титульной нации (этноса), одной народности. Некоторые нации сформировались путем объединения близких по языку и культуре народов. Например, французская нация образовалась в результате смешения галлов, германцев, норманнов и других народов. Североамериканская нация возникла из переселенцев почти всех европейских стран, смешавшись с местными народностями.

Осознание себя как нации особенно рельефно выражается в стремлении к такой форме самоорганизации, как государство.

Важнейшие представления, которыми народ выражает смысл своего существования именуется национальной идеей. Это представления о начале своей исторической судьбы, национальных истоках (начале своего существования, своего места в мире, осознание своей самобытности, уникальности). Национальная идея выступает как главный компонент, ядро национального сознания народа. Нациями не рождаются, нациями становятся.

Выразителем интересов, устремлений любого народа, нации является создаваемое ими государство. Оно формирует из всей совокупности черт народа национальную идеологию. Это позволяет называть национальную идеологию государственной идеологией.

Государственная идеология имеет ряд компонентов, своего рода фундамент деятельности государства, поддерживаемый всеми ресурсами системы управления.

ü Культурно-исторические ценности еще называют цивилизационными компонентами государственной идеологии. Среди них сложившиеся идеи, представления о происхождении, формировании народа, особенности его самосознания и становления его как самобытной общности или нации.

ü  Политическую составляющую государственной идеологии образуют идеи и представления народа о становлении институтов политической системы, о ее соответствии современным требованиям и направлениям дальнейшего развития.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!