Религия как форма духовного освоения реальности.
Религиозная традиция - один из важных факторов формирования мировоззрения и ценностных ориентаций. Она духовно наставляет человека, предлагает глубокую интерпретацию бытия, придает сакральное измерение социальному пространству.
Теология (богословие) понимается как концептуальная форма религии, учение о Боге. Выражая и обобщая религиозную традицию, богословие выступает в качестве ее интеллектуального инструмента.
Представление о Боге как о личном и сверх природном является определяющим признаком религиозно-философского учения. В ходе исторического процесса формируется религиозно-философское учение о Боге (теология) и выстраиваются специальные доказательства бытия Бога.
Известны следующие доказательства бытия Бога:
· космологическое (Аристотель, Лейбниц, Вольф) – поскольку существует следствие - мир, космос, должно быть и движущее его начало, конечная основа всех вещей;
· телеологическое (Сократ, Платон, стоицизм, Цицерон) - целесообразность в природе как свидетельство бытия ее разумного устроителя;
· онтологическое (Августин, Ансельм Кентерберийский): само представление о Боге как совершенном существе предполагает его существование.
Кант выдвинул новое нравственное обоснование бытия Бога, рассматривая Бога как необходимостьпрактического разума. Так как по Канту, Бог не может быть найден в опыте, он не принадлежит к миру явлений, то невозможно в принципе ни доказательство его существования, ни опровержение. Вера в Бога необходима, посколькубез этой веры невозможно примирить требования нравственного сознания с непререкаемыми фактами зла, царящего в человеческой жизни.
|
|
Теодицея – оправдание Бога. Термин введен Лейбницем в его трактате «Теодицея» (1710). Это общее обозначение религиозно-философских доктрин, целью которых является согласование идеи «разумного» и «благого» божественного управления миром с неизбежным наличием мирового зла.
Существуют различные исторические формы теодицеи. Наиболее примитивная форма теодицеи базируется на принципе «каждому воздастся по делам его».
Логически построенная теодицея развивалась исходя изпринципа свободы воли: свобода сотворенных богом ангелов и людей в своей полноте включает возможность морального зла, в свою очередь, порождающего зло физическое.
Зло, считает Лейбниц, будь то зло «физическое» (страдания людей) или «моральное» (нравственные пороки и преступления), является необходимым «теневым» элементом совершеннейшего порядка вещей, не созданным, но лишь «попущенным» всеблагим Богом, чтобы подчеркнуть и оттенить добро.
Религиозное мировоззрение - способ мировидения и миропонимания, основанный на вере в существование сверхъестественного, на признании определенной системы норм, ценностей и убеждений, смещающих ориентацию человека из сферы общественно и материально необходимых жизненных задач в сферу духовно-индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, непосредственно связанное с учением о бессмертии души и загробном воздаянии.Мировые религии обогатили и развили моральный опыт человечества. Высшей ценностью, образцом для подражания, в котором соединились и воплотились все добродетели, целостным моральным идеалом высшего порядка выступают в каждой из мировых религий Христос, Будда, Аллах.
|
|
Утверждение Бога как единственного источникаи критерия нравственности, интерпретация зла как отступления от божественных предписаний стали основой религиозной этики.
Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.
Кризис идеалов вызывает необходимость переосмысления традиционных ценностей, поиска новых значимых для человека идеалов. Поиск новых мировоззренческих идей идет на фоне небывалых событий мировой цивилизации.
|
|
Перед человечеством стоят проблемы, требующие философского осмысления для их разрешения:проблема выживаемости в ядерный век; проблема экологической выживаемости человечества; проблема сохранения целостности личности; проблема коммуникативного единства человечества;
Постмодернизм является результатом осмысления вышеперечисленных проблем, стоящих перед человечеством. В самом общем виде он выражает глубокое разочарование в итогах всего предшествующего развития, утрату веры в человека и гуманизм, разум и прогресс, во все прежние идеалы и ценности. Человечество приходит к пониманию того, что ему придется отказаться от мечты о светлом будущем. He только светлое, но будущее вообще становится все более проблематичным. Все прежние цели и задачи сводятся теперь к одной – к проблеме выживания. Постмодерный человек как бы утратил почву под ногами.
В соответствии с принципом плюрализма сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо объединяющим центром, Мир у них распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи.
Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!