Фотография 11. Продажа дров, Екатеринбург



 

В сугубо статистическом исследовании для градо-Екатеринбургских приходов невозможно избавиться от такого мощнейшего фактора, как миграционные потоки. Население города росло громадными темпами именно из-за того, что Екатеринбург, как пылесос, ежегодно затягивал в себя огромные массы новых жителей, в том числе и переселенцев из западных губерний Империи. В среднем, на одну тысячу горожан ежегодно рождалось 88 детей и умирало 70 жителей. Такие показатели могут быть достигнуты только за счёт колоссального миграционного прироста молодого, трудоспособного населения. Однако, война сказалась и здесь: увеличилась смертность из-за ухудшения медицинского обслуживания и по причинам неаккуратного обращения с огнестрельным оружием, перемещением громадных масс населения («попал под поезд», «сбит лошадью» и так далее).

Особой категорией населения на Урале являлись раскольники. Поскольку на этой территории были представлены все изводы старообрядчества, в настоящей работе упор сделан на демографическом анализе общин единоверцев, так как именно в этих приходах (в основном, при заводах) вёлся наиболее полный учёт. Естественный прирост для них за период до 1905 года включительно составил 9,5 на тысячу человек:

(1000 + 40 - 30,5) = 1009,5

Демографическая ситуация единоверческого населения на Среднем Урале, по сравнению с остальными категориями граждан, несколько улучшилась. В целом, за весь период 1898 - 1917 годов, на тысячу единоверцев ежегодно приходилось 48 новорожденных и 35 - умерших. Некоторое улучшение показателей естественного воспроизводства после 1905 года можно связать с реализацией на практике положений Октябрьского манифеста, который гарантировал свободу совести. Возможно, старообрядческое население стало более добросовестно фиксировать рождения и смерти членов общины, не опасаясь преследования со стороны властей. Тем не менее, основные показатели естественного прироста уральских старообрядцев уступали среднероссийским показателям. В среднем по стране фиксировалось чуть более 50 ‰ новорожденных, а умерших не более 30 ‰.

(1000 + 45 - 34) = 1011

Характерной особенностью единоверческого и раскольнического населения является сравнительно низкая (для Урала) смертность, но и существенно меньшая рождаемость. Это связано с тем, что проявление бурных страстей, алкоголь, табак и прочие излишества были в этих общинах под тотальным запретом. Отмечается более широкое распространение грамотности среди раскольников, их более «продвинутый» быт по сравнению с наименее развитым сельским населением. Кроме того, среди схимников фиксируется меньший процент младенческой смертности. Тем не менее, если бы Российская Империя продолжила свой исторический путь в существовавших демографических трендах, схимники уже в скором времени растворились бы среди православного населения. Если придерживаться неофициальной версии о том, что численность старообрядцев на Урале составляла 6 %, а не вдвое меньше, то к условному 1927 году доля этого населения сократилась бы до 5 % и так далее. Динамика «исчезновения» общин раскольников и единоверцев с каждым годом только нарастала. Конечно, история не знает сослагательного наклонения, но чисто гипотетически, попав в демографический кризис, значение старообрядцев (например, купцов) и старообрядчества в целом было бы существенно меньшим. По сути, они не имели будущего в Российской Империи. Особенно в реалиях 1898 - 1905 годов. И главной причиной этого была их самоизоляция, замкнутость всего жизненного уклада в целом и семейно-брачных отношений, в частности.

Фанатизм и доктринёрство, будь они коммунистическим, масонским, старообрядческим - любым другим, есть путь в никуда. Долговременная изоляция (непосредственная или идейная) способна привести лишь в грязные подвалы гниющих сект.

«Бунт Хама» или «Революция достоинства»?

Последние годы существования Российской Империи выдались богатыми на неурожаи, эпидемии, войны, народные волнения. Но нежизнеспособность государства определяется не наличием катастроф, а тотальным неумением или преступным нежеланием властей избегать или, хотя бы, минимизировать их последствия.

До поры народ-богоносец был ограничен в средствах воздействия на правящие элиты. Но уже в 1918 году по прибытии из Сибири в Екатеринбург состава с гражданином Романовым и его семейством, разъярённая толпа намеревалась голыми руками растерзать бывшего царя. Большевикам пришлось дать залп поверх голов собравшихся, оцепить состав и высадить пассажиров в другом месте, после чего Романовы и прислуга отправились в дом Ипатьева на автомобилях... Недостатка в желающих расправиться с бывшим царём не было ни до, ни после этих событий.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!