Фотография 10. Невьянский завод



 

Источниковая база исследования включает опубликованные документы, справочные и архивные материалы. Непосредственно демографические данные были взяты из фонда «Екатеринбургская духовная консистория, город Екатеринбург Пермской губернии (1738-1918)». Он хранится в Государственном архиве Свердловской области[39]. В 40-е годы XVIII веке организовано Екатеринбургское духовное правление, входившее в Сибирскую епархию и подчинявшееся Тобольской духовной консистории. По указу Синода от 16 октября 1799 года все уральские и зауральские уезды перешли в Пермскую епархию с подчинением Пермской духовной консистории. 29 января 1885 года появилась самостоятельная Екатеринбургско-Ирбитская епархия, в связи с этим духовное правление было переименовано в Екатеринбургскую духовную консисторию. Учреждение имело разнообразные функции, ведало личным составом духовенства, боролось с ересями и расколом, судило духовных лиц и прихожан (по бракоразводным делам).

До сих пор историки извлекали из церковных документов учета населения лишь отрывочные сведения. Подобного рода отчёты считаются документами ненадёжным и потому малоинформативным. Распространённой практикой для приходов являлось то, что в «плохой» год у священников на местах была возможность «занять» рождённых от следующего года (до Пасхи) и «ссудить» умерших на следующий год. Именно в столь вольном обращении с живыми и мёртвыми в годовых росписях и заключается основная претензия к метрикам, как к историческому источнику.

В своих отчётах священников, насколько это возможно, пытались отразить всю сложность конфессиональных взаимоотношений. Существовали приходы, где совместно с православными проживали и старообрядцы. «Раскольников в Нижне-сельском приходе за 1900 год числилось 153 душ обоего пола. Православных за тот же год числилось 2876 душ обоего пола. Из них в селе - 2083 душ. Средства к жизни жителям - бывшим государственным крестьянам и бывшим мастеровым Уткинского графини Стенбок-Фермор завода и Уткинского Демидова завода - доставляют: рубка дров, углежжение и доставка угля на заводы Уткинский, Билимбаевский и Шайтанский; работа на золотых приисках в Верхотурском уезде и Оренбургской губернии»[40].

«Первые поселенцы Балакинского села были сплошь раскольники. С 1745 года у них была часовня, впоследствии перешедшая к единоверцам. Единоверие появилось здесь в начале 30-х годов 19 столетия и сделало большие успехи, так что в 1844 году не было здесь уже ни одного раскольника. Сначала единоверцы принадлежали к Свято-Троицкому Нижне-Тагильскому приходу, а с 1845 года в Балакине был открыт самостоятельный приход. Часовня была возобновлена в 1852 году, в 1867 году перестроена в церковь, которая сгорела до основания в 1888 году. После этого приход был снова приписан к Свято-Троицкой церкви и отделен в самостоятельный только уже в 1895 году 28 февраля. Храм, вместо сгоревшего, начат был постройкой в 1889 году и освящен 2 июля 1890 года. В приходе существуют две часовни: в Лайском заводе, бывшая раскольническая, перешедшая к единоверцам в 1847 году, деревянная и очень ветхая, и в деревне Ясеве, устроенная в 1859 году во имя святого Николая чудотворца, тоже деревянная. С давних времен совершается крестный поход по полям 20 июля. Прихожан в настоящее время числится при церкви 906 мужского пола и 912 женского пола»[41].

Сложность демографических процессов, поземельного и политического вопросов, является отличительной чертой эпохи. На численность, состав населения, характер его воспроизводства существенное влияние оказывали многочисленные факторы, среди которых мировые экономические и политические кризисы, войны, неурожаи и эпидемии, механическое движение населения (мигранты из западных губерний Российской Империи), селообразование и стремительная урбанизация.

По статистическому анализу годовых отчётов по сельским приходам было определено, что в среднем естественный прирост крестьянского населения на Урале составил 12 на тысячу человек. Таким образом, математическая модель демографического воспроизводства населения на 1898 - 1905 годы выглядит следующим образом:

(1000 + 60 - 48) = 1012

Если учитывать всю совокупность данных (1898 - 1917), то после Первой русской революции несколько увеличилась рождаемость и сократилась смертность. В целом, обобщённая модель естественного прироста для крестьянского населения выглядит так:

(1000 + 62 - 46) = 1016

Улучшение демографической ситуации на селе стало возможным благодаря тому, что наименее благополучные семьи бросили землю (это стало проще сделать после столыпинских реформ) и отправились жить в заводские поселения. Если естественный прирост заводского населения на Урале в 1898 - 1905 годах составил 14,5 на тысячу человек. При наличии минимального медицинского обеспечения, именно за счёт сокращения смертности, здесь удаётся добиться максимальных показателей естественного прироста населения. Воспроизводиться с такой скоростью, с учётом почти пятидесятипроцентной младенческой смертности, на тот момент уральское село не могло.

(1000 + 47 - 32,5) = 1014,5

Ситуация на заводах, которые за счёт притока самых бедных, но ставших свободными от наделов, крестьян существенно ухудшилась. Ситуация на заводах, которые за счёт притока самых бедных, но ставших свободными от наделов, крестьян существенно ухудшилась. Итогом столыпинского разрушения общины стал экспорт сельской бедноты в города. Модель естественного воспроизводства заводского населения за весь двадцатилетний период до 1918 года выглядит следующим образом: на тысячу жителей ежегодно приходилось 59 новорожденных и 45 умерших.

(1000 + 59 - 45) = 1014

По сравнению с периодом до Первой русской революции, резко увеличилась и рождаемость и смертность. Особенно это характерно для периода Мировой войны на фоне сравнительно благополучной ситуации на селе. Мобилизационные способности заводов и городов оказались – выше, что и сказалось на статистике.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!