Раздел 3. Развитие музыкальности и свободы исполнительства учащегося в классе фортепиано



Целью нашего учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства, развитие музыкальности свободы исполнительства.

В настоящие время существует большое количество методик, разработок различных ученых, педагогов по развитию музыкальных способностей. Наша задача состоит в том, чтобы разобраться в особенностях развития музыкальных способностей на уроке фортепиано. Фортепиано один из немногих инструментов, который наилучшим образом развивает все черты музыкальных способностей, такие как слух, ритм, эмоциональную отзывчивость, пальцевую технику и другое.

С первых уроков нужно приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале.

В фортепианной методике существует много рекомендаций для решения проблемы развития музыкальных способностей ученика. Однако в практике зачастую требуются дополнительные нетрадиционные средства для решения определенных задач. Методика Г.М. Цыпина подробно рассказывает и направляет на то, с помощью каких приемов и методов можно развивать музыкальные способности обучающихся. Использование данных приемов и методов, влияющих на развитие музыкальных способностей, приводит к качественному развитию этих способностей. Методы являются, несомненно, благоприятными условия по решению главной задачи – развитие музыкальности и свободы исполнительства на уроке фортепиано. Занятия музыкой направлены на то, чтобы развивать у учащихся способности чувствовать, любить, оценивать явления искусства, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.

Основная тенденция современной методики обучения - это: приобщение к музыке, развитие музыкальных представлений и постепенная выработка приёмов игры, необходимых для свободного исполнения на фортепиано. С самого начала обучения внимание ученика направляется на музыкальные цели, которые ставит перед ним педагог. Этим задачам подчиняются и все указания, касающиеся игровых навыков. Техническое упражнение даётся для того, чтобы улучшить и сделать привычными движения, необходимые для выполнения музыкального задания. Упражнение приобретает конкретную практическую цель, связанную с музыкой, а не направленную только на физическую сторону движения, поскольку, начиная занятия, учащийся прежде всего хочет воспроизводить на инструменте что-то красивое и знакомое ему по слуху. Если задание педагога совпадает с этим желанием, то рождается осознанная и понятная цель, и педагог своими пояснениями помогает с ней справиться. И здесь следует заняться первичными приёмами игры, нахождением тех форм игры и тех физических ощущений, которые дадут возможность справиться с этой задачей. Начинается путь приспособления к инструменту и развития музыкальности, фортепианной техники и свободы исполнительства.

У педагога есть один надежный помощник – сама природа учащегося. Никакому другому возрасту не свойственны такая фантазия, яркая восприимчивость к эмоциям, которыми обладает подросток. Вот почему в этот период на него можно оказать посредством искусства наиболее естественное и сильное воздействие, развить его музыкальность и свободу исполнительства. Следует отметить, что многое будет зависеть от того, насколько опытен педагог, поскольку в класс фортепиано приходят ученики, не имеющие к моменту поступления в школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Чтобы достичь значимых результатов и развить разностороннего и творческого человека, следует использовать различные методы развивающего обучения, которые оказывают значительное влияние на общий интеллектуальный уровень ученика.

Методы развивающего обучения делятся на три группы:

1. методы активизации логического мышления;

2. методы практического освоения музыкальной информации;

3. методы развития творческих способностей.

Методы активизации логического мышления основаны на использовании различных аналитических приемов - наводящих вопросов, сравнений и обобщений. Следует формировать понятия и умозаключения, выражать свои мысли в словах, делая акцент на теоретическую часть обучения. Метод наводящих вопросов может быть хорошим вспомогательным средством для развития навыков слухового анализа музыки. Цель слушания музыки - научить ученика, слушая, слышать и одновременно думать. Вариантом метода наводящих вопросов является метод самостоятельного обучения. Приведем в качестве примера несколько вопросов, которые сам ученик должен задать себе при работе над техникой: «Как я должен поступить, чтобы мои пальцы могли играть ровно и быстро? Должны ли мои пальцы плотно или легко соприкасаться с клавиатурой?».

Следует отметить, что музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью. Ее характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активировать в единстве. Только тогда учитель сможет в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Важно направить внимание ученика на осознание собственных действий. Метод сравнения и обобщения продолжает путь словесных определений. Надо выслушать мнение ученика, организовать работу так, чтобы он самостоятельно делал выводы, находил наиболее рациональные решения. Равноправный диалог, дискуссия на тему, умение слушать и оценивать свои действия, проявление активности на занятии способствуют раскрытию индивидуальности и самобытности ученика, так как воспитание самостоятельности мышления и является главной целью всех творческих заданий. При этом педагог-пианист должен осуществлять комплексное развивающее обучение: развивать слух и творческие задатки учащихся, уметь объяснять элементы теории музыки, интересно проводить уроки. Именно поэтому важной задачей становится изучение разнообразных методов развивающего обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учеников.

Основная задача - определить объём обязательных знаний и навыков для овладения учениками инструментом; привить любовь к музицированию, научить самостоятельно разучивать и выразительно исполнять фортепианные произведения, развивать умение чтения нот с листа.

Обучение игре на фортепиано предъявляет также исключительно высокие требования к укреплению воли. Успеха в овладении музыкальным инструментом, несмотря даже на одаренность, нельзя добиться без систематической, регулярной подготовки и без целеустремленного преодоления трудностей. На помощь должно прийти только развитие активного прилежания. Поэтому для каждого преподавателя на передний план выходит ответственная задача, заключающаяся в воспитании у учащегося воли, в привитии ему трудовых навыков, умения заставить себя работать, когда нет желания этого делать, использовать отведенное для домашних заданий время по возможности наиболее эффективно, не унывать в минуты случайных неудач. Необходимо ясно сознавать, что для учащегося, который еженедельно по нескольку часов в обязательном порядке проводит за музыкальным инструментом, уже это само по себе является каждый раз усилием над собой. Необходимо научить его внимательно относиться к своим ошибкам, стараясь искоренить их, выделять особенно трудные места, применять целенаправленные варианты упражнений. Как правило, это большой труд, он требует от преподавателя терпения и понимания, а от ученика – прилежания, упорства и настойчивости. С того момента, как ученик впервые прикоснулся к инструменту, надо развивать его способность концентрироваться.

Отметим, что обучение игре на фортепиано уже предъявляет достаточно требований к нервной системе учащихся. Игра наизусть, многочисленные репетиции, выступления подвергают учащихся нервному напряжению. Это напряжение должно постоянно компенсироваться радостью игры, возможностью самовыражения за инструментом, свободе исполнительства. Предотвратить нервные перегрузки, а возможно, и полностью устранить их удается только индивидуально. Чтобы преодолеть это, от преподавателя требуется повышенная осторожность, от ученика – самообладание и воля. Если эти условия выполняются, обучение игре на фортепиано может стать «активным отдыхом», способным уравновешивать напряжения занятий в школе, с одной стороны, и своеобразным фундаментом, закладывающим в характере учащегося ряд ценных качеств, необходимых для преодоления трудностей жизни в будущем, - с другой.

Обучение игре на фортепиано также предполагает постоянное обращение к сфере фантазии. Исполнение каждой композиции есть воспроизведение определенных музыкальных представлений. Исполнитель должен представить себе каждую динамическую, должен исполнить ее прежде «в себе», если он хочет убедительно передать ее. То же самое можно сказать о соотношении динамики правой и левой руки и об использовании педали. Важно, чтобы ученик сам – с первых же лет обучения – умел разбираться в различных исполнительских вопросах, научился свободно исполнять музыкальные произведения. Иногда следует организовать конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно разученных произведений, поощряя это.

Следует подчеркнуть, что приобретение навыков свободы исполнения, техники движений всегда связано с развитием как физических (мышечных), так и технических (волевых) свойств. В работе над пианистической техникой требуются еще такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, ее ограниченности, скованности, неровности, а также «немузыкальности», которая включает в себя и недостатки звуковой области. В педагогической практике можно найти много примеров, когда недостаточно яркое ощущение характера музыки, недостаточное переживание бывает причиной не только бледности звукового образа, но и технической ограниченности. Двигательная вялость, неточность попадания, несобранность и расплывчатость, как правило, объясняются медленной реакцией, недостаточной концентрацией внимания, заторможенными рефлексами. Нечего и говорить в этом случае о звуковой стороне, так как звуки, взятые как попало, неподготовленные (даже если они правильные) получают случайную окраску, ничего общего не имеющую с замыслом.

Из сказанного следует вывод: развитие общей музыкальности ученика является непременным условием для успешной работы над пианистической техникой. Однако знакомы и другие случаи неудач, когда все факторы музыкального и технического развития налицо, но развитие двигательной системы идет своим, особым путем, оторванным от задач выражения музыки. В этом случае ученик приобретает навыки и приемы, которые развивают его технику в определенном направлении; однако эти приемы не создают условий для достижения музыкальной и технической законченности и даже являются основными препятствиями на пути полноценного исполнения.

К числу главных недостатков в техническом развитии пианиста относится зажатость, скованность аппарата. Одна из причин этой зажатости заключается в искусственности игровых приемов, не увязанных с музыкальными задачами. Например, в гаммах, арпеджио, этюдах ставится узкая цель (достижение пальцевой четкости и беглости), а вопросы звучания, фразировки, дыхания, гибкости и пластичности игнорируются. В этом случае, хотя ученик играет инструктивный материал довольно хорошо, при исполнении художественного произведения у него появляется неловкость, угловатость и корявость.

Основная цель развития – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы музыкальной воле исполнителя во всех ее проявлениях, причем подчинению автоматическому. Музыкальная воля управляет исполнительским процессом, технический аппарат подчиняется музыкальной воле. Оба эти процесса с первых шагов обучения должны находиться в полном единстве. Значит, всякий игровой прием не может быть абстрактным, а должен быть обоснован музыкальным выражением. Точно так же каждый музыкальный образ, характер звука необходимо увязать с соответствующей формой игровых движений. Рост и созревание ученика связаны с расширением представлений, углублением ощущений, с активным стремлением ярче выразить характер и содержание музыки. Технический аппарат при этом должен быть в контакте с растущими задачами, помогать их выполнять и уметь подчиняться всем проявлениям музыкальной воли.

На каких же принципах следует развивать пианистический аппарат, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки:

1. Гибкость и пластичность аппарата.

2. Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и активных пальцах.

3. Целесообразность и экономия движений.

4. Управляемость техническим процессом.

5. Звуковой результат (как необходимый итог). Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приемом, следует развивать перечисленные принципы. Без них контакт музыкального и технического развития будет затруднителен. Совершенствуя в дальнейшем все участки пианистического аппарата, следует базироваться на тех же принципах, подкрепляя их более высоким качеством. «Педагог должен дать ученику то, что называется школой» (А. Гольденвейзер).

Одна из задач педагога состоит в гармоничном развитии исполнительской техники ученика, с учетом его музыкальных и технических данных. Данная тема привлекает внимание многих ведущих педагогов и музыкантов, и чтобы привести игровой аппарат в рабочее состояние, полезно проделать гимнастические упражнения, которые предлагает А.А.Шмидт-Шкловская: упражнения с мячом, «иди ко мне», «щепотка», упражнения для подвижности пальцев и т.д. Развивать самостоятельность пальцев и артикуляцию помогает игра. На начальном этапе обучения пианистические навыки, предложенные учащемуся в виде игр и упражнений, усваиваются двигательно, однако осознанное владение базовыми техническими навыками с течением времени рождает умение самостоятельно анализировать технические сложности, встречающиеся в работе пианиста на любом уровне обучения.

Обобщая вышеизложенное, следует говорить о развивающем характере подобных упражнений. Сейчас много различных методик и произведений на развитие технических навыков игры на фортепиано, на развитие музыкальности исполнительства учащегося в классе фортепиано.

Выводы, обобщения

Умение свободно играть на фортепиано чрезвычайно облегчает преодоление трудностей в художественных произведениях и этюдах. Ведь хорошее исполнение музыкальных сочинений - главная цель каждого пианиста. Стремясь к этой цели и овладевая конкретными исполнительскими задачами, пианист отшлифовывает и свою технику. Но для этой отшлифовки нужен хорошо подготовленный материал, и чем лучше он будет отработан, тем совершеннее он сможет быть преобразован в высшего порядка художественную технику.

Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Природа щедро наградила человека, она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц, шорохом леса люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство.

Воспитание музыкальной культуры учащихся происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Так как овладение игрой на музыкальном инструменте – процесс трудоемкий, требующий большого терпения и постоянства усилий, он создает особые условия для скорейшего формирования у обучающихся общетрудовых умений и навыков, а также соответствующих волевых качеств - таких, как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность, выдержка и дисциплинированность. Известно, что учащиеся, занимающиеся в музыкальной школе, отличаются особой собранностью и организованностью, что позволяет им за ограниченное количество времени справляться со значительно большим, чем у их сверстников, объемом заданий. Сами условия обучения игре на музыкальном инструменте, помимо уроков с педагогом, требуют ежедневных, длительных и настойчивых, самостоятельных занятий ученика, что предполагает большие вложения собственных усилий ученика. При этом интенсивно развиваются не только настойчивость и терпение, но и такие ценные качества, как самостоятельность мышления, изобретательность и гибкость ума. Итак, как видим, обучение игре на музыкальных инструментах обладает огромным общеразвивающим потенциалом и должно занять достойное место в системе массового воспитания и образования.

 

Список литературы:

1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» – М., 1978.

2. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. - М.: АПНРСФСР, 1961. - С. 39-251. 

3. Аврамкова, И.С. Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано: на материале современных учебно-методических пособий: автореферат дис. канд. пед. наук / И.С.

4. Землянский Б. О музыкальной педагогике. – М.: Музыка, 1987. – 144 с. 2. Миллерова Е. Фортепианное обучение как составная часть воспитания. – Л: Музыка, 1971. – 79 с. 80 3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Классика – XXI, 1999.- 228 с. 4. Фейнберг С. Пианизм как искусство. – М.: Классика – XXI, 2001. – 335 с

5. Ребёнок за роялем. Редактор-составитель Ян Достал. – М.: Музыка, 1981.- 332 с.

6. Савинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика – XXI, 2002.-244 с.

7. Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, – 1989.-144 с.

8. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. – М.: Музыка, 1968. – 248 с.

9. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978. – 286 с. 75 2. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой / Учебное пособие. – Изд.6-е / М.: Советский композитор, 1992. – 103 с.

10. Барахтина Ю. В. Ступеньки юного пианиста / Пособие для начинающих обучение на фортепиано. – Новосибирск: Окарина, 2005. – 45 с.

11. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. – изд.2-е / СПб.: Композитор, 2010. – 179 с.

12. Гнесина Е. Ф. Подготовительный упражнения к различным видам фортепианной техники: пособие для педагогов и учащихся. – М.: Ленинград, Музгиз, 1940.

13. Москаленко Л. А. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения / Лекция по курсу методики обучения игре на фортепиано. – Новосибирск, 1999. – 44 с.

14. Селенкова Л.С. Вверх по ступенькам / Учебное пособие для начинающих пианистов 1ч. М.: Аллегро, 2009.- 75 с.

15. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. –Изд.2-е / Л.: Музыка 1985. – 70 с.

16. Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики. – К., 1984.

17. Гринштейн С. Очерки по истории фортепианной педагогики. – Спб.,1996.

18. Грум-Гржимайло Т. Искусство фортепиано. – М.,1979

19. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением». - М. Классика - ХХI, 2003. 2. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. - М.: Классика – ХХI, 2001.

  20. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.

         по спец. № 2119 «Музыка и пение». — М.: Просвещение, 1984.— 176 с.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!