Раздел 1. Анализ разработанности темы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБОУВО РК «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Ф.ЯКУБОВА»
Реферат
По дисциплине: «Специальный предмет (фортепиано)»
На тему:
«Развитие музыкальности и свободы исполнительства учащегося в классе фортепиано»
Выполнила
Халилова Нилюфер
Группа М-ЗМО-19
Доцент кафедры:
Эгизова Э.Д.
2020
Содержание
Введение……………………………………….....................................................3
Раздел 1. Анализ разработанности данной темы………………………………………………………………………………5
Раздел2. Предшествующий опыт в данном направлении…………………………………………….......................................6
Раздел 3. Проблема развития музыкальности и свободы исполнительства
учащегося в классе фортепиано……………………………………………………………………….8
Выводы, обобщения…………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………………15
Свидетельством значимости и актуальности поставленной проблемы является то, что педагоги – музыканты на протяжении профессиональной деятельности ищут способы и методы развития музыкальности и свободы исполнительства учащегося в классе фортепиано.
|
|
Цель работы – выявить теоретические основы, разработать и апробировать методику развития музыкальности и свободы исполнительства учащегося в классе фортепиано, обеспечить развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, сформировать интерес к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- проанализировать сущность музыкальных интересов учащегося в контексте современных научных исследований и образовательно – воспитательной практики;
- определить объём обязательных знаний и навыков для овладения учениками инструментом;
- разработать методику развития интереса учащегося в процессе обучения исполнительству на фортепиано;
- оценить эффективность разработанной методики формирования музыкального интереса к игре на фортепиано.
- вопрос развития музыкальности и свободы исполнительства учащегося в классе фортепиано.
|
|
Объект исследования – процесс обучения музыкальности и свободе исполнительства учащегося в классе фортепиано.
Предмет исследования – развитие музыкальности и свободы исполнительства учащегося в классе фортепиано.
Степень разработанности: Сущность понятия интерес и различные аспекты данной проблемы отражены в философии Г. Гегеля, И. Канта; в педагогике Д. Б. Эльконина, Г. И. Щукиной; психолого – педагогических исследованиях Н. Морозовой, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование музыкальности и свободы исполнительства учащегося в классе фортепиано будет осуществляться более эффективно, если в учебном процессе применить метод импровизации с использованием изобразительных моментов.
Методы исследования включают: анализ литературы по проблеме исследования; изучение практического педагогического опыта преподавания класса фортепиано; вопрос развития музыкальности и свободы исполнительства в классе фортепиано; обобщение выводов исследования. Выбор методов исследования осуществлялся на основе их адекватности цели, задачам и предмету исследования. Полученные данные фиксировались, анализировались на основании чего делались выводы.
|
|
Методологическую основу исследования составили: - социально – философский аспект интереса представлен в трудах Г. Гегеля, И. Канта и др.; положения эстетики, психологии и педагогики о роли искусства в развитии личности учащегося представлены Д. Б. Кабалевским, Б. М. Тепловым, Г. М. Цыпиным и др.; - о закономерностях развития интереса в деятельности свидетельствуют работы А. М. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна; - психологические и педагогические основы теории интереса рассматривали Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина; - учебные пособия и методические рекомендации представлены педагогами А. И. Ямпольским, И. А. Лесманом, С. О. Мильтоняном. Теоретические основы были заложены в трудах известных музыковедов А.А. Альшванг, М.Г. Арановский, Л.П. Казанцева, В.В. Медушевский, Е.В. 4 Назайкинский, Т.В. Попова, А.Н. Сохор, В.Н. Холопова, В.А. Цуккерман. В книге Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей» предложена оригинальная концепция музыкальности.
Структура: реферат состоит из введения, трех разделов, выводов и списка использованной литературы.
Введение
Обучение игре на фортепиано – это одна из конкретных художественно-воспитательных дисциплин. Музыкальное воспитание способствует гармоничному развитию учащегося, пробуждению его интеллектуальной, волевой и эмоциональной энергии, раскрытию его способности восприятия, интенсивной работе его фантазии и его памяти, формированию его характера. Оно воспитывает в нем всестороннее, глубокое и чутко восприимчивое представление о жизни. В этом смысле музыкальное воспитание преследует основные цели общего воспитания, используя при этом свои средства и возможности. При этом возможности эти большие.
|
|
Задачамиобученияучащегося на фортепианоявляются:
- ознакомление с фортепиано, исполнительскими возможностями и разнообразием приёмов игры;
- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретённых на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
- привить любовь к музицированию, научить самостоятельно разучивать и выразительно исполнять фортепианные произведения, развивать умение чтения нот с листа;
- развить музыкальность и свободу исполнительства учащегося в классе фортепиано.
Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении учащегося к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о его воспитании, что справедливо считается ответственным и сложным делом. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующие музыкально развитие ученика.
Актуальность проблемы поиска новых средств для развития музыкальных способностей начинающего пианиста очевидна и продиктована практикой. На начальном этапе обучения проявляется особая потребность в развитии ритма и музыкальной памяти учащегося. Порой приходится прилагать много усилий для достижения игры с ритмической определенностью, но не всегда удается достичь результата с помощью обычных средств. Педагогу не стоит торопиться в своих выводах, так как все способности развиваются и выявляются в практической деятельности, через урок, через музыкальный материал. Способности проявляются не в самих знаниях и умениях, навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также, то, как эта деятельность выполняется.
Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие - необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся. Ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность.
Изучая материалы, представленные различными авторами, педагог обогащает себя ценными знаниями, которые помогут ему в будущей профессиональной деятельности осуществлять работу с учащимися.
Раздел 1. Анализ разработанности темы
Анализуровня развития музыкальности у школьников на фортепиано показал, что в основе учебно–воспитательной работы лежат три составляющих. Это - знания о выразительных и формообразующих средствах музыкального языка, возможности и методы педагогической организации урока, овладение и совершенствование знаний, умений и навыков для увеличения исполнительского потенциала учащихся. В музыкальном исполнительстве знания и умения являются не целью, а средством, так как формируются на развитии духовной среды, эстетической, эмоциональной - мыслительной деятельности. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный - объяснение, беседа, рассказ;
- практический - освоение приемов игры на инструменте;
- эмоциональный - подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления.
- аналитический – развитие логического мышления, по средствам сравнений и обобщений;
- наглядно – слуховой – наблюдение, демонстрация музыкальных приемов, показ видеоматериалов;
Чем раньше учащийся приобщится к «умственной» технике, тем успешней и продуктивней будут его занятия за инструментом. Необходимо, чтобы учащийся приучался к сознательной работе, понимал поставленные перед ним задачи, умел вслушиваться в свою игру и критически разбираться в собственных действиях.
Посредством анализа можно установить, какие требования предъявляет преподавание игры на фортепиано к развитию мышления. Только для того, чтобы воспроизвести простую нотную запись, учащийся должен потратить гораздо больше духовной энергии, чем это может потребоваться в других процессах мышления. Он должен успевать следить за правильными пальцами, артикуляцией, фразировкой и динамикой. Все это в сочетании с моторной деятельностью, протекающей для каждой руки отдельно. Такое напряжение требует от учащегося максимальной концентрации сил и поддерживает его духовную активность. Да и сам характер этой дисциплины исключает любое пассивное участие в процессе обучения. При этом поступательное движение необходимо вести от простого к сложному. Постоянно вводятся новые элементы: различные виды удара, более сложные ритмы, дифференцированная динамика, педализация. Разучиваемые композиции удлиняются и усложняются как с точки зрения формы, так и в отношении гармонии.
Важно с самого начала побуждать учащихся мыслить самостоятельно и выполнять простейшие задания, такие как определение тональности и размера, нахождение трудных мест и способов заучивания и более сложные – вплоть до анализа формы и гармонии. Требования, предъявляемые к мышлению учащегося, тесно взаимосвязаны с развитием и тренировкой памяти. Преподаватель должен следить за тем, чтобы заучивание наизусть происходило не просто механически, а систематически, по частям и с использованием всех видов памяти: слуховой, зрительной, моторной. Достигаемые в этом случае результаты будут полезны не только для обучения по специальности, но и внесут в общее интеллектуальное развитие ученика.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!